Оскар Уайлд "Саломея"

11.05.2019
|
Комментарии отключены
||

Небольшой перерыв хочется закрыть тремя майскими субботами, посвященными ирландской литературе. В связи с тем, что сегодня второй и заключительный день чемпионата по ирландским танцам в Санкт-Петербурге.

При упоминании Ирландии первым в голову приходит, конечно, Джеймс Джойс. Но о нем поговорим в другой раз. Потому что сейчас с нами Оскар Уайлд.

Занятный человек, живший в викторианской Англии – одновременно поддерживающий ее устои своими произведениями и жизнью – и в то же время опровергающий. Чопорный, осознающий свое дарование и свою, по собственному выражению, гениальность. В розовых панталонах, с цветком в петлице, кудрями, едкими шутками. Он пишет сказки, «Портрет Дориана Грея», «Как важно быть серьезным». И так далее. Среди всего этого – «Саломея», пьеса, запрещенная к постановке при жизни писателя.

Перед нами перевинчивание библейского сюжета абсолютно в уайлдовском духе. Томная, изнеженная царевна влюбляется – и не в кого-нибудь, а в Иоанна Предтечу. Иоканаана – как он назван в пьесе. Опять же – в уайлдовском вкусе.

Иоканаану нет дела до царевны – как и до всего земного. Он пророчит приход Человека и низвергает в адские пропасти устои своего времени и общества, в котором он живет: разнузданность, телесность и потакание малейших прихотям.

Сейчас пьесу никто не запрещает ставить. Но можно спектакли – особенно те, что на слуху, – пересчитать по пальцам одной руки. Самый известный, должно быть, – тот, что поставит Роман Виктюк. С Дмитрием Бозиным в заглавной роли.

Пьеса одноактная. Виктюк любит такие, чтобы был простор для снабжения текста собственным видением. Кроме мелодекламации и хореографии пьеса в постановке Виктюка пополнилась новыми действующими лицами – Уальдом, Бози и многими другими.

Что наталкивает на одну из интерпретаций пьесы, конечно же. Иоканаан – сам писатель. В то время как Саломея – это Альфред Дуглас, который послужил ощутимым поводом к социальной гибели писателя. Актеры – те же. Дмитрий Бозин – Салемея и, как это ни забавно, Бози. Дмитрий Жойдик или Александр Дзюба – Ирод Антипа и Оскар Уайльд.

И здесь появляется еще одна мысль, может быть, не имеющая под собой никакого реального основания. Главный герой произведения – не Саломея и даже не Предтеча. А Ирод, тетрарх Иудейский. Он пьян и несет бред, но он же произносит самые резонные и разумные фразы. Он видит в Иоканаане большее, чем остальные. Это свидетельствет о достаточной развитости его духовной составляющей.

Но он же не может устоять перед чарами Саломеи, потому что слаб духом, как истинное дитя своего времени. Не таким ли видел себя и сам Уайлд? Именно Антипа в конце даст приказание, на которое сам писатель так и не решится.

Если не хотите читать пьесу, посмотрите постановку Виктюка. В конце концов, она приедет к нам в Вологду этой осенью.

Автор рубрики, фото — Катерина Козицына

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии к этой странице запрещены.


Новости Вологды, а также новости Вологодской области