Комментарий к речи на выпускном «На пороге взрослой жизни».
«Первый полёт в неизведанное…»
Тагирова Лейсан Ильнаровна,
обучающаяся МАОУ «Гимназия № 76»,
г. Набережные Челны
Юлечка Студенцёва, девочка-подросток, охарактеризована В. Ф. Тендряковым как неготовый к взрослой жизни птенчик, » как не выпускница». Несмотря на её хрупкость и незрелость, автор отметил не свойственную юным особам озабоченность. Он ясно дает понять, что на душе у героини бушует буран: » суровая озабоченность«. Более того, свой текст он завершает фразой, в которой фигурирует метафора «птичьи глаза» , добавив, что выпускница, завершив свою блестящую и вдохновляющую речь, вернулась к месту «мелкими дергающимися шажочками», что в очередной раз отражает ее личностные качества.
Юлечка Студенцёва признается, что впереди её ждут тысячи дверей, ключи от которых она ещё не нашла, поскольку, к сожалению, школа не давала ей возможности найти себя, понять свои желания и стремления. Учебное заведение не позволило открыться и найти себя в дальнейшей жизни, ведь она только училась, чтобы получать хорошие отметки и знать всё, кроме единственного, но столь важного — что она любит и чего хочет от жизни. Юля держала себя в этих рамках все долгие годы, которые училась в школе. Героиня без зазрения совести перед классом и самим директором призналась, что очень боится будущего, так как не мыслит, чем ей заниматься, кем быть. Она не видит себя в социуме, в обществе как целостную и сформировавшуюся личность. Её этому не научили, а точнее не дали толчок для самопознания и расширения кругозора… На мой взгляд она, как и любая выпускница, мечтала по ночам, строила свою будущую жизнь, но общество не подсказало ей как найти отражение своего внутреннего «Я» в действительности. Таким образом, читатель ясно понимает, что Юлечка стремится найти себя, свой жизненный путь и предназначение.
Русская художественная литература полна примеров, отражающих поиски собственного «Я» , своего места в жизни. Свое предназначение искал и главный герой произведения Н. С. Лескова «Очарованный странник». Еще в отроческие годы Ивану Флягину было предсказано погибать много раз, но ни разу не погибнуть. Действительно, так и было, ведь герою пришлось пережить многое в жизни. В детстве Флягин оказался косвенным виновником дорожного происшествия, вследствие которого погиб монах. Юноша не избегал опасных ситуаций, что доказывает битва с татарами под Пензой. В плену он пробыл более десяти лет, где ему вшили конский хвост в пятку, чтобы тот не убежал. Там же Иван создал свою семью и стал местным лекарем. Однажды герой отдал все свои деньги, будучи очарованным красотой цыганки Груши, к которой родились чувства. К сожалению, их любовь закончилась трагично: девушка умерла. В поисках душевного покоя и смысла жизни герой отправился на службу в монахи, где осознает, что должен служить людям и благодетельствовать. Таким образом, тернистый и полный испытаний жизненный путь главного героя привел его к нахождению своего предназначения. Лесков на примере героя произведения доказывает, что действовать нужно с умом, ответственностью, преданностью вере, не отбрасывая честь и достоинство.
Познакомившись с произведением Тендрякова, мы понимаем, что на глазах родилась личность с отличным от всех мнением, и этим она прекрасна. Безусловно, школа дала знания, но не воспитала умение мыслить широко за пределами жестко установленных ограничений. В этом и заключается дилемма: » Знания дают лишь плодородную почву, но опыт — есть личный труд, благодаря которому на земле появится «прекрасный сад, радующий глаз своими красотами».