Шесть «не» для критика

19.01.2015
|
Комментарии отключены
||

Что такое критика и как избежать типичных ошибок при написании литературных рецензий, разбирались в областной юношеской библиотеке 16 января. Занятие для учеников студии «Лист» и других желающих провела вологодская писательница Наталья Мелёхина.

Критика — это тоже творческий акт, поэтому не существует общего шаблона, как нужно писать рецензии, сразу заявила Наталья. Однако есть рекомендации, выработанные общей практикой и личным критическим опытом, как делать не надо. Ими она и поделилась со слушателями, сопровождая примерами и советами. В целом получилось 6 основных правил.

1. Не путать критику со статьями других жанров. Например, с литературоведческой статьей, цель которой — научное исследование текста, адресованное специалистам. Также не является критикой журналистский материал, который дает только общую информацию о произведении и его авторе, сосредотачиваясь на каком-то сопутствующем актуальном событии. Критический же разбор обращен к широкой читательской аудитории, отличается авторским стилем и наличием оценочных суждений. Рецензии пишутся на новинки, которыми по негласному соглашению считаются книги, вышедшие в последние три года. Объем рецензии — от 3 до 10 тысяч знаков.

2. Не забыть указать выходные данные: автора, название, издательство, автора-составителя. В начале текста желательно посвятить 2-3 предложения ответу на вопрос: о чем эта книга? Несмотря на кажущуюся простоту, сделать это нелегко: попробуйте в двух словах объяснить суть «Преступления и наказания» Достоевского или тургеневских «Отцов и детей».

3. Не нужно «бодаться с автором». Так называют спор читателя с автором и персонажами, которые поступают «неправильно» с точки зрения нашей действительности. Надо помнить, что законы художественного произведения не соответствуют нашей реальности. Отождествлять их — это все равно, что пытаться съесть нарисованную грушу, сравнивает Наталья. Задача читателя — понять героя, который действует в своей реальности, оценивать произведение не с точки зрения действительности, а с точки зрения искусства слова.

4. Не вырывать произведение из контекста. Книгу необходимо оценивать в ряду других произведений писателя, учитывая также время ее выхода и особенности существующего литературного процесса. Перед написанием статьи рецензенту полезно выяснить, что пишут на подобную тему другие авторы, почитать статьи о предыдущих произведениях писателя.

5. Не анализировать сборник стихов с той же точки зрения, что и прозу. Рецензия на лирику обязательно должна содержать анализ поэтических особенностей, ведь поэзия — это не набор тем, это торжество эстетики. Сейчас поэтические книги часто строятся по определенной концепции — ее и должен раскрыть рецензент.

6. Не писать скучно и сухо, стиль рецензии должен быть легким и ярким. Представьте, советует Наталья, что вы рассказываете о произведении своему другу, который очень любит читать, но совершенно не имеет времени, чтобы выбрать книгу. Чтобы сделать критический текст интересным, стоит еще при прочтении отметить, какие сюжетные моменты или факты могут заинтересовать читателя, и написать о них в рецензии.Также критическая статья может показаться скучной и невнятной, если ее автор не определился со своим отношением к произведению и не смог выразить свою позицию. Ведь в рецензии читатель ищет именно мнения и оценки книги.

Аудиторию, во многом состоящую из начинающих авторов, интересовало также, нужно ли в рецензии делать пересказ сюжета. Всю статью нельзя сводить к пересказу, ответила Наталья, но иногда он необходим. Например, нужно описать эпизод, вызвавший широкий резонанс и споры, чтобы объяснить ситуацию. Или передать момент, который может заинтересовать читателя.

И еще одним практическим советом из личного опыта поделилась писательница. Перед написанием рецензии нужно определить основную суть своего будущего текста. Здесь поможет «правило уходящего поезда»: что именно вы сказали бы об этой книге человеку, чей поезд вот-вот отправится, и на долгие объяснения нет времени? Эта фраза, это предложение и должно стать той мыслью, на подтверждение которой и будет работать вся статья.

Для повышения профессионального уровня Наталья Мелёхина рекомендует читать других критиков, а также литературоведческие статьи, например, Дмитрия Лихачева. Некоторые из них читаются так же увлекательно, как детективы, утверждает писательница.

Анастасия Соколова

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

2 комментариев на “Шесть «не» для критика

  1. Понравилась статья о заседании критиков. Она универсальна, и может пригодиться не только студийцам.

  2. К тому же прекрасные фотографии.Спасибо автору.


Новости Вологды, а также новости Вологодской области