Есть правила. Например, не бери интервью у друзей. Но я беру. Наверное, сюда же можно отнести — Не пиши рецензии на книги друзей. Но я пишу.
Протягивая руки за книгой «IsИнтернета», я уже боялась быть предвзятой. Потому что сложно отделить личные предпочтения от реальных впечатлений от художественного текста. Или наоборот — можно из страха быть необъективным отнестись к произведению гораздо требовательнее, чем оно того заслуживает.
После неоправданно затянутого вступления перейдем к предмету обсуждения.
«Парасеть» — это повесть в сборнике «IsИнтернета». Большая вещь, вызывающая в голове воспоминания, например, о Брэдбери, Кубрике или Филипе К. Дике.
Я подступалась к ней несколько раз — меня смущало имя главного героя, но я не могу сказать, почему. Кажется, здесь у меня возникала еще одна ассоциация — самая первая у этой повести — тягучие советские романы навроде «Кортика», «Тимура и его команды» и «Двух капитанов».
Хорошо, поиграем в три ассоциации. Тем более, что сразу после имени «Иртыш» появляется слово «Ковчег». Даже вне контекста оно увлекает вас в омуты памяти, где абсолютно точно маячат Ной, Потоп и Бог. Здесь-то и начинается интересное. Обычно писатели вызывают в наших головах аллюзии при чтении своих произведений — и на этом успокаиваются, продолжают повествование, оставляя некоторые смыслы на откуп этих аллюзий. Павел Громов — нет.
Вслед за словом он добавляет Ноя, Потоп и Бога. Вслед за запертой комнатой, телесной изоляцией и механически подавлением свободы воли и познания — побег. Следуя за своими собственными ассоциациями, писатель выходит за рамки негласных литературных канонов.
Если появляется тема угнетения человека машиной — значит, человек окажется умнее машины. Но победит ли он? Есть ли смысл ему побеждать? Если у человека стерта часть памяти — значит, он может обнаружить в себе другие моральные качества, которые до этого скрывало наслоение его настоящего. Примет ли он к сведению мысли нового себя? Или предпочтет прислушаться к тем, кто говорит, что знает его лучше него самого?
«Парасеть» — небольшой текст с неравномерно развивающимся повествованием и неожиданными поворотами, рожденными скорее ассоциациями автора, чем его стремлением поразить читателя. Вопрос в том, — случайно или нарочно он это делает. Каждый решит для себя в меру своей предвзятости.