Вот уж кого можно назвать мировым флагманом славянского фэнтези, так это Анжея Сапковского. В цикле и белоголовом ведьмаке Геральте из Ривии, известном также как Белый Волк, насчитывается восемь книг, не считая захватывающего «Бестиария» и двух книжек с рассказами, действия которых происходят в той же вселенной.
Что можно сказать о Сапковском, кроме того, что он необычайно эрудированный польский джентльмен, имеющий четкие взгляды на некоторые вещи, включая войну и авторское право? Он подарил нам одного из самых неоднозначных фэнтезийных героев: с желтыми кошачьими глазами, двумя мечами за спиной и кодексом чести, распространяющимся на драконов, чародеек и предназначение.
Можно долго размышлять о том, кто сделал «Ведьмака» популярным: сам пан Сапковский благодаря своим литературным и иным способностям или CD Projeckt RED, создав высококачественный прецедент игровой индустрии. Как бы там ни было, сейчас мы говорим о «Ведьмаке» как о романе, как о серии игр — видео и настольных. Как о вселенной, созданной умами многих людей.
Должно быть в этом и заключается величие. Но, в чем я совершенно убеждена — не последнюю роль в этом играют виверны, лешие и игоши, предлагающие современному человеку ставшую экзотической славянскую мифологию во всей красе, сдобренную посмодернизмом.
Начиная с этого абзаца я не могу найти ничего лучше, чем, после всего сказанного, привести в некую систему отдельные явления массовой культуры, связанные с нашей сегодняшней темы. Все началось с книг — это понятно. Первая из них очень «по-сапковски» осмысляет классические сказочные сюжеты о красавице и чудовище (кто из них кто — не всегда понятно), Белоснежке, Румпельштильцхене и прочих. Чуть позже все это выльется в обширную сагу со множеством королевств и королей и нетривиальной философией.
В начале века Сапковский с барского плеча позволил молодой польской компании создать ролевую компьютерную игру по мотивам книг. Мы знаем, к чему это привело. Игра «Ведьмак 3: Дикая Охота» взорвал игровую индустрию и превзошел все ожидания фанатов и прочих любопытствующих.
Где-то в промежутке поляки сняли фильм и мини-сериал с куклами, набитыми поролоном, женщинами-ведьмачками и семейной драмой Геральта из Ривии. Но также с Михалом Жебровским в главной роли — на мой скромный вкус, лучшим Геральтом из всех возможных среди экранизаций.
Что ж, теперь мы все затаили дыхание в ожидании сериала от Netflix с вымученно загримированным Человеком из стали в роли Белого Волка.
Как бы фанаты не мечтали об обратной ситуации, большие истории — особенно если их удалось качественно подать — выходят из-под контроля и не возвращаются обратно. Каждый желающий может предъявить права на такую историю и сделать с ней что-либо, исходя из своего видения и своих целей.
Так случилось с «Ведьмаком». Однако я вижу, что выгодно отличает его от собратьев по судьбе, — мифология, которая создает неповторимые декорации для действующих лиц, обладающих сложными и интересными взглядами на жизнь и мир.
А ведь именно об этом мы и говорим в феврале.
Автор рубрики, фото — Катерина Козицына