Ксения Зуева

Конкурс среди молодых библиотекарей
«Лидер. Создавая будущее»
 

Ксения Зуева, заведующая сектором
по работе с молодежью Центральной
библиотеки МБУК «ЦБС г. Александрова»,
Владимирская область.

(текст представлен в авторской редакции)

 

Библиотечный проект «Оправдай Раскольникова»

Мы постоянно ищем новые формы работы, а иногда соединяем несколько. В этом проекте соединилось два инструмента: квест и библиокешинг.
Библиокешинг (в переводе с греческого «библио» — книга и английского «богатство» (разговорный англ. ) — игра, довольно популярная в последнее время. Обычно проводится в библиотеках для детей младшего школьного возраста, является разновидностью квеста, появилась не так давно и не имеет официально закрепленного понятия. Суть игры в том, что дети ищут спрятанное в библиотеке сокровище, используя подсказки-записки, каждая новая записка отсылает их к следующему «тайнику». Подсказки спрятаны в книгах, расположенных на разных полках и, возможно, разных залах библиотеки и содержат зашифрованная информацию, которую нужно разгадать. Кладоискатели переходят от одной подсказки к другой и, в конечном итоге, находят «книжное сокровище».
В честь 195-летия со дня рождения Ф. М. Достоевского мы провели квест с элементами библиокешинга «Оправдай Раскольникова» по книге «Преступление и наказание». Участники квеста — ученики 9 класса одной из школ города Александрова, которые недавно читали это произведение в рамках школьной программы. Поговорив о той эпохе, нравах и обычаях жителей Петербурга, подростки поделились своими впечатлениями о книге и представлениями о жизни в то время.
Название квеста «Оправдай Раскольникова» является провокационным, ведь Раскольников не может быть оправдан, как не может быть оправдано право силы («тварь я дрожащая или право имею»). Мы выбрали его для того, чтобы «запустить» размышления о том, возможно ли найти оправдание жестокости и убийству, насколько ценна человеческая жизнь в наши дни.
Мы предложили ребятам ещё раз взглянуть на происходящее в романе с позиции следователей, адвокатов, судей и присяжных. Распределив между собой роли, следователи, адвокаты и прокуроры отправились на место преступления (помещение, декорированное как комната старухи-процентщицы). Среди личных вещей убитой «юристы» нашли улики-записки с ребусами, указывающими на страницы книги. В ребусах была зашифрована информация (факты из жизни Родиона Раскольникова). Разгадав ребусы, они вплотную приблизились к разгадке этого дела. Собрался суд под предводительством выбранного судьи и в присутствии присяжных. Адвокаты и прокуроры излагали свою точку зрения и отстаивали ее в диалоге с оппонентом.
Суд присяжных внимательно выслушал мнения сторон и удалился на совещание. Оправдать Раскольникова не удалось, но подростки приобрели умение излагать и отстаивать свою позицию, составлять своё мнение, критически мыслить, объективно оценивать происходящее и глубинные общечеловеческие ценности (жизнь, совесть).
В постоянно меняющейся обстановке современного мира важно смотреть на вещи объективно, руководствуясь общечеловеческими ценностями. Каждый день подростки сталкиваются с выбором, чтобы принять правильное решение. Нужно уметь находить в потоке информации рациональное зерно, то есть непреложную истину, за которой надо следовать. Сделать правильный выбор можно, обладая навыками критического мышления. Зачастую подростки уходят от сложных проблем, требующих принятия определенных решений, или не берут на себя ответственность за свои поступки. «Судьям» и «присяжным» не просто было принять решение о судьбе Раскольникова. Состоялись жаркие дебаты, старшеклассники размышляли о преступлении главного героя и тех обстоятельствах и условиях, которые этому предшествовали.
Такая необычная форма дискуссии понравилась всем участникам, поскольку помогла посмотреть на предложенную ситуацию изнутри, глазами очевидцев и современников героя. В итоге ребятам пришлось сделать выбор относительно судьбы главного героя, причем у них была свобода выбора; при желании, они могли бы и оправдать Раскольникова. Ребята смогли почувствовать себя одновременно и взрослыми, и ответственными за принятое решение.
Уникальность нашего проекта в том, что он был смоделирован для старшеклассников и включил в себя и работу с книгой как медиапродуктом, и элементы ролевой игры, и дискуссию.


Новости Вологды, а также новости Вологодской области