«Лидер. Создавая будущее»
Евгения Алексеенко, ведущий библиотекарь
Городской библиотеки № 4 МБУК «ЦБС»
г. Сургута, ХМАО-Югра.
(текст представлен в авторской редакции)
Проект «Разноцветная библиотека»
Цель: создание условий для всестороннего развития личности дошкольников, младших школьников посредством реализации системного, дифференцированного подхода к интеллектуально-досуговой деятельности, структурирования ее видов.
Задачи:
— создание комфортных условий для интеллектуального, нравственного, творческого и эмоционального развития младших школьников через интеллектуальную досуговую деятельность;
— развитие интереса к книге и чтению через интеллектуально-досуговую деятельность;
— обучение умению работать совместно (решать проблем в малых группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека и т. п.);
Место реализации: МБУК ЦБС г. Сургута, городская библиотека № 4
Сроки реализации проекта: сентябрь — май 2016–2017, сентябрь — май 2017–2018.
Целевая аудитория: дошкольники, младшие школьники, родители.
Количество участников: 400
Краткое содержание проекта:
Проект направлен на систематизацию интеллектуально-досуговой деятельности пользователей библиотеки (для неорганизованных групп) и предусматривает создание условий для выбора учащимися дошкольного и младшего школьного возраста различных видов и форм деятельности в течение недели.
Деятельность по видам: научно-познавательная, игровая, трудовая, литературно-исследовательская, эстетическая, распределена по дням недели, каждый день недели имеет свой цвет. (см. Приложение № 1 «Схема разделения досуговой деятельности по дням недели», баннер в цвете Приложение № 2).
— понедельник (зелёный) — «Умники и умницы» (викторины, кроссворды);
— вторник (красный) — «Игротека» (конкурсы, литературные игры на точность, смекалку, настольные игры, онлайн игры);
— среда (синий) — «Книжкина больница» (расстановка фонда, ремонт книг и журналов);
— четверг (оранжевый) — «Читайка» (громкие чтения стихов, рассказов, статей из журналов, беседы о прочитанном);
— пятница (голубой) — «Умелые ручки» (мастер-классы по изготовлению книг, уроки творчества, рисование);
— суббота (выходной день);
— воскресенье (жёлтый) — «Семейное чтение» (мероприятия для детей и их родителей).
Планирование работы на учебный год, месяц осуществляется заведующим по согласованию с партнерами и с учетом их пожеланий. (Пример планирования на месяц см. приложение план на месяц).
При планировании учитываются приоритеты развития МБУК ЦБС на год, юбилейные, памятные даты. В основе планирования — продвижение книги и чтения.
Календарно-тематическое планирование позволяет предусмотреть использование эффективных методов и приемов, формы групповой и индивидуальной работы.
Ответственность партнёров в реализации проекта «Разноцветная библиотека»:
— городские библиотеки, молодёжный центр технического моделирования «Амулет» проводят интеллектуально-досуговые мероприятия;
— читательский актив библиотеки, старшеклассники проводят мастер-классы для детей, читают вслух;
— педагоги информируют родителей и детей о мероприятиях в библиотеке;
— родители обеспечивают необходимыми материалами для ручного труда, участвуют в совместных мероприятиях с детьми.
Исполнителями проекта являются специалисты библиотеки, имеющие библиотечное и педагогическое образование.
Выпускаемая ежемесячно рекламно-полиграфической продукция помогает визуально представить деятельность библиотеки для пользователей (см. фото)
Актуальность проекта
В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы в числе приоритетов является обеспечение комфортной, благожелательной и безопасной среды для жизни подрастающего поколения, создание равных возможностей для его всестороннего развития и самореализации.
Библиотека обладает качественным документным фондом, как на печатных, так и электронных носителях. Организовано автоматизированное рабочее место для свободного доступа пользователей к электронным ресурсам в рамках образовательной и досуговой деятельности.
Проект, ориентированный на детей дошкольного, младшего школьного возраста, направлен на активное развитие познавательно-мыслительных процессов, для которого необходимо участие детей в разнообразной интеллектуально-досуговой деятельности. Однако эффективность одновременных занятий различными видами деятельности в ограниченном пространстве библиотеки неочевидна. Обеспечение качественных результатов может быть достигнуто путем разграничения и систематизации подходов к организации досуга по направлениям деятельности. В связи с этим для систематизации применен дифференцированный подход: распределение направлений и ежедневное моделирование деятельности по дням недели.
Наличие системы в досуговой деятельности дает возможность библиотекарям подготовиться к ежедневной работе с детьми, позволяет отслеживать результаты, эффективнее использовать фонд.
Участие в проектной деятельности предоставляет библиотекарям возможность для самореализации и стимулирует их к повышению профессиональной и творческой активности, позволяет еще раз заявить о себе, подчеркнуть значимость библиотеки в развитии культуры местного сообщества, привлечь родителей и старшеклассников как волонтеров.
Совместное творчество, стремление к достижению общих целей позволяет детям активно развивать коммуникативные навыки, учит эффективно работать в команде.
Инновационные приемы и методы:
наглядные (экспонирование, демонстрирование), интерактивные методы, игровые.
Партнеры по проекту:
— центральная детская библиотека;
— городская библиотека № 16;
— городская библиотека № 23;
— образовательные организации города: МБОУ СОШ № 3, МБОУ СОШ № 6;
— молодёжный центр технического моделирования «Амулет» МБУ «Вариант».
Выступление заведующего библиотеки № 4 Цыкалюк Л.В. «В городе появилась разноцветная библиотека» на СТВ (СУРГУТИНФОРМТВ) Новости Сургута — http://sitv.ru/arhiv/news/social/94322/
Приложение № 1
Схема разделения досуговой деятельности по дням недели
день недели | вид деятельности | содержание деятельности | направление | цвет |
понедельник | «Умники и умницы» | — знакомство с интересными и необычными фактами;
— разгадывание викторин, кроссвордов |
научно-познавательное | зеленый |
вторник | «Игротека» | игры в:
— настольные игры по произведениям книг; — интеллектуальные игры |
игровое | красный |
среда | «Книжкина больница» | знакомство:
— с историей создания книги; -правилами чтения; — освоение навыков переплетного дела |
трудовое | синий |
четверг | «Читайка» | — чтение вслух;
— знакомство с писателями, книгам |
литературно-исследовательское | оранжевый |
пятница | «Умелые ручки» | — рисование;
— изготовление поделок, плакатов и др. |
эстетическое | голубой |
воскресенье | «Семейное чтение» | — информирование родителей и детей | педагогическое | желтый |
Приложение 2
Приложение. План на месяц.