Екатерина Коничева. Моя «Субмарина»

 koni4evaКонкурс «Книга. Версия 2.000»

в рамках Межрегионального молодежного
фестиваля книги и чтения
«КлЮкВа: Книга. Юность. Вологодчина»

Автор: Коничева Екатерина,
Сокол


Моя «Субмарина»

Изучать себя на примере литературных персонажей очень поучительно. Вы, как в каталоге, можете выбрать подходящего вам героя. Ошибок здесь не бывает: всегда можно закрыть книгу и поставить её обратно на полку. Затем взять другую, и делать так до тех пор, пока не найдете такого автора, который знает вас как никто другой. Он расскажет вам о том, что более всего для вас актуально, а именно — о действительности, среде, в которой вы живете. Для меня таким автором стал Джо Данторн с его дебютным романом «Субмарина».

Писатель родился в 1982 году, в Уэльсе, и таким образом, стал прототипом своего же героя — валлийца Оливера Тейта, которому в 1997 году исполнилось 15 лет. Читатель первое время пребывает в недоумении: как ему воспринимать роман и стоит ли всецело доверять автору? Сомнения человека, первый раз взявшего в руки эту книгу, можно объяснить не столько неправдоподобными событиями, сколько до смешного серьезным тоном повествующего. Лаконичные, обрывчатые фразы сразу погружают нас в сознание этого прелюбопытнейшего молодого человека. Оливер начинает свою атаку, отвлекая нас от всех забот и спокойно говоря: «Ваши проблемы подождут, вы лучше на мои посмотрите!».

И действительно, у этого молодого человека немало трудностей, но в пределах разумного для своего возраста. Вечный конфликт «отцов и детей» на этом боевом поле так и не зародился, что можно выявить из абсолютно пассивного характера папы мальчика, морского биолога Ллоида Тейта. Этот персонаж романа пребывает почти «на дне». Почти без эмоции, без интереса, без жизни.

Чтобы составить общую картину, нам необходимо, вооружившись зорким взглядом Оливера, на протяжении всей книги по крупицам собирать портрет этого не менее занимательного персонажа, чем его сын, поскольку он не показывает своих чувств, а топит их в чашке воды с лимоном. Даже когда Оливеру угрожает серьезная опасность — утонуть в глиняном болоте во время отпуска — его отец не говоря ни слова спасает свое дитя и в конце всего действа предлагает ему вернуться к столу на ужин. Больше всего читателя удивляет невозмутимость Ллоида, с которой он спасал сыну жизнь. Будто это является для него прохождением полосы препятствий на время, главным призом за которую является продолжение рода Тейтов.

Пассивный характер Ллоида не мог не сказаться на его отношениях с супругой, работающей в городском совете Джилл Тейт. Их брак очень необычен: он напоминает партнерские отношения. «Родители не спорят, они дискуссируют», — говорит Оливер. Его искреннее желание помочь своим совсем несамостоятельным родителям становится основой семейного конфликта в романе. Но, как ни странно, подросток ничего не знает о них, ведь разговоры «по душам» в этом доме не приняты. Посредством наблюдения и, как он сам это описывает, «скрытого анализа», Оливер выявляет в их характере слабые места и использует это для того, чтобы лучше понять родителей.

Дом семьи Тейт пребывает в состоянии относительного покоя до первой серьезной проверки отношений между супругами — появления первой любви Джилл, Грема Первиса. Применяя всю свою сообразительность и талант к чудачествам, Оливер изо всех сил пытается спасти семью, в то время как отец продолжает бездействовать и плыть по течению вместо того, чтобы справиться с проблемой собственноручно. К сожалению, ни к чему конкретному вмешательство в отношения родителей не приводит. Автор лишний раз напоминает нам о тяжелой судьбе подростка: самонадеянность и искреннее желание помочь не всегда могут быть оправданы.

Переходим к рассмотрению главного героя «Субмарины», Оливера Тейта. Можно сказать, что ребенок этот действительно развит не по годам: он трудолюбив, талантлив, обладает хорошей памятью и умеет мыслить рационально, но скрывает это. Его школьная жизнь строится на главном страхе всех подростков — быть непринятыми. Если он будет учиться очень прилежно, то одноклассники сочтут его «зубрилкой», любителем выделять себя на их фоне. Именно поэтому все его действия подвергаются тщательному анализу. Даже отношения с девушкой Джорданой Биван он расценивает как полезные для себя в плане повышения популярности среди сверстников и осуществления приятной перспективы овладения первым опытом в любовных делах.

Книга представляет собой один большой «бортовой журнал». Так «по-морскому» Оливер сам назвал свой дневник, который помогает ему получить прозвище «Адриан», и не зря.

Адриан Моул- это герой книг Сью Таунсенд. Тринадцатилетний мальчик ведет дневник, он безрассудно влюблен в одноклассницу, его родители находятся на грани развода из-за измены матери … Одним словом, Адриан — литературный близнец Оливера. Странным является то, что большинство критиков сравнивают подростка не с Адрианом, а с героем книги Джерома Селинджера «Над пропастью во ржи». Вот как комментирует это сам Джо Данторн: «И там и здесь главные герои подростки мужского пола — вот и все сходство», многие же литературные критики отмечают схожесть «терапевтического эффекта», произведенного обеими книгами.

Мы сосредотачиваемся на действиях и на чувствах, которые эти действия побуждают. Оливер пишет на земле сигнал «SOS» и именно таким образом выражает отчаянность своего положения; Джилл показывает свое недовольство к пассивности мужа тем, что побуждает его к борьбе за любимую; Лооид без лишних слов спасает сына и не считает это геройством. Этот мир, где люди общаются без слов, кажется невозможным, но, тем не менее, тихий английский дом всегда рад пригласить вас на чай и рассказать о том, что помогает сконцентрироваться на окружающем вас мире. Джо Данторн в дневнике подростка рассказал взрослым о том, как иногда полезно слушать и слышать друг друга, как порой юность бывает самонадеянна и жестока, и, самое главное, как не потерять связь со своими близкими.


Список всех работ


Новости Вологды, а также новости Вологодской области