Пепеляева Светлана Владимировна

Программа по продвижению книги и чтения в библиотеке «Молодежный ЧИТАЙмер!»

Пепеляева Светлана Владимировна,
ведущий библиотекарь сектора обслуживания
детей ЦБ МБУ «ЦБС», г. Красноуфимск,
Свердловская область.

(текст представлен в авторской редакции)

Паспорт программы

 

Наименование программы

«Молодежный Читаймер»
Основание разработки программы Стандарт, Концепция развития библиотек
Разработчик  программы Светлана Владимировна Пепеляева
Участники программы 10-11 классы, студенты
 

Цель программы:

Создать эффективную программу работы библиотеки с молодежной аудиторией через разработку и организацию культурно -досуговых мероприятий.

 

Задачи программы: Задачи:

1.    Выявить проблемы в организации библиотечного обслуживания молодежи.

2.    Проанализировать библиотечные формы работы с молодежью и определить перспективные направления развития.

3.    Приобщать молодежь к чтению и формировать потребность получения информации в библиотеке.

4.     Вовлекать молодежь участвовать в различных акциях и мероприятиях, организуемых библиотекой для продвижения чтения в молодежной среде.

5.    Содействовать укреплению положительного имиджа библиотеки в глазах общественности как информационно-культурного центра.

 

Сроки реализации программы 2018-2022 г.
Финансирование программы 475 тыс. руб.
Ожидаемый результат программы Ожидаемые результаты:

1.              Укрепление контактов библиотеки с учебными заведениями и общественными молодежными организациями города.

2.              Привлечение молодежи к чтению и обеспечение информационной поддержки молодежи.

3.              Увеличение числа читателей молодых читателей.

4.              Позволит развить творческий потенциал,  как участников мероприятий, так и волонтеров, и организаторов.

5.              Воспитание патриотических, гражданских чувств.

6.     Формирование нравственных ценностей молодежи.

7.    Увеличение  спроса на современную прозу.

 

Введение

«Невозможно запустить процесс  модернизации всей страны, не опираясь на  ресурсы и возможности   молодого поколения, на молодежь, изначально обладающую новаторскими идеями и устремленную в будущее». Д.А. Медведев

Данная программа поможет привлечь новых читателей в библиотеку, расширит досуг молодежи, повысит их культуру чтения через культурно-досуговую организацию, выставочную и издательскую (рекламную) деятельность.

Программа способствует продвижению чтения среди молодежи, которые проживают в городе Красноуфимске и нуждаются в информационной, и культурно-просветительской поддержке.

Не секрет, что бурное развитие компьютерных технологий, доступность сети Интернет позволяют молодым людям получать необходимую информацию там, а не в стенах библиотеки. Нацеленность на быстрое получение конкретной информации. Снижение интереса к чтению, вызывают кризис читательской культуры, что не способствует формированию гармоничной личности.  Вместе с тем именно библиотека является важным средством социализации личности, оказывая помощь в становлении взглядов и убеждений. Ведь библиотека – это единственный бесплатный ресурс, которым можно пользоваться безгранично

Молодой читатель ХХI в. значительно отличается от читателя 90-х годов ХХ в. – не только более современным мировоззрением, но и возможностями выбора получения нужной информации, способов проведения своего досуга. Чтобы не потерять молодую аудиторию должна измениться и современная библиотека. Работа с этой категорией должна быть нацелена на поиск новых форм и методов библиотечного обслуживания молодежи.

Цель: создать эффективную программу работы библиотеки с молодежной аудиторией через разработку и организацию культурно-досуговых мероприятий.

Задачи:

     1.Выявить проблемы в организации библиотечного обслуживания    молодежи.

  1. Проанализировать библиотечные формы работы с молодежью и определить перспективные направления развития.
  2. Приобщать молодежь к чтению и формировать потребность получения информации в библиотеке.
  3. Вовлекать молодежь участвовать в различных акциях и мероприятиях, организуемых библиотекой для продвижения чтения в молодежной среде.
  4. Содействовать укреплению положительного имиджа библиотеки в глазах общественности как информационно-культурного центра.

Девиз: 

Заставить читать невозможно, а заразить чтением можно!»

Ожидаемые результаты:

  1. Укрепление контактов библиотеки с учебными заведениями и общественными молодежными организациями города.
  2. Привлечение молодежи к чтению и обеспечение информационной поддержки молодежи.
  3. Увеличение числа молодых читателей.
  4. Позволит развить творческий потенциал, как участников мероприятий, так и волонтеров, и организаторов.
  5. Воспитание патриотических, гражданских чувств.
  6. Формирование нравственных ценностей молодежи.
  7. Рост спроса на современную прозу.

Срок реализации проекта: 2018-2022 г.

Актуальность и значимость программы

Данная программа поможет решить вопрос продвижения книги и чтения в молодежной среде, развития грамотности молодежи и развитие их информационной культуры.

 Проблема: Отмечается тенденция снижения интереса к чтению во всем мире и сокращение времени чтению.  По статистике, россияне читают книги в среднем только девять минут в сутки.

А ведь когда-то наша страна была самой читающей в мире. Читали все, что под руку попадется – газеты, журналы, календари, книги.  Как бы люди того времени удивились, если бы узнали, что на смену книге пришли гаджеты, компьютеры, фильмы, пиццерии, кафе и т.п. Задача библиотекарей и общества на сегодня – это попытаться вернуть читательский интерес к книгам. Ведь без чтения невозможно формирование полноценной личности. Через несколько лет Россия может столкнуться с поколением, не знающим русских классиков.

Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится человеком благодаря литературе.

Книги заставляют мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение.

Сейчас молодежь читает книги не так охотно, как было раньше. Поэтому сегодня перед библиотеками стоит важная задача – переломить эту ситуацию, особенно в молодежной среде. И задача эта не из легких, так как библиотеке сложно конкурировать с массой развлечений, на которые молодые люди готовы потратить больше своего свободного времени, чем на чтение книг. Главная проблема библиотек – это недостаток финансирования.   Но библиотеки остаются единственно бесплатными учреждениями культуры.

Решая задачу формирования у не читающей молодежи потребности в чтении, необходимо сосредоточить внимание на продвижении именно художественной литературы. Во-первых, читая художественную литературу, человек переживает эмоции восторга, жалости, любви, сострадания и таким образом тренирует душу. Во-вторых, вдумчивое чтение рождает человека, не просто потребляющего информацию, а получающего знания.

Чтение – сложный творческий процесс, требующий участия интеллекта, эмоций, воображения, памяти читателя, опирающийся на весь его духовный опыт.

Результатом этого процесса является обогащение личности человека.

Продвижение книги, чтения, библиотеки в молодежной среде

Продвижение книги, чтения – основное направление в деятельности каждой библиотеки. Сегодня библиотекари ведут активный поиск нестандартных форм продвижения книги и чтения, внося в традиционную работу новые идеи;

Для продвижения программы планируется:

1.Привлечь молодежных активистов среди читателей и волонтеров.

  1. Активизировать информационную работу: индивидуальное и групповое информирование, разработка издательской (рекламной)продукции.
  2. Информирование общественность в СМИ и на сайтах библиотеки ЦБС.

Содержание программы:

  • информационно-библиотечная деятельность;
  • комплекс культурно — массовых мероприятий;
  • выставочная деятельность.

Участники программы: молодежь 14-35 лет

Организации, участвующие в реализации программы:

  1. Школы города;
  2. колледжи;
  3. молодежные организации и клубы Красноуфимска;
  4. волонтерские движения ГО Красноуфимск.

         Запрашиваем фонд финансирования: 425 тыс. руб.

 План реализации программы

  1. Не реже 1 раза в месяц проводить мероприятия, акции, обзоры.
  2. Создать инициативную группу лидеров среди читателей для привлечения и поддержки к чтению у молодежи.
  3. Организовать выпуск информационного бюллетеня на сайте ЦБС «Новинки для молодежи».
  4. Проводить молодежные пятницы для молодежи.
  5. Вести информативную работу при помощи флаеров (рекламных листовок).

Данная программа включает в себя комплекс мероприятий, включающие в себя следующие направления работы:

Этапы реализации программы

I.Подготовительный

Выбор темы, мероприятий, обусловленных интересами и проблемами молодежи в информационной среде. Отбор информации и литературы.

  1. II. Реализация системы программных мероприятий: 2018-2022 г.

III. Мероприятия.  Анализ. Подведение итогов.

План-график реализации

Информационно-библиотечная деятельность

 

№п/п Наименования мероприятия, форма Сроки исполнения
1. «Осень с книгой» — участие в разработке положения  о фотоконкурсе. Сентябрь 2018 г.
2. «Осень с книгой» — пост и информирование читателей о конкурсе Сентябрь 2018 г.
3. «Терроризму – скажем,  НЕТ!» — памятка Сентябрь 2018 г.
4.

 

«Твои права, студент!»- буклет ко дню студенчества. Январь 2019 г.
5. «День Петра и Февронии – буклет ко дню  Российского  дня влюбленных.

 

Февраль 2019 г.
6. «Волшебные струны поэзии» — закладка ко Дню поэзии. Март 2019 г.
7. «Кем быть?» — буклет о профессиях. Май 2019
8. «Этот флаг все в мире знают!» — буклет ко Дню государственного флага России Август 2019
9. «Новинки периодики» — аннотированный буклет журналов для молодежи. Сентябрь 2020
10. «Как правильно составить резюме» -памятка. Июнь 2020
11. «Обрати свое сердце к книгам» -рекомендательный буклет книг о любви. Февраль 2021
12. «В мире мудрых мыслей» — буклет афоризмов и изречений  о чтении. Март 2021
13. «Читать – модно, немодно не читать! » -рекомендательный список книг Август 2021
14. «Читать – это здорово» — закладка Февраль 2022
15. «Дорога к миру» — буклет ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом Сентябрь 2021
16. «Экзамены – это не страшно!» — рекомендательный  буклет. Ноябрь-декабрь 2021 г.

  Культурно-массовая работа

№п/п Наименования мероприятия, форма Сроки исполнения
1. Разработка и организация фотоконкурса «Осень с книгой». Сентябрь-октябрь 2018 г.
2. Турне по библиотеке. Экскурсия в библиотеку для студентов 1 курса КПК. Сентябрь 2018 г.
3. «Молодежь и современная литература» -презентация и обзор книг. Ноябрь 2018 г.
4. «Город, в котором ты живешь» -краеведческий урок. Январь 2019  г.
5. «Эхо Афганских гор» — час мужества  ко дню вывода войск из Афганистана с привлечением  председателя клуба  ГО «Каскад». Февраль 2019 г.
6. «Гоголевская ночь» — библиоквест к 210-летию писателя. Март 2019 г.
7. Акция для читателей «Запиши друга в библиотеку». Апрель 2019 г.
8. Фотоконкурс: Весна! Память! Книга! – к 9 мая. Апрель-май 2019 г.
9. Акция по продвижению чтения в парке им. Блюхера  «С книгой на скамейке» с привлечение волонтеров. Ежегодно летом
10. Виртуальная экскурсию  «История библиотек». Сентябрь 2019 г.
 11. «Не начинай, не пробуй, не рискуй!» — урок здоровья к международному дню отказа от курения. Ноябрь 2020 г.
12. «Игры разума» – интеллектуальная игра. Март-апрель 2020 г.
10. «Остров страха» — психологическая игра  на владение речью, игра на преодоления страха публичных выступлений. Апрель 2020 г.
11. «Страна Журналия » — обзор периодики для молодежи. Май 2019 г.
12. Акция для молодежи «Ромашки нежный лепесток »-  ко дню семьи, любви и верности. Июль 2019 г.
  «Мир Владислава Крапивина» — литературный час. Октябрь 2019 г.
13. «Молодежь и субкультура» — беседа. Декабрь 2019
14. «Битва умов» -интеллектуальная игра. Январь 2021
15. Молодежная пятница или Библио-вечеринка. 1 раз в квартал
16. «Кино+книга — Угадай мелодию» — игровая программа. Февраль 2021
17. «Дочитаться до звезды» — поэтическая вечеринка. Апрель 2021 г.
18. «Литературные джунгли» — библио-квест ко дню библиотек Апрель-Май 2021 г.
19. «Как пройти в библиотеку» — акция на улице. Июль-август 2021 г.
20. «Компьютер  — враг или помощник?» — информационный час. Октябрь  2021 г.
21. «Я, конечно, вернусь..» — литературно-музыкальный вечер,  посвященный  В. Высоцкому. Январь 2022 г.
22. «Символ мужества – Сталинград» – час мужества ко дню  воинской славы России. Февраль 2022 г.
23. «Завтрашние взрослые» — дискуссия о зависимости от компьютера к Всемирному  дню безопасности Интернета. Февраль 2022 г.
24. «Созвездие лидеров». Поколение МЫ  – интеллектуальная беседа. Март  2022 г.
25. «Горизонты поиска и достижений»– беседа по профориентации. Апрель 2022 г.
  «Путешествие в библиотеку» — интерактивная викторина  для иногородних студентов общежитий КПК Сентябрь 2022 г.
  Фотоконкурс в стиле селфи «Знакомство с библиотеками города». Октябрь 2022
27. «Пестрое царство земное государство» — многообразие народов. Урок толерантности. Ко Дню Международного дня толерантности. Ноябрь 2022 г.
28. «Классика на каждом шагу» — уличная акция.  Надписи цитат о библиотеках и чтении на асфальте. Июнь 2022 г.
29. «Крестики-нолики» — интеллектуальная игра. Октябрь 2022 г.
30. «Что ? Где? Когда» — интеллектуальная игра. Ноябрь 2022 г.

 Выставочная деятельность

№п/п Наименования мероприятия, форма Сроки исполнения
1. «Молодежь читает и советует» — выставка-совет. 1 раз в квартал
2. «Пришло время читать!» – выставка инсталляция. Октябрь-ноябрь  2018 г.
3. «Вечерние сумерки» – выставка книг – фэнтези для молодежи. Декабрь 2018 г.
4. «Искатели детективов» — выставка лучших детективов всех времен. Январь-февраль2019 г.
5. «Секреты успеха»! – выставка-рекомендация. Апрель 2019
6. Любимые книги молодежи 90-х – выставка –воспоминание. Май 2019 г.
7. «Паруса надежды, счастья, любви!» — ко Дню рождения Александра Грина Август 2019 г.
8. Выставка-панорама «Этот город самый лучший»  — ко дню города. Июнь 2019 г.
9. Здоровье! Сила! Молодость! – выставка-совет  ко дню здоровья. Апрель 2019 г.
10. «Волшебный мир сцены» — выставка к году театра. Октябрь 2019 г.
11. «Книги-воители, книги – солдаты» – виртуальная выставка. Май 2019 г.
12. «Литературная рулетка»- Книги-юбиляры. Виртуальная выставка книг. Январь-февраль 2020 г.
  «Искатели приключений» — выставка-совет лучших шедевров приключенческой классики. Март 2020 г.
13. «На молодежной волне!» — выставка-совет. Март-апрель 2021 г.
14. «Книжная россыпь» — выставка-настроение. Декабрь 2021 г.
15. «На всякого мудреца довольно простоты» — выставка-инсталляция Апрель-май 2022 г.
16. Буктрейлеры  на  новинки современной прозы. По мере поступления

 Ресурсное обеспечение

Мероприятия Сроки Стоимость
1. Формирование фонда периодикой для молодежи 2019-2022 100 тыс. руб.
2. На призовой фонд 2019-2022 25 тыс. руб.
3. Приобретение мебели для зоны комфортного обслуживания молодежи:

Пуфики(кресло-мешок)

2019-2022 25 тыс. руб.
4. Приобретение игры аэро-хоккей 2019-2022 20 — 25 тыс. руб.
5. Комплектование фонда новой художественной современной прозой для молодежи 2019-2022 250 тыс. руб.
       

 Заключение

Продвижения книги —  это очень кропотливый, объёмный и ежедневный работа, тем более, если учесть ежегодную смену состава читателей и множество развлекательных центров, конкурирующих с библиотекой.

Способов продвижения чтения великое множество, но во главе стоит один и самый действенный и совсем не новый. В библиотеке должно быть интересно ВСЕГДА! В ней всегда должно что-то происходить. Библиотека не должна быть только информационным, но и она должна остаться культурным центром.

Формирование гражданина, нравственное и патриотическое воспитание растущего человека – главные задачи воспитательной работы любого образовательного учреждения, а значит, и библиотеки.

Именно здесь, в окружении книг, хранящих сведения о великих и малых событиях, о знаменитых личностях и малоизвестных судьбах, здесь, где в тишине слышны шаги истории, человек лучше всего понимает, что такое память.

Мы как библиотекари должны сделать все возможное и невозможное, чтобы заинтересовать, «заразить чтением», удержать читателя в библиотеке.  Но без взаимного сотрудничества с образовательными организациями   этот процесс не так эффективен.

Родители, воспитатели, учителя тоже должны приобщать детей  к библиотекам и понимать их значимость в современном обществе.

         Молодежь – особая группа читателей. Она является существенной и наиболее перспективной пользовательской категорией библиотек.      Сотрудники библиотеки призваны сделать все возможное, чтобы она стала для юных читателей источником интересной и жизненно важной информации. Молодежь – это наше будущее.

При этом необходимо создать условия, располагающие молодежь к откровенному разговору. На смену должна прийти увлекательная, массовая работа, связанная с реальными запросами и интересами юных читателей.

Сейчас идет смещение интереса в сторону нестандартных форм мероприятий и сценариев взаимодействия с пользователем. Но нельзя рассматривать формат проводимых акций в отрыве от задач, которые призвана решать библиотека. Нельзя проводить исключительно развлекательные игры и конкурсы, забывая о своей роли – рекламировать и популяризировать книгу и чтение.

Сегодня в работе с молодежью все чаще используются интерактивные формы и методы работы. Они обогащают традиционные, хорошо известные приемы, побуждают к активной мыслительной деятельности, развивают аналитическое мышление, дают простор для собственной инициативы.

Суть интерактивных форм работы заключается в обмене знания­ми, идеями, в совместной деятельности, которая предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, а также стимулирует развитие творческих навыков. Вызвать на разговор – очень сложная задача, особенно в молодежной аудитории. Но от того, насколько им будет интересно, зависит, придут ли они в библиотеку в следующий раз, раскроют ли дома книгу. Интерактивные формы общения приближают библиотеку к юным читателям, в какой-то степени делают ее «своей».

Нашу библиотеку будущего я вижу такой – комфортные условия для молодежи, современные технологии, огромный выбор современной литературы.

В библиотеке будет место для каждого: интересные книги для самого разного читателя, игровой уголок будет не только для маленьких детей, но и появится интересная зона для молодежи.

Молодой человек в любом случае сначала обязательно смотрит на обертку: как выглядит библиотека, кто и как его встречает. У них тоже должен быть свой уголок, где они будут общаться, беседовать о книгах и о своих увлечениях.

Также для привлечения их в библиотеку можно приобрести настольные игры, например, аэро-хоккей или оборудовать место, где они могут просто посидеть и послушать любимую музыку.

Возможно, что-то новенькое и необычное их заинтересует и

им обязательно захочется приходить в место, где всегда интересно!

 Список использованных источников

  1. Васильева, Е. Фестиваль молодежи и студентов : технологии, батлы и библиотеки / Е. Васильева // Современная библиотека. – 2017. — № 9. – С. 45.
  2. Встречи в школьной библиотеке : тематические вечера, литературно-музыкальные композиции, уроки мужества / авт.-сост. Н.Г. Растегаева. – Волгоград : Учитель, 2009. -158 с.
  3. Галимова, Е.  Я.  Основы организационного проектирования библиотеки  / Е. Я. Галимова. – М. : ФАИР, 2007. – 288 С.
  4. Ганиева, З. Как это делается, или «Читать классиков модно» / З. Ганиева // Современная библиотека . – 2016. — № 10. – С. 22
  5. Дрешер, Ю. Н.  Библиотерапия : полный курс :  учеб. пособие / Ю. Н. Дрешер. – М. : ФАИР, 2007. – 560 С.
  6. Илдаркина, Е. В. Мастер-классы для школыных библиотекарей / Е. В. Илларкина. – 2-е изж., стереотипное. – М.: Глобус, Волгоград : Панорама, 2008. – 272 с.
  7. Продвижение  библиотеки и чтения:  от идей к практике  : [ электронный ресурс].  – Режим доступа : http://old.lib-dpr.ru/docs/naukd/prodvij2015.pdf
  8. Классные часы. 10 класс /Авт.-сост. О. Е, Жиренко, С. И. Лобачева. – М. : ВАКО, 2015. – 176 с.
  9. Классные часы : 11 класс / Авт.-сост. А.В. Давыдова.- М.: ВАКО, 2011. – 256 с.
  • Илдаркина, Е. В. Мастер-классы для школыных библиотекарей / Е. В. Идларкина . – 2-е изд., стереотипное. – М. : Глобус, Волгоград : Панорама, 2008. – 272 С.
  • Ким, М. Что в юности посеешь, то в зрелости пожнешь / М. Ким // Библиотека. – 2009. — № 9. – С. 56-59.
  1. Мастер-классы для школьных библиотекарей. Выпуск 4: методические рекомендации, мероприятия по направлениям воспитания, библиотечно-библиографические олимпиады / Авт.-сос. Е. В. Илдаркина, В. Б, Антипова. – М. : Глобус, 2010. – 304 с.
  2. Парамонова, О. С. Роль библиотеки в процессе непрерывного образования молодежи / О. С. Парамонова // Молодые в библиотечном деле. – 2004. — № 11-12. – С. 16-19.
  3. Через библиотеки – к будущему : сб. материалов по формированию детско-юношеской информационной политики: (по материалам конференций Программы Юнеско «Информация для всех») : В 2 ч. : Ч. 1 /ЮНИСЕФ, Рос. Комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Сост. А. Демидов. – М. : Школьная библиотека, 2004. – 248 С.
  • Через библиотеки – к будущему : сб. материалов по формированию детско-юношеской информационной политики: (по материалам конференций Программы Юнеско «Информация для всех») : В 2 ч. : Ч. 2 / ЮНИСЕФ, Рос. комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Сост. А. Демидов, О. Старовойтова. – М. : Школьная библиотека, 2004. – 648 с.
  • Чтение в ХХI веке : традиции и тенденции : материалы всерос. науч.-практ.конф. (Екатеринбург, 29-30 мая 2014 г.) / М-во ку льтуры Свердл.обл. ; Свердл. Обл. универс. науч.б-ка им. В. г, Белинского ; сост. О.В. Морева. – Екатеринбург : Урал. ун-т, 2014. – 202 с. —
  1. Чистякова, Н.И. Проект Библиотека и молодежь : надежды, желания, мечты :  [ электронный ресурс] . – Режим доступа : http://www.bgunb.ru/bgunb/biblonline/resource/bibproekt/chten/bib_

 Практическая  часть

Приложение 1

Диагностика читательских интересов

Цель: выявление интересов  у молодежи.

Вопросы для читателей:

  1. В каких библиотеках вы еще читаете?
  2. Какие источники информации тебе помогают в учебе?
  3. О чем любишь читать?
  4. Что для вас интереснее: просмотр телевизора, видео, компьютерные игры или чтение книг?
  5. Что интереснее, а что познавательнее: книги или периодические издания?
  6. Чтобы вы порекомендовали почитать своим сверстникам?
  7. Перечитывайте ли вы свои любимые книги?
  8. Какую литературу вы предпочитаете читать? (художественную или научно-познавательную)
  9. Какие бы культурно-массовые мероприятия вы хотели бы посещать в  библиотеке?
  10. Заменит ли электронная книга когда-нибудь, печатную?
  11. Что будет, если люди перестанут читать?
  12. Нужны ли библиотеки?

Приложение 2

Творческая игра  для молодежной пятницы:

«Библиодебют»

Цель игры: развитие творческих способностей участников, выявление лидерских качеств  и сплочение молодежи в библиотеке.

Вытянуть задание,  написанное на листке и выполнить его, так, чтоб присутствующие отгадали, что ведущий попытался изобразить.

На листке заранее написаны задания, которые поделены на тематические группы.

1 группа: «Удивительные страны».

2 группа : «Киногерой» или «Мультигерой»

3 группа : «Танцпол приглашает!»

4 группа: «Известная персона»

1 группа:

  • Америка, Тайланд, Россия, Китай и т.п.
  • Робинзон Крузо, Мальчик Спальчик,Спящая красавица, Кот в сапогах, Белоснежка и 7 гномов, Винни-Пух и т.п.
  • Вальс, танго, танец живота, хип-хоп, рок-н-ролл.
  • Басков Николай, Ольга Бузова, Майкл Джексон, Тимати и т.п.

Приложение  3

Викторина «Веришь – не веришь, или Блеф-клуб»

Принцип ответа здесь только «да» или «нет». Следует выбирать, ве­ришь ли ты той информации, что сообщил ведущий, или нет.

Примеры вопросов:

  • Верите ли вы, что в Луисвилле, штат Кентукки, запрещено ло­вить рыбу с помощью лука и стрел? (Да).
  • В трамвай города Гери, штат Индиана, запрещено входить, если прошло менее суток с того момента, как пассажир ел чеснок? (Нет, можно входить уже через 4 часа).
  • Если муж из Саудовской Аравии не подал жене кофе, она вправе требовать развод? (Да).
  • В Финляндии запрещены комиксы с утенком Даком – т. к. изображения противоречат нормам их морали? (Да, ведь у него не нарисованы штанишки).
  • В американском штате Канзас есть специальное постановле­ние, разрешающее ловить рыбу голыми руками? (Нет, наоборот, это противозаконное действие).

Приложение 4

Сценарий игры «Игры Разума»

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята!

Мы рады видеть вас в нашей библиотеке! Сегодня вы сможете не только проверить свои знания, но и узнать что-то новое.

Предлагаем сыграть вам в интеллектуальную игру «Игры разума». Ее правила очень просты.

Делимся на две команды, придумываем названия, каждая команда выбирает капитана.

Ход игры

Ведущий: Начнем нашу игру, прошу игроков занять свои места. Правила очень просты. Перед вами на экране 8 рубрик, в каждой из которых по 5 вопросов. Команды по очереди будут выбирать рубрику и номер вопроса. Если вы не ответите на вопрос, то это сможет сделать соперник. Вот эти рубрики:

  • В мире животных;
  • Мифы и легенды;
  • Загадочный космос;
  • Магия кино;
  • От древности до наших дней;
  • Книжная полка;
  • В ритме музыки;
  • По странам и континентам.

Вопросы оцениваются в очках от 1 до 3. Победит тот, кто наберет наибольшее количество очков.

В каждой рубрике спрятан «Кот в мешке», т. е. вопрос, не относящийся к ее теме. Команда, которой достался «Кот в мешке», сама оценит вопрос на столько очков, сколько желает получить, но не более 3.

Побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество очков, которые суммирует наше жюри (перечисляет имена, фамилии членов жюри).

В конце мероприятия мы подведем итоги и выявим победителей.

Вопросы:

Рубрика «В мире животных»:

  • Какое вымершее животное считается прародителем слона? (1 очко).

Ответ: Мамонт.

  • «Кот в мешке»:

Русское название этого очень известного овоща произошло от итальянского названия гриба (по-итальянски «тартуфолли» – трюфель). А когда этот овощ впервые появился в России, крестьяне назвали его «чертовым яблоком». О чем идет речь?

Ответ: Картофель.

Подсказка: Слово «картофель» произошло от итальянского «трюфель». Трюфели – съедобные грибы, чьи плодовые тела, развивающиеся в земле, общими очертаниями действительно напоминают клубень картофеля. Появление в России картофеля связывали с именем Петра I, но его широкое распространение началось в период правления Екатерины II. Поначалу население не приняло новую культуру (из-за множества отравлений от употребления плодов), поэтому крестьяне долгое время называли картофель «чертовым яблоком» и считали большим грехом употребление его в пищу.

  • Какая птица считается самой крупной в мире? Место ее обитания. (3 очка).

Ответ: Страус. Весит 90 кг, высота – 2,5 метра; обитает в Южной Америке, Африке, Австралии.

  • Каких животных считают священными в Индии? (2 очка).

Ответ: Корова, слон, змея, обезьяна, тигр.

  • Что у кошки считают своеобразными отпечатками пальцев, как у человека? (3 очка).

Ответ: Рисунок поверхности носа кошки уникален, как отпечаток пальца у человека.

Рубрика «В ритме музыки!»:

  • В какой стране возникла популярная в 70–80-е годы группа «ABBA»? (2 очка).

Ответ: Швеция.

Подсказка: Шестого апреля 1974 года песня шведской группы ABBA «Waterloo» с абсолютным перевесом победила на конкурсе Евровидение в английском городе Брайтоне.

  • Эта страна считается родиной оперы. (1 очко).

Ответ: Италия.

  • Именно эта музыкальная группа назвалась «Жуками» по аналогии с популярными в то время в Англии группами «Сверчки» и «Муравьи». (3 очка).

Ответ: Битлз.

Подсказка: Группа Битлз (The Beatles) в окончательном составе сформировалась в 1962 году и существовала 7 лет – до 1970 года. Идея названия группы пришла в голову Джону Леннону во сне, и является игрой слов «beetle» (жук) и «beat» (бит, удар, ритм).

  • «Кот в мешке»:

Длинная, глубокая и относительно узкая долина реки, окаймленная крутыми склонами или даже отвесными скалами.

Ответ: Каньон.

  • Как называли странствующих певцов-поэтов в средневековой Европе? (2 очка).

Ответ: Менестрели.

Рубрика «Загадочный космос»:

  • «Кот в мешке»:

Французы отзываются о ней так: «Это наша железная леди. Она нас вдохновляет». О чем идет речь?

Ответ: Эйфелева башня. Построена в 1889 году. Названа в честь конструктора Густава Эйфеля.

  • Кто из женщин первой полетела в космос? (1 очко).

Ответ: Валентина Терешкова.

  • Сколько планет в Солнечной системе? Назовите их по порядку. (2 очка).

Ответ: Девять. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

  • Главной звездой именно этого созвездия является «Регул», название которой переводится как «царь». (3 очка).

Ответ: Лев.

  • Что такое галактика? Как называется Галактика, в которой мы живем? (2 очка).

Ответ: Галактика – это система звезд и планет, собранных вместе и удерживаемых силой тяготения. Наша Галактика – Млечный путь.

Рубрика «Книжная полка»:

  • Назовите фамилию одного из самых известных писателей, представителя деревенской прозы, родившегося в Иркутской области. (2 очка).

Ответ: Валентин Распутин.

  • Прототипом этого литературного героя стал валашский князь, состоявший в ордене Дракона, ставившего своей целью покорение неверных и их обращение в христианство. (3 очка).

Ответ: Валашский, или румынский, князь Влад Цепеш стал прототипом графа Дракулы. «Дракул» по-румынски означает «дракон». Знаменитая книга Брэма Стокера «Дракула» была опубликована в 1987 году.

  • Именно этот меховой предмет роскоши оставила себе маленькая разбойница из сказки «Снежная королева». (2 очка).

Ответ: Муфта.

  • Перу именно этого драматурга принадлежат пьесы «Тень» и «Обыкновенное чудо». (3 очка).

Ответ: Евгений Шварц.

  • «Кот в мешке»:

Два дня в году день и ночь имеют одинаковую длительность, каким астрономическим термином называется это явление?

Ответ: Равноденствие.

Подсказка: Весеннее – 20 или 21 марта. Осеннее – 22 или 23 сентября. Есть и другое явление – солнцестояние. Зимнее – 21 или 22 декабря, летнее – 21 или 22 июня.

Рубрика «Магия кино»:

  • Кто изобрел кинематограф? (3 очка).

Ответ: Братья Люмьер.

Подсказка: 22 марта 1895 года в Париже братья Луи и Огюст Люмьер организовали первый в мире закрытый просмотр кино. Собравшимся была показана коротенькая лента под названием «Выход рабочих с фабрики», занявшая около 40 секунд. Но именно эти секунды стали историческими, ознаменовав, что в наш мир пришел кинематограф, который с легкой руки братьев еще долго называли синематографом. Но миру наиболее известен другой короткометражный фильм братьев Люмьер – «Прибытие поезда».

  • Назовите клички гайдаевской троицы (если не знают, кто такой Гайдай, то сказать о режиссере). (3 очка).

Подсказка: Леонид Гайдай – советский кинорежиссер, сценарист, актер. Создатель популярнейших кинокомедий своей эпохи, таких как «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Иван Васильевич меняет профессию» и др.

Ответ: Трус, Балбес, Бывалый.

  • Кому раньше принадлежали 666 проклятых золотых дублонов, о которых рассказывается в первой части«Пиратов Карибского моря»? (2 очка).

Ответ: Золото принадлежало ацтекам – индейской народности в центральной Мексике.

  • Назовите режиссера «Терминатора», «Титаника» и «Аватара». (1 очко).

Ответ: Джеймс Кэмерон.

  • «Кот в мешке»:

Семь чудес античного мира: мавзолей в Галикарнасе, статуя Зевса в Олимпии, Александрийский маяк, храм Артемиды Эфесской, висячие сады Вавилона, Колосс Родосский… Чего не хватает?

Ответ: Египетские пирамиды.

Рубрика «Мифы и легенды»:

  • Из какой мифологии пришло к нам слово «кикимора»? (1 очко).

Ответ: Из славянской.

Подсказка: Кикимора, в русских народных поверьях, – злой дух, малютка-невидимка женского пола, живущая в доме за печкой и занимающаяся прядением и ткачеством.

  • «Кот в мешке»:

Летательный аппарат, как правило, вытянутой формы, наполненный гелием. Снизу к нему крепятся кабина и двигатели. В отличие от других подобных аппаратов у него имеется двигатель, благодаря которому он может двигаться независимо от направления воздушных потоков.

Ответ: Дирижабль.

  • Именно это небесное тело возвестило о рождении Христа.(2 очка).

Ответ: Вифлеемская звезда.

  • Появление этого древнегреческого бога должно было вызывать панический ужас. (3 очка).

Ответ: Пан.

Подсказка: Древнегреческий бог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы. Он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами. Роскошные долины и рощи Аркадии в Греции – царство Пана, где он резвится в кругу нимф. Под его флейту устраиваются веселые, шумные хороводы, пугающие смертных. Если кто-то слышал в лесу дикие звуки, смутный шум, чей-то хохот и свист, он был уверен, что это Пан. Бедные люди пугались, испытывали паничес­кий страх, среди них возникала паника.

  • Этот скромный герой был искусным целителем и тайно венчал влюбленных, за что был осужден на казнь римским императором. За день до казни он написал прощальное письмо любимой девушке и подписал его так: «Твой…» Как же было его имя? (2 очка).

Ответ: Святой Валентин.

Рубрика «От древности до наших дней»:

  • «Кот в мешке»:

Территория для обособленного поселения коренного населения (в США и некоторых других странах).

Ответ: Резервация.

  • Кто был первым президентом России? (2 очка).

Ответ: Борис Ельцин.

  • В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (1 очко).

Ответ: Китай.

  • Провожая мужа на войну, спартанская женщина подавала ему щит со словами: «С ним или на нем». Что означает это выражение? (2 очка).

Ответ: «Вернись с победой или умри».

  • Сын Рюрика, великий князь Киевский с 912 года. В 941 и 944 го­дах совершил походы в Византию, с которой заключил договор. Убит в 945 г. древлянами, восставшими во время сбора дани. О ком идет речь? (2 очка).

Ответ: Князь Игорь.

Рубрика «По странам и континентам»

  • Назовите столицу Румынии. (2 очка).

Ответ: Бухарест.

  • Через какой штат США проходит Северный полярный круг (показать штат)?(2 очка).

Ответ: Через штат Аляска.

  • «Кот в мешке»

Объясните значение выражения «ахиллесова пята».

Ответ: Слабое, уязвимое место человека.

Подсказка: Величайший герой Древней Греции, легендарный Ахиллес был, как рассказывает предание, сыном морской богини Фетиды и простого смертного Пелея. Сыновьям смертных грозят всякие опасности. Боясь за сына, мать решила искупать его в водах священной реки Стикс, делавших человека неуязвимым. Но, окуная младенца в воду, мать держала его за пятку, и Стикс не коснулся ее своей струей. И, когда стрела троянца Париса вонзилась в пятку Ахиллеса, он погиб. Эта легенда давно занимала умы людей. Благодаря ей сухожилие, расположенное на ноге над пяточной костью, анатомы именуют «ахиллесовым», а выражение «ахиллесова пята» издавна служит для обозначения слабого, уязвимого места человека.

  • Назовите имя и фамилию известного путешественника, совершившего первое кругосветное путешествие. (3 очка).

Ответ: Фернандо Магеллан.

Подсказка: Выдающийся португальский мореплаватель, совершивший первое кругосветное путешествие (ок. 1480–1521 гг.)

  • В каком городе расположена Трафальгарская площадь? (1 очко).

Ответ: Лондон.

(Подведение итогов игры, награждение победителей).

Ведущий: Вот и подошло к концу наше мероприятие. А пока жюри подсчитывает результаты, мы предлагаем вам отдохнуть и посмотреть музыкальное видео.

Приложение 5

Сценарий игры «Что? Где? Когда?»

Цель: расширить знания молодежи по литературе.

Задачи:

— вырабатывать умение интегрировать знания по разным литературным жанрам;

— развивать слуховое и зрительное восприятие, коммуникативную речь молодежи;

— воспитывать интерес к литературе;

— формировать личностные качества: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.

Ход игры

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! (Звучит фоновая музыка).

Мы рады приветствовать вас на игре  «Что? Где? Когда?»! Сегодня играет команда знатоков – наших читателей. Позвольте представить команду (перечисляет имена, фамилии 6 участников).

Условия игры: знатоки должны ответить на 12 вопросов. За каждый правиль­ный ответ им начисляется 1 очко. Игрокам дается минута на размышление. По истечении этого времени вы можете получить одну подсказку, и у вас будет еще полминуты на размышление.

Итак, мы начинаем игру! (Гонг).

Сначала игрокам предстоит выбрать капитана и дать название ко­манде. (Гонг).

1-й раунд.

Вопрос: Ф. Достоевский однажды сказал: «Если бы нам с Тургене­вым пришлось бы жить рядом, мы бы жили как Матрос с Астро­номом». Кто эти легендарные мореплаватель и ученый? (Гонг).

Подсказка: Матрос и Астроном написаны с прописной буквы. По­нятно, что это клички. Ну а кто в животном мире не ладит так же, как Достоевский с Тургеневым? (Гонг).

Ответ: Кот и собака.

2-й раунд.

Вопрос: Назовите русского литератора – поэта, прозаика и драма­турга, в Собрании сочинений которого непременно печатаются произведения его родственников. (Гонг).

Подсказка: Этот литератор от своих родственников просто неотделим. Что-то тут не то. Может быть, речь идет о ком-то вымышленном? Получается, вымышленный российский литера­тор, да еще и с родственниками. (Гонг).

Ответ: Козьма Прутков.

3-й раунд.

Вопрос: «Максиму Горькому в Сорренто» – так обычно отвечали в 1920-е годы на некий сакраментальный вопрос. Что это за вопрос? (Гонг).

Подсказка: Раз вопрос сакраментальный, значит, он известен всем. Правда, у него имеется конкретный автор. Вопрос начинается со слова «кому». Ответ явно ироничный, в нем должен быть парадокс. Почему подчеркивается, что в Сорренто? Может потому, что вопрос исконно русский, а Горький как раз жил вне России? И жил, надо сказать, хорошо… Ну, конечно же… (Гонг).

Ответ: «Кому на Руси жить хорошо?».

4-й раунд.

Вопрос: Все мы знаем книжку «Муха-Цокотуха» К. Чуковского. А вот книжку «Правда о Мухе-Цокотухе», изданную в Ташкенте, читали не все. А как вы думаете, кто выпустил в печать эту книгу? Какая органи­зация? (Гонг).

Подсказка: Когда именно была выпущена эта книга – непонятно. Может, отвлечься от Чуковского? Может, его героиня вынесена в заголо­вок ради образности, а не для смысла? Но ведь если речь идет о мухе вообще, то организация, борющаяся с ней, абсолютно понятна! (Гонг).

Ответ: Санитарно-эпидемиологическая служба.

5-й раунд.

Вопрос: Двадцать два года алма-атинский пушкинист Данилов пы­тался установить девичью фамилию некоей Яковлевой. В итоге оказа­лось, что ее девичья фамилия была Матвеева. А как звучат ее имя и отчество? (Гонг).

Подсказка: Яковлева, Матвеева… Фамилии, конечно, известные, но применительно к Пушкину не говорящие ничего. Но какое имя и отчество, да еще и без фамилии, приходят на ум при упоминании А. С. Пушкина? По-моему, есть только один вариант… (Гонг).

Ответ: Арина Родионовна.

6-й раунд.

Вопрос: Ее ввел в 1797 году Карамзин, в свое время нововведение писателя поддержал Сталин, но до сих пор она не является обязательной, хотя может помочь отличить всё от всех и сохраняет функции смыслоразличения. Какой у нее номер? (Гонг).

Подсказка: На вопрос можно ответить, опираясь на информацию о Карамзине. Итак, речь идет о чем-то:

а) русском;

б) временном;

в) легко поддающемся счету.

Давайте напишем эти слова в именительном падеже и все сразу станет понятно! (Гонг).

Ответ: Семь (речь идет о букве «Ё»)

7-й раунд.

Вопрос: Однажды заболевший Чехов отправил посыльного в ап­теку за касторкой. Аптекарь выдал две огромные капсулы. Рассердив­шийся писатель отослал посыльного обратно с гневной запиской «Я не лошадь». В ответ аптекарь выдал шесть маленьких капсул в коро­бочке. Почему же он не поступил так сразу? (Гонг).

Подсказка: на первый взгляд, в действиях аптекаря нет никакой ло­гики. Разве он узнал, что Чехов не лошадь, только поле его записки? Конечно, нет. Значит, плясать надо не от текста письма, а от самого факта переписки? Естественно, ведь переписка-то с самим Чеховым! (Гонг).

Ответ: Аптекарь хотел получить автограф Чехова.

8-й раунд.

Вопрос: В XVIII веке в петербургских литературных кругах хо­дила такая шутка: «Отчего Кантемира читаешь с удовольствием? Оттого, что он пишет о себе. Отчего Шаликова читаешь с досадою?» Кстати, отчего же? (Гонг).

Подсказка: Кантемир – известнейшая личность. Он интересен и нам, его далеким потомкам. А кто такой Шаликов? Я лично ничего о нем не знаю. Может, здесь и кроется разгадка? (Гонг).

Ответ: Оттого, что он пишет о себе.

9-й раунд.

Вопрос: Папа в одном романе восклицает: «Дети бдят, пока мы дрем­лем!». Назовите роман. (Гонг).

Подсказка: Почему нам сказали папа без упоминания того, чей он? А у слова «папа» есть еще одно значение. И этот папа из города Рим, говоря о детях и опасности, имел в виду совершенно конкретное событие. (Гонг).

Ответ: «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей».

10-й раунд.

Вопрос: Том Сойер был не силен в Священном Писании. Так, он считал, что первыми апостолами были Давид и Голиаф. А еще он счи­тал, что Ноев ковчег остановился… Где? (Гонг).

Подсказка: Продолжим тему ковчега. Понятно, что Том перепу­тал вещи очевидные. Ковчег на самом деле остановился на Арарате. С чем мог спутать его Том? Наверное, с другой горой. Что за гора упоми­нается в Библии, да такая, что даже необразованный мальчишка о ней знает? (Гонг).

Ответ: Гора Синай.

11-й раунд.

Вопрос: В городе Бердянске, возле парка, открыта статуя, изобра­жающая Остапа Бендера и Шуру Балаганова. Хотя никаких упомина­ний о том, что эти персонажи были в Бердянске, у Ильфа и Петрова нет, зато там был тот, чьим именем назван парк. Кто же? (Гонг).

Подсказка: Совершенно очевидно, что парк должен быть назван име­нем того, кто как-то с обозначенными персонажами связан. Да к тому же это реальный парк в реальном городе, поэтому он дол­жен быть назван реальным именем. (Гонг).

Ответ: Петр Шмидт (лейтенант Шмидт).

 12-й раунд

Вопрос: В 1979 году люди, уверенные в том, что в искусстве все можно просчитать, издали во Фрунзе книгу под названием «Математические методы анализа и оценки поэтических произведений». В ней

эталоном художественности было признано стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…». Как авторы предлагали именовать единицу художественности? (Гонг).

Подсказка: Если эталон художественности – «Я помню чудное мгновенье», то и единица художественности связана именно с этим произведением. (Гонг).

Ответ: один Керн.


Новости Вологды, а также новости Вологодской области