Дарья Салова

Конкурс среди молодых библиотекарей
«Лидер. Создавая будущее»
 

Дарья Салова, библиотекарь
Отдела управления фондами
Центральной библиотеки
МБУ «Кандалакшская централизованная
библиотечная система»,
Мурманская область.

(текст представлен в авторской редакции)

 

Проект  «Литературная Кандалакша: литературно-художественная экскурсия»

Идея проекта:
В 2017-ом году исполняется 500 лет с момента упоминания Кандалакши в летописях (1517 г.), а в общегосударственном масштабе 2017 год объявлен Годом экологии. Проект приурочен к этим двум событиям. Идея проекта может стать первым шагом в становлении нового вида деятельности библиотеки, востребованной обществом и с учетом ее основных функций. В дальнейшем это может быть цикл мероприятий, связанных между собой единством темы и поставленных задач.
Аннотация проекта:
Проект региональный, муниципальный и проводится в рамках работы по литератур-ному краеведению г. Кандалакша и района.
Проект представляет собой экскурсию, как наиболее эффективный и убедительный способ представления информации. Главной особенностью данной формы является ее наглядность, выход из обычной обстановки, что подразумевает посещение места с учетом выбранной темы.
Данный проект — литературно-художественная экскурсия, основанная на произведе-нии русского писателя, сценариста Михаила Николаевича Кураева «Петя по дороге в Царствие Небесное». Она предполагает посещение мест г. Кандалакши, которые нашли отражение в данном произведении. Для наибольшей эффективности данной работы пред-полагается использование иллюстративного материала (фотоматериалы, текстовые мате-риалы: отрывки, цитаты и т. п.)
Предполагается, что участники экскурсии не просто приобретут определенные зна-ния, но у них сформируется интерес к истории родного города, к творчеству писателя и как следствие, к библиотеке и ее фондам.
Актуальность проекта:
Ввиду обострения национальных, экономических, экологических проблем краеведе-ние приобретает ярко выраженный социально-политический характер. Поэтому краевед-ческая работа библиотек на современном этапе — одно из ведущих направлений в их дея-тельности.
Библиотеки являются теми учреждениями, которые помогают пользователям лучше узнать свой край, сформировать и развить у каждого человека чувство гражданственности и долга перед «малой родиной», возродить её духовный потенциал.
Краеведческая литература и краеведение в целом, имеет неограниченные возможности для формирования базовых начал патриотических чувств, а значит, оказывает влияние на саморазвитие личности, и ее самосознание.
Но, «…необходимо всегда помнить о книгах, которые создают истинного Челове-ка…». С ошеломительным развитием новых информационных технологий, возникает необходимость более активной работы по продвижению книги и чтения в обществе.
Цель проекта:
Раскрыть библиотечные фонды, и как следствие привлечь новых пользователей в библиотеку, путем популяризации литературы и чтения через краеведческую составляю-щую.
Задачи проекта:
— привить интерес к чтению через изучение истории города
— пропаганда знаний о родном крае
— показать связь города и литературного произведения
— познакомиться с писателями и с их творчеством
— развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности граждан
— предоставить новую актуальную библиотечную услугу населению города
— предусмотреть финансирование на закупку новой краеведческой литературы
Сроки реализации проекта: сентябрь 2017г. — октябрь 2017г.
Место проведения: г. Кандалакша, Мурманская область. Центральная библиотека.
Проект предназначен для всех жителей города, интересующихся историей и литера-турой.
Количество участников: 16-20 человек.
Способ передвижения: выездная и пешеходная экскурсия.
Маршрут экскурсии: микрорайон «Нива 3» — «военный городок» в железнодорожном районе.
Продолжительность экскурсии: 1,5-2 часа.
Партнер по проекту:
Филиал ПАО «Мурманскавтотранс», Автоколонна № 1443 — предоставление автобу-са для экскурсии.
Этапы работы над созданием литературной экскурсии:
Подготовительный этап:
• определение темы
• постановка цели и задач экскурсии
• создание творческой группы
• выбор руководителя группы
• составление плана работы
• распределение обязанностей (индивидуальные задания) членам группы
• определение необходимых ресурсов
Основной этап:
• сбор, изучение и первичная обработка материалов (изучение и выбор литературных источников по теме экскурсии)
• отбор и изучение экскурсионных объектов
• коллективная работа по обобщению материала, создание «информационного порт-феля» (материал по теме систематизирован и распределен по соответствующим папкам)
• составление «маршрута» экскурсии, определение порядка представления выбран-ных объектов
• подготовка «экскурсовода»
• проведение рекламных акций (информация в СМИ, газеты, местное телевидение, афиши, листовки)
• проведение экскурсии
Заключительный этап:
• анализ результатов работы
• оценка эффективности работы

Ресурсное обеспечение проекта:
• краеведческая литература по Кандалакше и району
• транспортное средство
Факторы риска:
Проведение экскурсий может быть осложнено следующими условиями:
— погодные условия, которые не всегда позволяют реализовать намеченный план и провести экскурсию.
— значительные материальные затраты, связанные с выездом на экскурсию.
— осматриваемые объекты находятся на значительном расстоянии друг от друга, что осложняет пешую экскурсию, так как участники быстро устают, внимание рассеивается, интерес пропадает.
Ожидаемые результаты:
• увеличение количества пользователей и посещений в библиотеке
• пополнение фондов новой литературой о нашем крае
• повышение интереса у населения к истории края и краеведческой литературе

Приложение.

 

Новости Вологды, а также новости Вологодской области