Начнем четыре недели, посвященные душевным болезням, не с книги и даже не с фильма, а с концепта — образа — Рыцаря Печального Образа, хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского.
Дон Кихот — настоящее его имя Алонсо Кехано — безумный старик, начитавшийся рыцарских романов и отправившийся странствовать по миру эпохи Возрождения в поисках подвигов и приключений. Дон Кихот — несчастливец, родившийся не в свое время, стремящийся всеми силами достигнуть своего идеала — прекрасной Дульсинеи — и сражающийся с ветряными мельницами вместо чудовищных великанов. Дон Кихот — образ классической литературы, интерпретированный неисчислимое количество раз как в художественных, так и в исследовательских текстах.
«Дон Кихот» Сервантеса — это самая печальная история из всех, какие мне доводилось читать. Придуманная для того, чтобы высмеять глупость рыцарских романов, она показывает путь человека, ослепленного высокими устремлениями. И этот путь неприятен, смешон, местами страшен, и имеет трагический конец.
Экранизаций романа о Рыцаре Печального Образа очень много. Какие-то из них честно пересказывают книжку, какие-то пытаются интерпретировать его образ, забрасывают рыцаря в разные места и ситуации, какие и не снились Сервантесу. Для взрослых, для детей, с оригинальным концом, с плохим концом, с хорошим концом. Бывает, что Дон Кихот даже находит свою Дульсинею, чтобы жить с нею долго и счастливо.
Мы поговорим о последней экранизации, которую мир ждал без малого двадцать пять лет — «Человек, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама.
Можно взять сюжет и пересказать его слово в слово, при этом упустив самое главное — идею и смысл. Можно взять сюжет, изменить его до неузнаваемости — и бережно сохранить идею в ее первозданном виде. Терри Гиллиам умеет преобразовывать, сохраняя. Он, вслед за Сервантесом, рассказывает самую печальную и даже страшную историю в мире. При этом в зрительном зале то и дело раздаются взрывы смеха.
«Человек, который убил Дон Кихота» — это фильм в лучших традициях Терри Гиллиама. Он постоянно заставляет смеяться, показывает смешного, глупого и так далее героя, который попадает в нелепые ситуации. После заключительных титров у зрителя остается странное чувство пустоты в груди, как будто оттуда достали кусок ответов.
Если вы хотите посмотреть на жалкое безумие — почитайте «Дон Кихота» Сервантеса. Если вы хотите посмотреть, как человек ходит с ума, — посмотрите «Человека, который убил Дон Кихота». И расскажите, смеялись вы или плакали.
Автор рубрики, фото — Катерина Козицына