Встреча, посвященная творчеству вологодского поэта Александра Романова (1930 — 1999), прошла в филиале областной юношеской библиотеки. Воспоминаниями об отце поделился сын поэта, д.ф.н. Александр Романов младший.
«Стихи возникают неожиданно, как налетевший дух свежей березы», — так писал Романов о своих лирических строках. Один из сборников поэта назывался «За морем березовым» (1963), и в этой метафоре отразилось его видение родных просторов и своей страны.
«В нем было больше земного, жизненного, деревенского, чем городского. От корней, что называется, был человек, — вспоминает об отце Александр Романов младший. — Что особенно в образе березы? Дело в том, что само понятие „деревня“ означает „место, расчищенное от деревьев“. Деревни появлялись там, где первые жители корчевали, вырубали деревья и ставили на их месте дома. Но лес никуда не исчезал, он окольцовывал деревню. Родная деревня поэта — Петряево — утопала в белоствольных березах. И этот образ вошел в его поэзию».
«Деревня дала мне имя, душу, преподала уроки доброты», — говорил поэт, и березка как прекрасный символ родины появляется уже в первом его сборнике «Признание друзьям» (1956). «Ширь без края, белый всплеск берез», — такой он видел свою страну (ст. «Родина»). В стихотворениях «Поле», «Земля отцов и дедов», «Еще на небе было чисто» образ березы вызывает восторг, становится метафорой любования и упоения жизнью. Разумеется, в любовной лирике он также проявил себя (например, ст. «Мне опять покой неведом»).
В Вологде друзьями Романова стали Сергей Чухин, Александр Яшин, Василий Белов, Николай Рубцов, Сергей Орлов. О последнем он говорил так: «Читаю Сергея Орлова — и душа моя, отзываясь на каждую строку, горит, скорбит, омрачается, озаряется, возвышается, и нету для меня тишины, нет покоя». Перед Яшиным он преклонялся, его портрет висел в кабинете поэта, и в трудные минуты, когда слово не шло, Романов обращался именно к гению Яшина. Ему он посвятил стихотворение «На Бобришном угоре», где одним из образов, связанных с писателем, стал березовый лист. Василию Белову адресовано стихотворение «Гармонья». «Радуюсь, что Василий Белов есть в жизни народа, все творчество его — это вдохновенное исследование лада человеческой жизни», — отзывался о нем Романов. Рубцова он называл «огромный редкий поэт». Образ светоносной березы в стихах Романова всегда рядом с теми, кто особенно дорог, любим и уважаем поэтом.
«Вся моя поэзия — это скитальчество по родной земле. За столом стихи я никогда не писал, складывая их на ходу, от кустика до кустика, как от строчки до строчки. В сотворении моих стихов участвует не одна моя душа, но и моя земля», — писал о своем творчестве Романов. Народная основа его лирики, его прозы, его стилистики чувствуется очень явно. Сын поэта рассказал, что однажды один из критиков обвинил отца в подражательстве Есенину. «Я помню, как отец ходил туда-сюда по комнате и возмущался: „Я стилизуюсь? Да я вырос в этих местах, для меня, в самом деле, березки — живые, река — живая, земля — живая“, — говорил он». Действительно, поэт Романов воспевал родную природу и деревню. Слова любви, обращенные к ней, естественны, бесхитростны и искренни:
Спасибо, деревянная Россия,
За колыбель,
Науку,
Хлеб
И соль!
В заключение встречи Александр Романов мл. рассказал собравшимся о книге «Ради светлости дня» (2010), которая была выпущена к 80-летию со дня рождения писателя. В ней представлены все литературные жанры, в которых работал Александр Романов. Сборник готовился наследниками Александра Александровича, главным составителем стала вдова писателя Анастасия Александровна Романова.
Юлия Шутова
cultinfo.ru