Медведева Юлия. Дорога

Конкурс «Книга. Версия 2.000»

в рамках Межрегионального молодежного
фестиваля книги и чтения
«КлЮкВа: Книга. Юность. Вологодчина»

Автор: Медведева Юлия (Вологда)


Роман из «100 лучших художественных и научно-популярных книг за последних 10 лет» (Маккарти Кормак, «Дорога»)

Если мне что- то понравилось, будь то фильм или книга, я по прочтении спешу узнать побольше информации. Так было с книгой Маккарти Кормака «Дорога». Уже после прочтения я выяснила, что автор получил за роман Пулитцеровскую премию. В 2010 году The Times включило роман в «100 лучших художественных и научно-популярных книг за последних 10 лет». Что не удивительно.

Начну с самых первых впечатлений о книге. Жанр — один из моих любимых — постапокалипсис. По началу жутко раздражал своеобразный стиль повествования. Вникаешь в каждое слово, из слов складываешь предложение и пытаешься уловить смысл. Хотя предложения как раз лаконичные, даже скудные.

Я люблю, доскональное описание персонажей, детальную прорисовку интерьера, природы, все то, что помогает полностью визуализировать картинку. Здесь очень сдержанный, даже сухой, рваный стиль написания. «Он принес, он сказал, он сделал…». Но прочитав страниц тридцать, понимаешь, что это не от скудности словарного запаса. Манера повествования гармоничная с тем, что происходит в книге. И дальше настолько втягиваешься, что оторваться становится невозможно, напряжение велико.

Сначала непонятно ничего. Два персонажа, без имен, без описания внешности, практически без диалогов, отец и сын, лет 10-12 бредут в полном одиночестве непонятно куда. Идут они долго, конца и края не видно, цель непонятна.

Потом начинаешь ловить себя на странностях. Нет птиц, животных, других людей, зелени. Страница за страницей открывает нам картину случившегося. Без подробностей и объяснений, автор лишь приподнимает завесу происшедшего. На Земле случилась катастрофа.

Солнце показывается редко, земля покрыта пеплом, деревья, прогоревшие изнутри, падают с грохотом среди звенящей тишины. И это, пожалуй, единственный живой звук, и еще завывание ветра.

Мы не знаем, как много осталось выживших людей, но если они и попадаются, наши герои их избегают. Сначала не ясно, почему, мы лишь ощущаем угрожающую опасность и напряжение.

С едой проблема. Ее просто нет. Они обыскивают пустые дома в поисках консервов или чего-нибудь съестного. Проблемы с одеждой. Старые пальто явно не спасают от жутких зимних холодов.

Каждой клеточкой ощущаешь холод и голод, безысходность, безнадежность положения.
Мы так привыкли к своей повседневной жизни, к удобствам, к вещам. А на страницах книги нет ничего. Машины, электричество, интернет, телевизор, ароматный ужин, горячее молоко на ночь, интересная книга, уютный плед — все, что является для нас таким привычным, все это давно в прошлом. Звенящая тишина, снег, в который проваливаешься по колено, тупая желудочная боль от отсутствия пищи по нескольку дней, осторожный взгляд в зеркало, чтобы увидеть, нет ли опасности за спиной. Речь идет о ежедневном выживании, о нахождении пищи, о тепле, получаемом друг от друга, прижавшись плотно и замотавшись в зловонные старые одеяла. Не всегда есть возможность разжечь костер, нужно оставаться незамеченными.

Тревога и гнетущее ощущение преследуют от страницы к странице. Мужчина проявляет потрясающую силу воли и самообладания. Но все чаще и чаще он задается вопросами, нужна ли такая жизнь, для чего такое существование, сколько они еще протянут, борьба за каждый день, не приносящий ничего.

Однажды они набрели на хижину, где были обнаружены запасы сухой одежды и обуви. Радости не было предела. До тех пор, пока мужчина не взломал запертую дверь. Спустившись ступенька за ступенькой в подвальное помещение, сначала почувствовали тошнотворный запах, а потом они увидели прикованных людей — без ноги и без рук, молящих о спасении. Все моментально проясняется — вот для чего они путешествуют ночами и прячутся от немногочисленных людей. Есть что-то пострашнее смерти. Один из многочисленных лагерей каннибалов.

Этот мир спустя много лет после случившейся катастрофы жесток, мир где человеческая жизнь не стоит ничего, где человек — лишь еда, лишняя пара ботинок и пальто, чтобы продлить свой неизбежный конец.

Лучше умереть, чем попасть, к таким людям. И их немало. Отец объясняет сыну, что он должен сделать, если подобная опасность будет рядом. Учит, как приложить револьвер с единственной пулей и выстрелить. Лучше такая смерть, чем медленная и мучительная.

Отношения отца и сына очень трогательные. Как бы ни менялись обстоятельства, не все люди подстраиваются под них. Кто теряет человеческий образ, а кто-то остается верен себе. Ради сына отец обходит стороной собаку, которая составила бы их пищевой рацион на несколько дней. Но мальчик напуган, он молит о пощаде животного. И, не слушая здравый смысл, отец уступает.

В книге много подобных моментов, много символизма. И обряд очищения в виде купания в ледяной воде, и «огонь, который нужно нести людям». Серьезный и глубокий роман.

Произведение получилось атмосферным. Удивительно, как таким скудным слогом можно прорисовать мельчайшие подробности. Те несколько дней, что я читала книгу, я была ТАМ. Мурашки буквально бегали по коже. После прочтения осталась под глубоким впечатлением. После чего решила посмотреть экранизацию романа.

Я советую прочитать эту книгу, потому что она заставляет окунуться в мир героев и почувствовать все то, что чувствовали они. Эта книга действительно заставляет испытать море эмоций.


Список всех работ


Новости Вологды, а также новости Вологодской области