Ларин Иван. Как я понимаю стихи Ю.Шевчука

Конкурс «Книга. Версия 2.000»

в рамках Межрегионального молодежного
фестиваля книги и чтения
«КлЮкВа: Книга. Юность. Вологодчина»

Автор: Ларин Иван (Вологда)

(текст приводится в авторской редакции)


Как я понимаю стихи Ю.Шевчука

На первый взгляд, стихотворение «Расстреляли рассветами» Ю. Шевчука (группа «ДДТ»), может показаться непонятным, а кому-то и бредом какого-нибудь психа. На самом деле в этих стихах столько боли, столько смысла, столько размышлений и философии, что хочется говорить и говорить об этом произведении, прислушиваясь к каждой фразе, к каждому словосочетанию, к каждому слову, особенно, если есть осознание хотя бы малой части этого стихотворения.

Кстати, хочется подчеркнуть слово «стихи». В основном на эстрадной сцене поют песни, которые не имеют смысла, или его настолько мало и он настолько банален, что даже слушать не хочется, каким бы ни был красивым голос певца или певицы и как бы ни была прекрасна мелодия. Слова таких песен я называю «текстами», потому что в основном в них самая что ни на есть банальная рифма ( пришел — ушел, любовь — кровь и так далее), порою, даже хитрят с размером стихотворения. Если в одном куплете был хорей, то во втором точно таким же ритмом идет ямб. Да, похожие размеры стихосложения, но это с точки зрения поэтов же и неправильно. Если задать вопрос этим «писателям»: «Почему в одном куплете у Вас написано одним размером, а во втором уже другим?», то они на него ответят, мол, так и задумано было. Стихами песен я называю далеко не банальные мысли писателей, и, конечно же, в первую очередь их рифму, ритмику и размер стихотворного произведении ( будь это рок, попса, рэп и бардовская песня).

В стихотворении «Расстреляли рассветами» очень интересное, редкое, по-моему, на сегодняшний день стихосложение, четырехстопный анапест, и, собственно, очень интересная рифма.

А теперь самое главное: смысл произведения. Там нет какой-то определенной темы. Там цепь размышлений писателя, поток сознания, где фразы связаны между собой похожими темами. То есть получается, что мысль каждой фразы разная, но темы друг с другом соприкасаются. Сейчас я процитирую из этого произведения несколько моих самых любимых строк и расскажу, как я их понимаю.

Я не знаю, как жить, если смерть станет вдруг невозможна…
Память вырвать не просто, как выклянчить песнею дождь…

И вправду, задумайтесь, как мы будем жить, если вдруг преодолеем смерть? Вы только подумайте, какая встанет глобальная проблема на первое место, когда людям будет негде жить? Начнутся кровопролитные войны не за территорию, не за суверенитет, и даже просто не за честь или за лучшую жизнь страны (революция), а только за то, чтобы остаться жить на этой планете. Даже научившись быть бессмертным, человек получит бесконечное количество проблем, которые будут перегружать наш мозг, и в один прекрасный момент нам захочется закончить жить самоубийством, но ни война, ни самоубийство нам не помогут, потому что все будут бессмертны и никто никого не сможет убить. Да что там кого — то… Мы сами себя не сможем убить. В итоге начнется хаос, и мы вернемся к тому, с чего человек начал свое эволюционное движение — к обезьяне.

Вторая строчка гласит о том, что все, что в нашей жизни происходит, нельзя забыть за одну секунду. Например, неразделенная любовь. Не поверю ни одному человеку, кто скажет, что не было такого случая, когда нравился кто — то очень сильно, но взаимного чувства с его или ее стороны не было. И согласитесь, это оставило след в вашей жизни, в вашей памяти. Да, вы перестали страдать и думать об этом человеке. Возможно, ваши пути разошлись уже очень давно и у каждого уже есть своя семья, но этот случай вам все равно не стереть из своей памяти, потому что когда-то в прошлом этот человек был небезразличен вам. Молодость… Ничего не скажешь… Еще в этой фразе подобрано очень хорошее сравнение: «как выклянчить песнею дождь». Я больше чем уверен, что ни один нормальный человек в современном мире не будет совершать какой -то обряд, чтобы отогнать дождь от себя, потому что большинство явлений ( их действие, срок действия и даже время начала и конца),к ХXI веку научились предсказывать, потому что многое уже рассмотрено и изучено. Сейчас мы можем спокойно увидеть в интернете прогноз погоды на завтра и даже на несколько недель вперед, прекрасно понимая, что от наших танцев или каких-то еще действий погода не изменится.

Съели жизнь в одночасье, десерт как всегда будет голод.
Мы бросали слова в рок-н-ролл, как незрячих щенков…

Жизнь пролетает очень быстро, что в один момент мы даже не можем поверить, сколько лежит за спиной лет. Всё, что мы пережили, дало нам некие уроки, которые нас чему- либо научили.

«Голодом» здесь называется время ожидания смерти, когда уже ни пить, ни есть не хочется, когда ты не можешь встать и ждешь этого «одночасья», ждешь, когда оно наступит. Я в свои 17, например, вспоминаю свой первый класс, ухожу в прошлое на мгновение, а потом меня как будто пронзит мечом в сердце, холодом в спину дует ( хотя дома очень тепло и все окна закрыты) — мне уже не семь, а семнадцать, я учусь в техникуме. Вроде бы не так давно, лет 7 — 5 назад, я еще играл в «машинки», или собирал конструктор «лего» дома, в «войнушку» с друзьями во дворе или в «прятки», «догонялки», «туки — баки», а сейчас я получаю профессию, у меня есть любимое творчество ( стихосложение, вокал и гитара), музыкальная группа, выступления на сцене, к которым нужно самостоятельно и серьезно готовиться. Я начал понимать песни Владимира Высоцкого, которого раньше, откровенно говоря, не слушал только потому, что музыка не нравилась, пришло понимание стихов, которые поют Юрий Шевчук, Виктор Цой, Григорий Лепс, начал задумываться о том, где я буду работать и чего я хочу добиться в этой жизни. Я просто взрослею, и это нормально.

Раздарил всем по сердцу, себе ничего не оставил,
Чьи-то звезды вокруг, а мои перекрестки пусты.

В первой строке, мне кажется, это крик души, когда ты доверяешь тем людям, которые тебя предают, когда ты веришь тем, кто лжет ебе нагло в лицо, думая, что эти «людишки» относятся к тебе с уважением. Ты даришь сердца своим «друзьям», которые за спиной говорят о тебе плохо, говорят, как ты их раздражаешь, а ты задумываешься: » Что же я такого вам всем сделал?» И тут мне вспоминается фраза Льва Толстого: «Если Вы стали для кого-то плохим, значит, Вы делали для него слишком много хорошего». Точно так порой, с девушками, что даришь сердце одной, и она говорит тебе, что ты у нее единственный и неповторимый, а сама за спиной встречается с другим парнем или еще хуже — с твоим другом. В итоге «раздарил всем по сердцу, себе ничего не оставил». Но наша жизнь — это постоянный круговорот, на место одних людей приходят другие, и появляется все больше и больше новых сердец, которые вам вновь разобьют, кинут этими же «осколками сердца» в вашу же спину. Отсюда я сделал вывод, что лучше пусть будет два — три сердца, чем намного больше, но зато они будут отданы в такие руки, которые будут беречь твой «подарок», как самое ценное, что у них есть в жизни. Настоящие друзья никогда не соврут и никогда не будут тебя обсуждать и вспоминать плохими словами, а девушка будет верна и всегда откровенна. Лучше доверять двум -трем проверенным людям, чем сотне людей, для которых твое доверие ничего не будет значить. Вспоминается стихотворение Высоцкого «Если друг оказался вдруг…».

В следующей строке я читаю о неоправдавшейся надежде, где у всех, кроме тебя что-то есть, чем они могут похвалиться, а у тебя лишь душевная горечь.

В фантастическом фильме «Бэтмен«главный злодей Джокер сказал такую фразу: «Хочешь сломать человека — дай ему надежду». Все знают, что самые ожидаемые надежды могут рушиться, руины этих надежд бьют сильнее, чем что либо другое. Нужно верить, а не надеяться, ведь вера — это несокрушимая вещь. Многие люди, на самом деле, верят в Бога, но существует Он или нет, человечество никогда не узнает. Зато люди верят, что Всевышний помогает им выжить в самых трудных жизненных ситуациях, и это дает им силу биться с несправедливым и жестоким миром. И они не просто бьются, но и выживают! Да и еще такой бой своим соперникам дают, что тем даже и не снилось! А все почему? Потому что это не рухнувшая надежда, это вера, которую нельзя сломать.

Исходили всю воду, а берега до сих пор нет.
Поменяли не глядя на правду свободную волю

Я понимаю это так: иногда мы ищем решение какой-то проблемы, плаваем в этой соленой морской воде, что уже глаза давно режет, даже сил уже практически никаких нет, и не можем найти ни одной зацепки, чтобы решить какую —либо жизненную задачу, не видим ни одного берега, потому что плывем сначала в одну сторону, а потом в другую. Нет бы плыть только в одну, чтобы наверняка землю найти, так мы по кругу плаваем, но сами этого не замечаем. Во второй строке описывается драма всех времен, когда мы боремся за правду, боремся, но в итоге становимся заключенными в кандалы. Правда, подтвержденная фактами, может убить любого человека морально в нашем мире, но не того, кто имеет множество денег и связей. Как бы не хотелось это признавать, но в нашем мире все решают деньги и связи. Правда не имеет никакого значения для некоторых людей, потому что у них есть эти зеленые бумажки, которые могут заменить любую правду на этом веку. Поэтому иногда лучше промолчать, чем сказать правду или соврать. А деепричастие » не глядя» здесь используется, как слово » не подумав«: иногда мы не думаем, говоря правду человеку в лицо, и сами же потом страдаем, уходим в себя.

Твое вечное, знаю, запомнит и наше чуть-чуть.

На самом деле в этой фразе и победа, и драма всего произведения. Под словосочетанием «твое вечное» здесь имелась в виду душа, то, что невозможно увидеть физически, а значит, и невозможно убить. Под словосочетанием «наше чуть — чуть» имелась в виду опять —таки наша жизнь, которую мы проживали, с одной стороны, долго и упорно, с другой стороны, быстро и легко. Душа человека, к которому обращена эта строчка ( скорее всего, к жене), знает, что даже если после смерти их души разойдутся по своим домам, по своим убежищам в разные уголки вселенной, то они все равно будут искать выход, чтобы вновь встретиться; они вновь родятся на какой-нибудь планете, вновь найдут друг друга, только в других телах или даже других живых формах, но встретятся, и их чувства будут полыхать так же, как когда — то полыхали на Земле. Победа этой строчки в том, что их души связаны между собой навсегда узами любви, но драма в том, что их душам постоянно придется после смерти, когда их души разойдутся в разные уголки вселенной, бежать оттуда и вновь становиться смертными, чтобы найти друг друга и опять разжечь этот незабываемый, вечный огонь любви.

Прекрасно, когда в мире очень много литературы, музыки и фильмов, которые заставляют задуматься над тем, кто ты и что из себя представляешь, задуматься над жизнью, над такими темами, как любовь, война, религия и так далее. И пока на нашей планете есть люди, которые несут в наш мир такое творчество, человечество будет жить.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Юрий Шевчук, «Расстреляли рассветами»
Расстреляли рассветами память, бредущую в поле,
И сходили всю воду, а берега до сих пор нет.
Поменяли не глядя на правду свободную волю,
Да пожгли фонари, не познав, где кончается свет.
Я не сплю — мое время, как смертник скребет по бумаге.
Я в конюшне для птиц, я в плену отношений ко дну,
У бездомного пса видишь больше ходячей отваги,
Как подняв свою лапу, он лечит больную страну.
Сколько веры в огне, сколько верности в тающем снеге.
Так темно — я в аду иль за пазухой брата Христа?
Ты бросаешь цветы на могилу, закутавшись в неге,
Я лечу, как солдатики в счастье, с гнилого моста.
Съели жизнь в одночасье — десерт, как всегда будет голод.
Мы бросали слова в рок-н-ролл, как незрячих щенков,
Рано утром в тумане теплом отражается холод,
Блеск ненужных и сданных в уценку счастливых подков.
Я не знаю, как жить, если смерть станет вдруг невозможна,
Память вырвать непросто, как выклянчить песнею дождь,
Имена на дверях перелистывая осторожно,
Не заметишь, как на пол гербарием выскользнет вождь.
Раздарил всем по сердцу, себе ничего не оставил,
Чьи-то звезды вокруг, а мои перекрестки пусты,
Вот и кончился бал, я последнее в брюки заправил,
Мы поклонникам вместо автографов дарим кресты.
Золотая луна цвета спелого, зрелого яда,
Как стрелок за окном, целит мне в оловянную грудь.
Все года по домам, провожаю последнего взглядом,
Твое вечное, знаю, запомнит и наше чуть-чуть.


Список всех работ


Новости Вологды, а также новости Вологодской области