Евгения Алексеенко

Конкурс среди молодых библиотекарей
«Лидер. Создавая будущее»
 

Евгения Алексеенко, ведущий библиотекарь
Городской библиотеки № 4 МБУК «ЦБС»
г. Сургута, ХМАО-Югра.

(текст представлен в авторской редакции)

 

Проект «Разноцветная библиотека»

Цель: создание условий для всестороннего развития личности дошкольников, младших школьников посредством реализации системного, дифференцированного подхода к интеллектуально-досуговой деятельности, структурирования ее видов.
Задачи:
— создание комфортных условий для интеллектуального, нравственного, творческого и эмоционального развития младших школьников через интеллектуальную досуговую деятельность;
— развитие интереса к книге и чтению через интеллектуально-досуговую деятельность;
— обучение умению работать совместно (решать проблем в малых группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека и т. п.);
Место реализации: МБУК ЦБС г. Сургута, городская библиотека № 4
Сроки реализации проекта: сентябрь — май 2016–2017, сентябрь — май 2017–2018.
Целевая аудитория: дошкольники, младшие школьники, родители.
Количество участников: 400
Краткое содержание проекта:
Проект направлен на систематизацию интеллектуально-досуговой деятельности пользователей библиотеки (для неорганизованных групп) и предусматривает создание условий для выбора учащимися дошкольного и младшего школьного возраста различных видов и форм деятельности в течение недели.
Деятельность по видам: научно-познавательная, игровая, трудовая, литературно-исследовательская, эстетическая, распределена по дням недели, каждый день недели имеет свой цвет. (см. Приложение № 1 «Схема разделения досуговой деятельности по дням недели», баннер в цвете Приложение № 2).
— понедельник (зелёный) — «Умники и умницы» (викторины, кроссворды);
— вторник (красный) — «Игротека» (конкурсы, литературные игры на точность, смекалку, настольные игры, онлайн игры);
— среда (синий) — «Книжкина больница» (расстановка фонда, ремонт книг и журналов);
— четверг (оранжевый) — «Читайка» (громкие чтения стихов, рассказов, статей из журналов, беседы о прочитанном);
— пятница (голубой) — «Умелые ручки» (мастер-классы по изготовлению книг, уроки творчества, рисование);
— суббота (выходной день);
— воскресенье (жёлтый) — «Семейное чтение» (мероприятия для детей и их родителей).
Планирование работы на учебный год, месяц осуществляется заведующим по согласованию с партнерами и с учетом их пожеланий. (Пример планирования на месяц см. приложение план на месяц).
При планировании учитываются приоритеты развития МБУК ЦБС на год, юбилейные, памятные даты. В основе планирования — продвижение книги и чтения.
Календарно-тематическое планирование позволяет предусмотреть использование эффективных методов и приемов, формы групповой и индивидуальной работы.
Ответственность партнёров в реализации проекта «Разноцветная библиотека»:
— городские библиотеки, молодёжный центр технического моделирования «Амулет» проводят интеллектуально-досуговые мероприятия;
— читательский актив библиотеки, старшеклассники проводят мастер-классы для детей, читают вслух;
— педагоги информируют родителей и детей о мероприятиях в библиотеке;
— родители обеспечивают необходимыми материалами для ручного труда, участвуют в совместных мероприятиях с детьми.
Исполнителями проекта являются специалисты библиотеки, имеющие библиотечное и педагогическое образование.
Выпускаемая ежемесячно рекламно-полиграфической продукция помогает визуально представить деятельность библиотеки для пользователей (см. фото)

Актуальность проекта
В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы в числе приоритетов является обеспечение комфортной, благожелательной и безопасной среды для жизни подрастающего поколения, создание равных возможностей для его всестороннего развития и самореализации.
Библиотека обладает качественным документным фондом, как на печатных, так и электронных носителях. Организовано автоматизированное рабочее место для свободного доступа пользователей к электронным ресурсам в рамках образовательной и досуговой деятельности.
Проект, ориентированный на детей дошкольного, младшего школьного возраста, направлен на активное развитие познавательно-мыслительных процессов, для которого необходимо участие детей в разнообразной интеллектуально-досуговой деятельности. Однако эффективность одновременных занятий различными видами деятельности в ограниченном пространстве библиотеки неочевидна. Обеспечение качественных результатов может быть достигнуто путем разграничения и систематизации подходов к организации досуга по направлениям деятельности. В связи с этим для систематизации применен дифференцированный подход: распределение направлений и ежедневное моделирование деятельности по дням недели.
Наличие системы в досуговой деятельности дает возможность библиотекарям подготовиться к ежедневной работе с детьми, позволяет отслеживать результаты, эффективнее использовать фонд.
Участие в проектной деятельности предоставляет библиотекарям возможность для самореализации и стимулирует их к повышению профессиональной и творческой активности, позволяет еще раз заявить о себе, подчеркнуть значимость библиотеки в развитии культуры местного сообщества, привлечь родителей и старшеклассников как волонтеров.
Совместное творчество, стремление к достижению общих целей позволяет детям активно развивать коммуникативные навыки, учит эффективно работать в команде.
Инновационные приемы и методы:
наглядные (экспонирование, демонстрирование), интерактивные методы, игровые.
Партнеры по проекту:
— центральная детская библиотека;
— городская библиотека № 16;
— городская библиотека № 23;
— образовательные организации города: МБОУ СОШ № 3, МБОУ СОШ № 6;
— молодёжный центр технического моделирования «Амулет» МБУ «Вариант».

Выступление заведующего библиотеки № 4 Цыкалюк Л.В. «В городе появилась разноцветная библиотека»    на  СТВ (СУРГУТИНФОРМТВ) Новости Сургута — http://sitv.ru/arhiv/news/social/94322/

 

Приложение № 1

Схема разделения досуговой деятельности по дням недели

день недели вид деятельности содержание деятельности направление цвет
понедельник «Умники и умницы» — знакомство с интересными и необычными фактами;

— разгадывание викторин, кроссвордов

научно-познавательное зеленый
вторник «Игротека» игры в:

— настольные игры по произведениям книг;

— интеллектуальные игры

игровое красный
среда «Книжкина больница» знакомство:

— с историей создания книги;

-правилами чтения;

— освоение навыков переплетного дела

трудовое синий
четверг «Читайка» — чтение вслух;

— знакомство с писателями, книгам

литературно-исследовательское оранжевый
пятница «Умелые ручки» — рисование;

— изготовление поделок, плакатов и др.

эстетическое голубой
воскресенье «Семейное чтение» — информирование родителей и детей педагогическое желтый

 

Приложение 2

Приложение. План на месяц.


Новости Вологды, а также новости Вологодской области