Лидер. Анна Васильева

Конкурс среди молодых библиотекарей Север-Запада
«Лидер. Создавая будущее»
Анна Васильева, ведущий библиотекарь
БКПУ «Печенгское МБО» (Мурманская область, г. Заполярный)

(текст представлен в авторской редакции)

Будущее библиотеки

Я работаю в библиотеке… Если бы кто-нибудь еще 6-7 лет назад сказал мне, что я буду работать в библиотеке, я бы не поверила. Но, тем не менее, я работаю. В библиотеке для взрослых, секция «Абонемент», юношеская кафедра. Да, то есть подразумевается, что моя аудитория — читатели от 15 до 25 лет. Всё, точка. Возрастной ценз 18+, строгий взгляд из-под очков: «Тургенев — да, Вишневский, „Одиночество в сети“??? — Милая, там ограничение, ты не поймешь…». Да, я помню это ощущение, по себе, в свои 15-16 лет: «А вдруг не дадут?». И облегчение — «Разрешили. Выдали. Я пойму».

Вот это «Я пойму» я вижу в глазах своих юных читателей, когда они приходят и просят «что-нибудь на Ваш вкус». Мой вкус — это мой вкус, 5 лет ин.яза, работа переводчиком, чтение по большей части на английском и не только классики… А я хочу, чтобы у каждого моего читателя появился «свой» вкус.

Наши дети — другие. Они путешествуют по миру, заводят знакомства в социальных сетях и болтают по скайпу с подружкой, живущей в соседнем доме. Им трудно объяснить, что такое сбор пионерской дружины и зачем научным сотрудникам нужно было ездить на картошку. В их жизни есть столько всего, о чем мы не то что не мечтали — даже представить не могли!

А тут: «Дайте на Ваш вкус…». Я не могу навязывать, не могу давить. Могу только предоставить выбор: возьми, попробуй, примерь на себя. Это труд. Но труд и для меня как библиотекаря. Потому как я же не могу выехать исключительно на Фаулзе и По. Голсуорси и Уайлд — отличные ребята, но, простите, у нас тут «Сойка-пересмешница» в «Сумерках» летает, «Гарри Поттер» с «Таней Гроттер» соревнуются… А любовь??? А «меня-не-понимают-потому-что-у-меня-глаза-зеленые???». Вот где, скажите на милость, найти рецепт для этого «Не понимают?». И вот сажусь я на форумы. Да, да. На книжные форумы. Их сейчас превеликое множество. И начинаю разыскивать подборки «Когда тебя не понимают», «Если тебе 16, а у тебя нет парня», «Если Гарри Поттер надоел, возьми и прочитай…». Беру и читаю. Скажу честно, не все, и не полностью.

Критериев выбора несколько:

1. Сюжет. Он должен быть продуманным. Автор должен потрудиться, ведь мы же будем трудиться, преодолевая дебри его фантазий. Хотя, если появились дебри, то все, я книгу откладываю.

2. Язык. Он должен быть русским. Хорошим. «Вкусным». Причем это касается как переводов (чего греха таить, художественный перевод в наши дни тихим голосом шепчет «Люди, я умираю»), так и книг, написанных русскоязычными авторами. Если уж прививать вкус, то хорошим русским языком.

3. Отсутствие «чернухи». Очень часто современные молодые (и не очень) авторы перебарщивают с жестокостью, депрессией и сексом. Я согласна, что в 15-16 лет всё как-то более обостренно воспринимается, но если уж ты заявил депрессию, то предъяви и выход из неё. Иначе получится самоучитель «Как умереть молодым и несчастным». А этого нам не надо, ведь нас и так «Не понимают…»

4. И, пожалуй, самое главное. Книга должна быть живой. Такой, чтобы захотелось поставить её себе дома на полку. А потом перечитывать. Чтобы она заставила тебя думать, решать, искать выход, примерить на себя, поспорить, наконец. Споры — это вообще первейшее дело. Если есть спор, значит, есть эмоции и мысли. А это в нашем деле — главное.

Тут как раз и начинает вырисовываться основная функция библиотеки в наше время. Библиотека — это хранилище информации. Её много, она разная, но она лежит. Не работает. Зачастую библиотеки работают для библиотек. Мы создаем мероприятия, оформляем выставки, делаем презентации. Но на темы, которые интересны нам. Или на темы, которые даны в плане. А сейчас важно наладить диалог. Между библиотекой и читателем. Причем, независимо от возраста.

В наш высокотехнологичный век, библиотека, и как следствие — книга, перестали быть единственным источником информации. Хотя это парадокс. Ведь вся, абсолютно вся информация в сети взята из книг. То есть, сеть просто делает эту информацию более доступной, удобной. Сидеть дома на диване и щёлкать кнопочкой мыши гораздо удобнее, чем встать, прийти в библиотеку и поискать информацию. Это тенденция нашего сегодняшнего мира. И библиотекам придется влиться в этот тренд (прошу прощения за англицизм).

Сегодня, к сожалению, в библиотеку не придут. Просто потому, что есть сеть. По личному опыту могу сказать, что приходят только тогда, когда не могут найти искомое сами. Чаще для учёбы, реже, если действительно что-то заинтересовало, а информации — нет. Это касается, прежде всего, знаний по краеведению. Тут библиотеки — вне конкуренции. Но опять встает проблема — краеведением мало кто интересуется.

У нас дилемма: есть информация и высококвалифицированные кадры, которые умеют эту информацию найти, предложить, и в случае чего, объяснить. Но нет посетителей. Даже не так. Нет интереса. Нет желания идти в библиотеку. А почему?

Потому что не хочется соблюдать правила, которые сводятся к фразе: «Соблюдай тишину и порядок». То есть по газону не ходить, цветы не рвать, не трогать, не, не, не… А если тебя еще и встретит тетя в пуховом платке и мученическим выражением лица «О, боже, опять читатель!», то все… Лучше я на либрусеке посижу. Меня там понимают, я там со своими взглядами интересен. Книгу на Озоне закажу. Просто. Комфортно.

Вот так и должно быть в библиотеке: просто и комфортно. Чтобы можно было прийти и обсудить. Поспорить. Запросто. Без сдачи экзаменов библиотекарю. Даниэль Пеннак в своей книге «Как роман» даёт, на мой взгляд, замечательную подсказку, как можно и нужно воспринимать юного читателя. Он пишет: «Читатель имеет право перескакивать страницы, не дочитывать книгу, читать что попало, молчать о прочитанном».

Нужно принять как данность, что читатель нам ничего не должен. И мы в свою очередь тоже ему ничего не должны. Работать нужно не с позиции вынужденности и обязаловки. А с позиции желания помочь, умения заинтересовать, поделиться, рассказать и выслушать.

Я работаю в библиотеке. В библиотеке для взрослых, секция «Абонемент», юношеская кафедра. И я буду работать в библиотеке. Потому что хочу всё-таки организовать лингвистический кружок, создать творческую лабораторию для создания буктрейлеров, хочу рассказать и показать то, что знаю и умею сама. А еще я очень хочу научиться у моих читателей. Научиться читать, как они, видеть то, что видят они, попытаться почувствовать то, что чувствуют они. И тогда, чуть позже, я смогу спросить: «Посоветуй, пожалуйста, что-нибудь на твой вкус».


К списку всех работ


Новости Вологды, а также новости Вологодской области