«Лидер. Создавая будущее»
Юлия Шмакова, ведущий библиограф
МАУ «Центр информационно-библиотечного
и музейного обслуживания Омутинского
района», Тюменская область.
(текст представлен в авторской редакции)
Виртуальная экскурсия
«Улицы села Омутинского рассказывают…»
Проект, посвященный 85-летию образования Омутинского района.
Аннотация проекта
Интерес к проблеме изучения родного края продиктован потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.
Сегодня ни один предмет в школьном учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
В 2016 году Омутинский район отметил свой 85-летний юбилей. Краеведческая деятельность всегда была одним из главных направлений работы омутинских библиотек. Главной задачей библиотек является выявление, накопление и хранение краеведческих материалов, культурно-просветительская деятельность.
Создание экскурсионного маршрута по улицам села Омутинского в виртуальном пространстве позволил наглядно показать читателям библиотеки насколько прошлое и настоящее своего края увлекательно и интересно. А главное — все это здесь, рядом с нами. Не нужно ехать за сотни километров, нужно только внимательно посмотреть вокруг, изучить окружающее.
Виртуальная экскурсия, как инновационная форма работы помогает читателям углубить и расширить свои знания, полюбить свой населенный пункт и гордиться им. А из этой любви развивается более глубокая любовь к своей великой Родине.
Изучение родного края, района, населенного пункта, где человек родился и вырос, пробуждает гордость за свою малую Родину, желание сделать свой край процветающим, формирует чувство хозяина.
Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край — живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма — глубокой любви к Родине.
Название проекта | Виртуальная экскурсия «Улицы села Омутинского рассказывают…» |
Место реализации | Центральная районная библиотека |
Дата реализации | Январь — декабрь 2016 года |
Целевая аудитория (количество участников) | Проект рассчитан на пользователей Центральной районной библиотеки различного возраста.
В рамках реализации проекта охвачено 395 чел. Из них: — подростки — 65 чел. — юношество — 240 чел. — взрослые — 90 чел. |
Партнёры проекта | — МАОУ Омутинская СОШ №1;
— МАОУ Омутинская СОШ №2; — ГАПОУ СПО ТО «Заводоуковский агропромышленный техникум»; — Омутинская районная организация всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов; — Муниципальный архив Омутинского района. |
Направление проекта | Воспитание чувства патриотизма и гражданственности, любви к родному краю. |
Актуальность | В 2016 году Омутинский район отметил свой 85- летний юбилей.
Отечество, Родина – эти понятия входят в число важнейших национальных ценностей российского народа. У каждого человека есть малая Родина, любовь к которой он проносит через всю жизнь. Из любви к малой Родине прорастает чувство к Отчизне. Отчий край, как земля предков с историческим прошлым и настоящим, неразделим с судьбой целого народа, всей нашей огромной России. Приобщение к культуре и истории родного края является не только связующим звеном для развития взаимопонимания между поколениями, но и даёт возможность для развития способностей личности. Многообразие окружающего мира объединяется понятием «наследие». Нынешнее поколение это носители традиций, культуры, одновременно и хранители ценностей культуры. Благодаря знакомству с историческими памятниками и судьбами земляков формируется представление об истории и жизни своего края. Это в свою очередь позволяет оценить свою значимость во времени, определить своё место в жизненном пространстве, рассмотреть свои жизненные перспективы. |
Обоснование проблемы | С огромным интересом мы читаем книги о дальних странах. Обычно мы едем куда-то далеко, чтобы посмотреть памятники и архитектуры крупных городов. А наш родной край кажется таким малоприметным, серым и скучным, что о нём и говорить, кажется, нечего. Люди забывают, что совсем рядом, в нескольких минутах ходьбы есть не менее интересные исторические памятники и старинная архитектура.
Лишь с возрастом человек начинает понимать и чувствовать скромную красоту окрестностей родного села, уникальные и неповторимые улицы, которого наполнены своими деталями. Хотелось бы, чтобы открытие каждым человеком своего края состоялось как можно раньше, и интерес этот сохранялся как можно дольше! |
Цель | Создание экскурсионного маршрута по улицам села Омутинского в виртуальном пространстве, дающего общее представление о малой родине и её достопримечательностях. |
Задачи | — сохранение памяти о выдающихся людях родного села;
— стимулирование познавательной деятельности учащихся посредствам знакомства с историей родного края; — воспитание уважения к культурно историческому наследию родного края; — создание условий преемственности поколений. |
Основные этапы реализации | 1. Организационный этап:
— определение идеи экскурсии (проблемы); — знакомство с основами экскурсионного дела; — подборка технической составляющей (выбор и обоснование используемого программного обеспечения). 2. Исследовательский этап: — подбор материалов и отбор объектов, на которых будет построена экскурсия; — составление экскурсионного маршрута; -обработка ранее собранного материала, в том числе фотоматериала; — подбор краеведческой литературы; — работа над содержанием экскурсии, её основной частью. 3. Основной этап: — составление компьютерной экскурсии на основе готового экскурсионного и краеведческого материала с использованием фотоматериалов; — подготовка контрольного текста экскурсии; — презентация виртуальной экскурсии. |
Ресурсы для реализации проекта | — помещение;
— компьютер, принтер; — фотоаппарат; — мультимедийное оборудование. |
Ожидаемые результаты | — усиление интереса у читателей к краеведческим знаниям;
-осмысление подрастающим поколением чувства любви к своей малой и большой Родине; — приобщение к культурной жизни села Омутинского. Проект просто обречён на дальнейшую жизнеспособность без постоянных финансовых влияний, а общественная значимость проекта инициирует проектную исследовательскую деятельность библиотекарей. |
Конспект мероприятия.