Исследовательский проект
«Книга объединяет поколения»
март — декабрь 2015 года
О ПРОЕКТЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЗАПОЛНИТЬ АНКЕТУ ВОЛОНТЕРАМ ЭССЕ ИТОГИ
Итоги реализации проекта
«Книга объединяет поколения»
Подходит к концу Год литературы в России. Время подводить итоги. Каким этот год был для Тендряковки? Чем запомнится нам, библиотекарям, и нашим читателям?
Много интересных проектов успешно реализованы нашей библиотекой в 2016 году. Один из них — Областной исследовательский проект «Книга объединяет поколения». Нашей целью было исследование круга чтения вологжан разных поколений. Нам хотелось, чтобы состоялся диалог поколений о книге, чтобы мы лучше узнали друг друга, чтобы поняли, что есть книги, которые нас, действительно ОБЪЕДИНЯЮТ! И это замечательно!
Проект реализовывался с марта по декабрь 2015 г. В процессе его реализации стало ясно, что вологжане поддержали идею и цели проекта, и более того, им интересно его продолжать, развивать дальше. Яркую страницу в проекте вписали эссе на тему «Книга в моей жизни». Реальные истории реальных людей, связанные с книгой. Книга способна сделать человека сильнее, утешить его в горе, подарить ему радость. Сочинения-эссе можно прочитать на сайте библиотеки.
В проекте приняло участие 479 чел. из Вологды, Череповца, Сокола, Харовска, Кичменгского Городка. Мы благодарим всех участников проекта. Особые слова благодарности педагогам МОУ «СОШ № 9 г. Сокола, МОУ СОШ № 10 г. Череповца, Югской средней школы Кичменгско-Городецкого района, библиотекарю и студентам Вологодского политехнического техникума.
Благодарим всех волонтёров нашего проекта! Благодаря их заинтересованному отношению проект будет развиваться и дальше. По результатам обработки карт-анкет участников проекта создана слай-презентация. Она знакомит с кругом чтения наших бабушек и прабабушек, мам и пап. Обратившись к ней, можно узнать также, что советуют прочитать своим сверстникам современные мальчишки и девчонки, живущие на Вологодчине.
Мы узнали, какие книги интересны старшему поколению, какие произведения подкупали своей честностью, глубоким философским смыслом, давали „толчок“ к размышлению о человеческих ценностях…
Вологжанам зрелого возраста, нашим мамам и папам, интересны и персонажи, и сюжет, и даже в детских книгах, в характерах и поступках персонажей они угадывают разные типы взрослых людей.
Мы узнали, что для кого-то цитата из произведения „Хождение по мукам“ А. Толстого „Человек должен себя любить и любить в себе такое, что может любить в нем другой человек…“ — стала девизом жизни», а кому-то книги перевернули и мировоззрение.
Одна из участниц поделилась тем, что «больше всего её поразило произведение Булгакова «Мастер и Маргарита». Поразило точностью деталей, сменой сюжетов, необычными персонажами. Поразил образ Понтия Пилата. «Для меня это первое произведение, в котором рассказывалось об Иисусе. Роман читала много раз», — написала она.
Вывод очевиден: запоминаются произведения глубокие по содержанию, те, что побуждают к осмыслению жизни. Такие книги дарят ощущение познания самого себя как личности. Многие участники отмечали, как менялся их взгляд на людей и окружающий мир благодаря книге.
Юных вологжан, живущих в 21 веке, так же, как когда-то их ровесников из второй половины 20 столетия, волнуют невероятные приключения героев, в том числе и сказочных, их твёрдость и целеустремлённость, а ещё — загадочный подводный мир, фантастика.
Интересно проследить, как отличаются увлечения подростков 70-х годов прошлого столетия от интересов современной молодёжи. Коллекционирование фантиков осталось в прошлом. На смену ему пришли фенечки, плетение из резинок. Но неизменными остались хобби: спорт, чтение, рукоделие. Музыка, дискотеки, танцы также во все времена входили в сферу интересов молодых людей. А вот компьютерные игры, времяпровождение в социальных сетях породил 21 век — век компьютерных информационных технологий.
Вашему вниманию предлагаем впечатления череповецких участников проекта, учеников 10-й школы города металлургов, замечательно потрудившихся волонтёрами вместе со своей учительницей.
1. Нами были опрошены 126 человек разных возрастных категорий. Проанализировав ответы участников, мы выделили произведения, которые актуальны на протяжении нескольких десятилетий: Булгаков М. «Мастер и Маргарита», Каверин А. «Два капитана», Толстой Л.Н. «Война и мир».
Проанализировав все перечисленные произведения, мы сделали вывод, что сюжеты о приключениях и путешествиях интересовали людей всегда. Читателям особо интересны книги о дружбе, взаимоотношениях людей, становлении личности.
2. Мы благодарим организаторов за возможность участия в интереснейшем проекте. Нам понравилось опрашивать людей и анализировать анкеты. Мы получили положительные эмоции, о многих произведениях мы узнали впервые, есть книги, которые мы захотели прочитать. Нам хотелось бы продолжить работу в данном направлении.
Мы, организаторы проекта, ещё раз благодарим всех за активное участие словами:
Счастье в книгах не ищи.
Каждый книжный том —
Это только путь к тому,
Что в тебе самом.
Г. Гессе
РS. Всем активным участникам проекта будут высланы Благодарности и Дипломы (за эссе) в электронном формате.
Людмила Христова
В результате звание Книги, объединяющей поколения, в проекте получили:
1. Булгаков М. Мастер и Маргарита
2. Каверин В. Два капитана
3. Дюма А. «Граф Монте-Кристо»
4. Грин А. Алые паруса
5. Верн Ж. Таинственный остров
6. Стивенсон Р. Остров Сокровищ
7. Твен М. Приключения Тома Сойера
8. Распутин В. Уроки французского
9. Хемингуэй Э. Старик и море
10. Михалков С. Праздник непослушания