Елена Куликовская

Конкурс среди молодых библиотекарей
«Лидер. Создавая будущее»
 

Елена Куликовская, библиотекарь
Городской детско-юношеской библиотеки
МБУК «Централизованная библиотечная
система г. Апатиты», Мурманская область.

(текст представлен в авторской редакции)

Проект «Книга на ладошке»

Цель: организация в библиотеке школы раннего литературного развития для дошкольников.
Задачи:
-Создание условий для литературного развития дошкольников, формирования у них потребности в постоянном общении с книгой, первых навыков чтения.
-Содействие укреплению и развитию традиций семейного чтения.
-Информационная поддержка молодой семьи, предоставление максимума информации о ресурсах библиотеки, знакомство с широким кругом литературы для детей и родителей.
-Организация семейного досуга, связанного с книгой, чтением, сотворчеством детей и родителей.
Место реализации: городская детско-юношеская библиотека МБУК «Централизованная библиотечная система г. Апатиты».
Дата реализации: с 2013 года.
Целевая аудитория: дети дошкольного возраста.
Количество участников: обучение в Школе литературного развития прошли 88 дошкольников, проведено 258 занятий.
Аннотация проекта
Интерес к книге у дошкольников практически полностью зависит от родителей, ведь наиболее эффективный способ приобщения ребенка к печатному слову — это чтение вслух. Но молодые родители не всегда знают, что и как читать, не всегда у них есть время на чтение. И тут на помощь родителям приходит библиотека. Сотрудники библиотеки могут помочь родителям в формировании читательской культуры ребенка, познакомить с лучшими детскими книгами, а также организовать содержательный досуг, связанный с книгой, чтением, сотворчеством детей и родителей.
Именно в этих целях сотрудниками городской детско-юношеской библиотеки был разработан проект «Книга на ладошке» по организации школы раннего литературного развития.
Программа школы рассчитана на два учебных года. Периодичность занятий — 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия — 45 минут. Чтобы максимально учесть возрастные особенности детей, параллельно работают две группы: 1 — для детей 4-5 лет, 2 — для детей 6-7 лет. Наполняемость групп — от 6 до 10 человек в каждой группе.
Занятия в школе ведут фея Фиалка и художник Кисточка. Каждую встречу они начинают с приветствия, обмена добрыми пожеланиями, вопросов «Как прошла неделя?», «Мы скучали, а вы?», музыкальной разминки. Затем идет литературная часть: чтение и обсуждение книги. После чтения обязательно физкультминутка (подвижная игра, пальчиковая гимнастика и др.), а затем творческое занятие: ребята с удовольствием рисуют или делают поделку, придуманную художником Кисточкой, по теме прочитанного. Заканчиваются встречи самым любимым занятием детей: рисованием на песке.
Для родителей проходят мини-обзоры («Как заинтересовать детей чтением?», «Современные детские писатели» и др.); создаются информ-досье («Советы заботливым родителям: чтобы ваш ребенок любил читать», «Книжкины смотрины» и др.); оформляются книжные выставки («Маленький гений», «Как воспитывать ребят без напряг и передряг» и др.). Также для родителей и детей в библиотеке проходят семейные праздники к Дню матери, Новому году, Дню защиты детей и др. В завершении каждого учебного года проходит заключительная встреча «Хорошее время читать!», на которой подводят итоги учебного года.
Результаты проекта
Обучение в Школе литературного развития годы прошли 88 дошкольников, проведено 258 занятий.
Организация в библиотеке школы раннего литературного развития «Книга на ладошке» способствовала развитию традиций семейного чтения, повысила информационную и психологическую грамотность молодых семей. В библиотеке для них было создано привлекательное комфортное пространство. Также реализация проекта привлекла в библиотеку новых пользователей, способствовала укреплению положительного имиджа библиотеки, открыла новые перспективы развития.
Отзывы родителей
«Занятия в школе очень познавательные и интересные, каждый раз ребенок познает для себя что-то новое. Благодаря доброжелательной атмосфере хочется приходить снова и снова. Для нас эта школа — просто «находка», ребенок в восторге. И отдельное спасибо хочется сказать Елене Олеговне за индивидуальный подход к каждому ребенку. Успехов Вам!» (А. Н. Водовозова)
«Мы посещаем школу литературного развития «Книга на ладошке». Очень рады, что познакомились с замечательным человеком и интересным библиотекарем. Такая форма «общения» с книгой очень нравится детям. Моя дочка Полина (6 лет) в восторге от занятий. Атмосфера очень доброжелательная, спокойная, свободная. Поля приходила к фее Фиалке словно к своей родной тетушке — доверчиво, с желанием, ожиданием интересного. Всегда после занятия рассказывала, как и что они делали, какую книжку читали. Очень хочется снова вернуться сюда на такие занятия, почти домашние занятия с книжкой в руках. Пусть проект продолжает свою жизнь! Спасибо большое за все!» (Гладких Мария Николаевна).
«Выражаем огромную благодарность библиотекарям школы литературного развития за их работу в познании мира. Очень интересно ребенок рассказывает после проведенных занятий. Очень все здорово! Так держать!» (Е. И. Романихина).
«Хочу выразить огромную благодарность школе литературного развития «Книга на ладошке» под руководством Алены Олеговны. Благодаря доброй атмосфере, ребенок посещает занятия с удовольствием, каждый раз узнает что-то новое, познавательное. Огромное спасибо за доброту и индивидуальный подход к каждому ребенку. Всего Вам доброго» (Соколова Е. В.).

Приложения:

1.Занятие по книге Ютты Лангройтер «А дома лучше!»

2.Программа занятий в школе

3.Видеофильм Школа литературного развития

4.Наглис, С. Лисопавлинозебротигр // Дважды Два. — 2014. — 21 ноября. — С.14.

5. Фотоотчет «Книга на ладошке»

 

Новости Вологды, а также новости Вологодской области