Титова Ольга Валерьевна, Вепрева Маргарита Валерьяновна, Хорошавина Ирина Николаевна

Проект «В гостях у Деда Мороза»

Титова Ольга Валерьевна, заведующий
отделом краеведения и культурного туризма,
Вепрева Маргарита Валерьяновна, библиотекарь,
Хорошавина Ирина Николаевна, методист
организационно-методического отдела,
МКУК «Великоустюгская ЦБС»,
Вологодская область.

(текст представлен в авторской редакции)

Идея проекта
Проект «В гостях у Деда Мороза» предполагает создание нового интерактивного туристического продукта — «Мастер-класса по изготовлению 3-D книжки-открытки «В гостях у Деда Мороза» на базе центральной библиотеки муниципального казенного учреждения культуры «Великоустюгская межпоселенческая централизованная библиотечная система» (далее Центральная библиотека), интересного как детям, так и взрослым, соответствующим основному направлению деятельности библиотеки — популяризации книги и чтения, и связанного напрямую с культурным брендом «Великий Устюг — родина Деда Мороза».
Анализ ситуации
При изучении предпочтения туристов, посещающих Великий Устюг, были сделаны выводы, что самым популярным досугом гостей города является посещение различных мастер-классов. Поэтому Центральная библиотека стала инициатором реализации общественно-значимого проекта «В гостях у Деда Мороза» по созданию мастер-класса, направленного в первую очередь на привлечение внимания к чтению и книге краеведческого характера. 27 сентября 2017 года, во Всемирный день туризма, был дан старт проекту по изготовлению 3-D книжки-открытки «Мастер-класс «В гостях у Деда Мороза».
Цель проекта
Популяризация библиотеки посредством создания информационно-познавательного постоянно действующего продукта с брендовым именем: «Мастер-класс по изготовлению 3-D книжки-открытки «В гостях у Деда Мороза» с целью получения прибыли и увеличения количественных показателей, что даст возможность развивать, повторять проект, положив основу идеям и разработкам новых турпродуктов.
Задачи проекта:
1. Разработать и подготовить к проведению новый мастер-класс (Приложение 1).
2. Организовать широкую информационно-рекламную и маркетинговую кампанию по проекту «Мастер-класс «В гостях у Деда Мороза», организовать информационное продвижение проекта через взаимодействие со СМИ и турфирмами.
3. Апробация проекта с привлечением целевой аудитории жителей города и района,
представителей туристских фирм города АО «Дед Мороз», ООО «СеверМир», ООО «Великоустюгское бюро путешествий», ООО «Туристическое агентство «Устюг-тур».
4. Включение нового конкурентоспособного мастер-класса в перечень туристских
объектов показа Великоустюгского района
5. Привлечение дополнительных денежных средств и увеличение числа посещений библиотеки.
Актуальность проекта
Наряду с брендами нашей области «Вологодское кружево» и «Вологодское масло» появился уникальный туристский проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». Именно так сегодня звучит главный туристский слоган Вологодчины, проект, который реализуется на территории Великоустюгского муниципального района с 1998 года.
Каждый год в вотчину Деда Мороза приезжает около 200 тыс. туристов. Особенно много гостей принимает зимний волшебник в январские каникулы, хотя трудится без выходных весь год.
Из-за большой удаленности города, гости едут в Великий Устюг на 2-3 дня, а то и более. Разумеется, редко кто ограничивается только одним посещением Вотчины Деда Мороза. Взрослые и дети хотят познакомиться с историей города, его достопримечательностями, посещают мастер-классы, разработанные на основе местных промыслов, производств. В Великом Устюге много учреждений культуры и образования, и даже предприятий, которые проводят свои интересные мероприятия. Многие туристы посещают Великий Устюг по несколько раз, поэтому возникает необходимость создания новых культурно-познавательных социально значимых туристских услуг.
Великоустюгская центральная библиотека, имея возможность реализовать себя в этой области, создала библиотечный продукт, напрямую связанный с книгой и чтением, и несомненно помогающий продвижению культурного бренда «Великий Устюг — родина Деда Мороза».
Одним из перспективных и имиджевых проектов с целью развития культурно-познавательного туризма и повышения статуса библиотеки как одного из туристических объектов Великоустюгского района является Мастер-класс по изготовлению 3-D книжки-открытки «В гостях у Деда Мороза». И взрослые, и дети с большим удовольствием увозят из Великого Устюга домой сувенир, сделанный своими руками, полностью соответствующий цели посещения Устюга — пообщаться с Дедом Морозом.
В социальной значимости и актуальности реализации проекта «Мастер-класс по изготовлению 3-D книжки-открытки «В гостях у Деда Мороза» сомневаться не приходится, ведь библиотека популяризирует книгу и чтение, развивает туристский потенциал территории, продвигает в информационном пространстве культурный бренд «Великий Устюг — родина Деда Мороза», направленный на создание единого образа доброго зимнего волшебника — Деда Мороза. Формирует благоприятный имидж Вологодской области в целом.
Сроки реализации проекта
Проект рассчитан на 1 год: июль 2017 — июнь 2018 гг. с последующим активным
постоянным круглогодичным повторением.
Место реализации.
Мастер-класс проводится в зале для мероприятий Великоустюгской центральной библиотеки (Приложение 2).
Ресурсная база проекта
Библиотека имеет возможность эффективного и целесообразного использования имеющегося потенциала интеллектуальных и материальных ресурсов:
-библиотека располагается в уникальном здании — отлично сохранившемся теплом храме при Успенском соборе — церкви Благовещения — памятнике архитектуры середины XIX века.
-библиотека находится в самом центре города — центре основных объектов показа города;
-зал для мероприятий имеет высокие потолки, много воздуха и света, — окна выходят на южную сторону. Большая площадь зала позволяет посадить на мастер-класс одновременно до 50 человек. Имеется и второй зал на 25 посадочных мест;
-более 100 экземпляров книг и журналов используется для оформления тематических выставок;
-мероприятие оснащено наглядным материалом — демонстрационными предметами, раскрывающими историю книги (Приложение 3);
-к реализации проекта привлечен коллектив сотрудников библиотеки, имеющих большой профессиональный опыт в культурно-досуговой, педагогической и туристской отраслях;
-в библиотеке имеется оборудование для демонстрации информационной части мастер-класса: видеопроектор, экран, ноутбук, компьютеры, цветной и черно-белый принтеры для подготовки
расходных материалов, магнитная доска;
-привлечены ресурсы СМИ: сайты администрации Великоустюгского муниципального района и Великоустюгской ЦБС, редакция газеты «Устюжаночка», Интернет-ресурсы, телеканал «Провинция» (Приложение-видеофайл 1);
-для подготовки расходных материалов привлекаются волонтеры — учащиеся школ и студенты учебных заведений города.
Проектная команда и исполнители
Над созданием и реализацией проекта работал весь коллектив Великоустюгской центральной библиотеки — это творческие, неординарные, талантливые работники нескольких структурных подразделений.
Партнеры проекта и их участие в проекте
— Управление по культуре, спорту и молодежной политике администрации Великоустюгского муниципального района (оценка этапов реализации проекта);
— Отдел по туризму и межрегиональным связям администрации Великоустюгского муниципального района (оценка этапов реализации проекта);
— Туроператоры Вологодской области (информационная и рекламная поддержка) (Прилож. 4).
— СМИ (Редакция еженедельной районной газеты ООО «Устюжаночка», Телеканал
«Провинция» (Приложение-видеофайл 1), сайт библиотеки и официальные странички Вконтакте главы администрации района — информационная и рекламная поддержка (Приложение 5-8);
— Образовательные учреждения и жители города и района (экспертиза и апробирование интерактивного мероприятия) (Приложение 9).
Бюджет проекта
Проект является малобюджетным — использовались бюджетные средства библиотеки (Приложение 10) и помощь волонтеров для подготовки расходных материалов.
Целевая аудитория проекта (учет особенностей)
Проект направлен на организацию познавательного отдыха различных возрастных групп населения: детских (классы начальной школы и среднего звена) и взрослых; семей Великоустюгского района и Вологодской области. Но основная работа направлена на привлечение в библиотеку организованных групп — экскурсантов, туристов — гостей Великого Устюга в туристический сезон — декабрь-январь — самое посещаемое в году время, а также и в календарные праздники и школьные каникулы. Работа проводится как с индивидуальными посетителями, так и с организованными группами по 20-30 человек, максимум — до 50 человек. В работе с каждой возрастной группой используется индивидуальный подход в подаче материала и манере проведения мероприятия, учитываются возрастные и психологические особенности. Для самых младших и для участников-инвалидов используются повторные рассказы-объяснения, показы, а также увеличивается количество библиотекарей, помогающих проводить мастер-класс.
Содержание проекта с описанием деятельности по реализации
«Мастер-класс «В гостях у Деда Мороза» — это новое, интерактивное, познавательное мероприятие, основанное на местном материале, итогом которого является качественное изготовление всеми участниками мероприятия (100% успеха) бесконечной 3-D книжки-открытки, состоящее из 2-х основных частей —теоретической (6 мин.) и практической (30 мин.):
1. Вводная часть (вступление и знакомство с аудиторией-участниками);
2. Теоретическая часть (история книги с использованием предметов коллекции по теме и электронной презентации). (Приложение 11).
3. Практическая часть (поэтапное изготовление участниками книжки-открытки и украшение получившегося сувенира). (Приложение 12).
4. Заключение (подведение итогов, фотографирование, приобретение сувенирной и рекламной продукции). (Приложение 13).
Успех выполнения работы состоит в том, что переход к новому этапу осуществляется только при условии, что все участники мастер-класса справились с текущим этапом.
Результаты и оценка эффективности проекта
В результате реализации нового туристского проекта «Мастер-класс «В гостях у Деда Мороза» (июль 2017 — июнь 2018 гг.) было создано новое, нигде ранее не проводимое мероприятие, отражающее не только историю развития книги, но и привлекающее взрослую и детскую аудиторию к чтению и к бережному отношению к книге (Приложение-видеофайл 2 «Результат мастер-класса «Книжка-открытка»).
Значительно улучшились количественные показатели библиотеки по посещениям: за 8 календарных месяцев (октябрь 2017 — июнь 2018 гг.) в рамках реализации проекта проведено 47 мастер-классов, участниками которых стали 1310 человек, из которых 505 — устюжане, 805 — туристы — гости нашего города из Санкт-Петербурга и Пензы, Москвы и Подмосковья.
Заработаны дополнительные денежные средства в размере 50.000 рублей на дальнейшее развитие проекта и улучшение материальной базы учреждения культуры.
Работники МКУК «Великоустюгская ЦБС», задействованные в реализации проекта, освоили навыки экскурсионной деятельности, проведения анимационной программы. Составлена электронная презентация по истории книги и подготовлен интерактивный мастер-класс по изготовлению книжки-открытки с четким объяснением всех этапов работы, разработан подарочный набор с подробной инструкцией по изготовлению книжки-открытки (Приложение 13), приготовлены предметы показа по истории развития книги. Мероприятие хорошо воспринимается любыми возрастными группами устюжан и гостей города. Мастер-класс не зависит от сезонности: к зимней направленности добавлена тема, посвященная 23 февраля, к весенней — 8-му марта (Приложение 14). Летом изготавливается поздравительная открытка, посвященная Дню рождения Великого Устюга. Зал для мероприятий красочно оформлен в соответствии с сезонностью проводимого мероприятия.
Получены положительные отзывы как от участников проекта, так и от представителей туристских фирм Великого Устюга. (Приложение 15-17).
Социальный эффект проекта: информация о библиотеке еще чаще стала звучать в СМИ: газета Великоустюгского района «Устюжаночка», телеканал «Провинция» и интернет-источники — сайты и странички ВКонтакте.
Перспективы развития проекта
— Увеличить в 1,5-2 раза посещаемость мастер-класса как в зимний период, так и в течение всего календарного года за счет дополнительной рекламы мероприятия и увеличения количества партнеров проекта: АУК ВО «КПЦ «Дом Деда Мороза», гостиницы города и др.
— Привлечь дополнительных помощников-волонтеров для подготовки расходных материалов
для проведения мастер-класса;
— Продолжить работу по дальнейшей разработке тем на событийную и праздничную тематику
книжки-открытки для увеличения возможностей проведения мероприятия круглогодично.

Приложения к проекту.


Новости Вологды, а также новости Вологодской области