Проект «Театр. Кукла. Книга»
Штарева Елена Ивановна,
ведущий библиотекарь инновационно-методического отдела
районной библиотеки МБУК Нерюнгринская ЦБС, Республика Саха.
(текст представлен в авторской редакции)
Девиз проекта:
«Через театральную деятельность – к продвижению книги и чтения».
Постановка проблемы
Чтение книг является определяющим в развитии, образовании и нравственном становлении личности. В последнее время наблюдается спад активности детского чтения, компьютерные технологии все чаще заменяют ребенку книгу. Как привлечь детей в библиотеку, пробудить и развить интерес к чтению, превратить встречу с книгой в праздник? Поможет кукольный театр. С помощью кукол можно в эмоциональной, наглядной и доходчивой форме познакомить ребенка с писателем, его творчеством, привлечь внимание к лучшим произведениям автора. Через театр кукол — в мир книги — таков самый короткий, незабываемый путь к книге. Это залог успеха!
Краткое описание проекта
Данный проект направлен на формирование читательской потребности детей. В 2019 году в рамках Года театра в РФ, Года детства в Нерюнгринском районе, а также в рамках социального проекта «Читающая семья – читающая нация» на базе районной библиотеки планируем запустить творческий проект «Театр. Кукла. Книга» вне стен библиотеки. Кукольные инсценировки литературных произведений уже имели успех у детей младшего и среднего возраста и теперь проект начнет работать в библиотеках поселений, детских садах и школах Нерюнгринского района.
Цель
Создание детского кукольного театра, формирование любви к чтению и книге через театральную деятельность.
Задачи проекта
- привлечение маленьких читателей в библиотеки через создание театральных инсценировок по произведениям детской мировой литературы для детей и их родителей;
- подготовка и показ спектаклей в д/ садах, в библиотеках поселений и т.д.;
- вовлечение детей и родителей в активную творческую деятельность;
- популяризация семейного чтения.
Участники проекта
В данном проекте будут задействованы активные дети, читающие семьи, работники библиотек Нерюнгринской ЦБС, волонтеры.
Срок реализации проекта – февраль 2019 г. – декабрь 2019 г.
Содержание проекта (аннотация)
23 октября 2017 года в г. Якутске стартовал социальный проект «Читающая семья – читающая нация». В течение года мероприятия прошли в каждом округе Якутска, чтобы повысить читательскую культуру школьников. Проект вышел за пределы столицы. Эстафету приняли улусы республики. В декабре 2018 года в районной библиотеке Нерюнгринской ЦБС состоялась церемония передачи символа проекта — статуэтки Мудрой совы. В 2019 году «мудрая сова» должна облететь все поселковые библиотеки и вернуться обратно, в знак того, что нерюнгринцы являются участниками замечательного проекта «Читающая семья – читающая нация».
Для того, чтобы выполнить такую важную миссию, пришла идея создать проект «Театр. Кукла. Книга». Кукольный театр выступает как игровая форма работы с книгой, объединяющая театр, куклу, книгу, и предполагает инсценирование художественных произведений для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Репертуар кукольного театра универсален тем, что его инсценировки смогут увлечь в равной степени и взрослых, и детей, давая возможность взрослому вновь окунуться в детство, а ребенку немного повзрослеть, погрузившись в мир переживаний. Эмоционально воспринятая постановка по страницам книг поможет детям определить отношение к происходящему, оценить положительных и отрицательных героев и пробудить желание прочитать ту или иную книжку.
Для создания кукольного театра, проведения массовых мероприятий вне стен библиотеки есть все необходимое: сами куклы, составленные самостоятельно инсценировки и отобранные из книг. Предположительно, кукольная сценка для маленького зрителя может длиться 20 минут, так же минут 10 посвящено книге, чтобы для детей была видна тесная связь кукольного театра с детской книгой.
Проект «Театр. Кукла. Книга» будет способствовать сохранению устойчивого интереса к литературе, театру, побуждению к созданию новых образов. С помощью театральных постановок образуется связь маленького зрителя с книгой и библиотекой. Кукольные инсценировки литературных произведений и сказок, занимательные библиотечные постановки, театрализованные уроки помогут детям сделать первый шаг в многообразный мир литературы.
Актуальность этого проекта заключается в деятельном подходе к воспитанию читательской культуры, образованию и развитию ребенка средствами кукольного театра.
Рабочий план реализации проекта:
Сроки | Последовательность деятельности |
Февраль |
Разработка плана мероприятий. Распределение обязанностей. Заключение предварительных устных договорённостей с библиотеками поселений, администрацией школы и детскими садами по организации проекта. |
Март | Репетиции постановок. Инсценировки в библиотеках п. Серебряный Бор и п. Беркакит на Неделе детской книги. Показ сценки «Кикимора, которая полюбила книжки» («Прощание с Азбукой» в библиотеке п. Чульман) |
Апрель | Показ в библиотеках п. Серебряный Бор и п. Беркакит на акции «Библиосумерки» |
Май | Инсценировка «Моя подружка Книжка» в библиотеке п. Чульман на семейной «тусовке» «Всей семьей у книжной полки» |
Июнь – август | Театральные постановки в детских садах |
Сентябрь | Инсценировка « «Милое дело – книжка» (в школе) |
Октябрь | Инсценировка по мотивам книги С. Прокофьевой «Клад под дубом» (в школе) |
Ноябрь | Инсценировка «Кикимора, которая полюбила книжки» (в библиотеках с. Иенгра, п. Золотинка) |
Декабрь | Спектакль с участием библиотечных работников (в районной библиотеке). Подведение итогов. |
Ожидаемые результаты
- привлечение новой аудитории –детей и их родителей;
- максимальное раскрытие фондов и дальнейшее продвижение книги;
- создание тесной связи юного зрителя с книгой и библиотекой.
Приложение 1
«Кикимора, которая полюбила книжки»
(авторская сценка)
Действующие лица:
Ромка, мальчик, который любит читать
Катя, его подружка
Кикимора, существо из болота
*****
Ромка: Ну, и Незнайка! Всегда что – нибудь да напутает, но все-таки он добрый и веселый.
Катя: Я про него читала уже и мультики видела. А у меня сказка — то какая интересная… Красная шапочка волка по дороге встретила. Что же дальше будет, страшно как!
Ромка: Чего страшного? Читай дальше и не бойся. В сказках всегда добро побеждает зло, значит волк Красную шапку…
Катя: Шапочку!
Ромка: Ну да, шапочку. Не съест волк ее и все тут.
Катя: Спасибо, успокоил. (Послышалось чье- то пение).
Ромка: Ты слышала?
Катя: Что?
Ромка: Кто — то возле дома ходит и поет. (Катя прислушалась).
Катя: Точно. Слышу. Кто же это?! (Кикимора поет).
Кикимора: Ой, куда это я попала, где мое болото? Это что за домик такой?
Ромка и Катя: (удивленные, спрашивают в один голос): Кто ты, чудо-чудное и почему у тебя волосы зеленые?
Кикимора? Как это, кто я? Как это, кто я? Кикимора болотная я! Живу я на болоте. Живу себе хорошо, каждый день волосы подкрашиваю, ни забот тебе, ни хлопот. А вы кто такие?
Катя: Я Катя.
Ромка: А я Ромка. Как же ты здесь оказалась? Почему со своего болота ушла? Говорят, кто мимо твоего болота проходит, того ты себе забираешь?
Кикимора: Ой, ну наговоришь, это подружки мои все, а я добрая, никого не трогаю. Вот вышла погулять, да и ушла далеко.
Катя: Ну, ладно, заходи к нам, мы тебя накормим, чаем напоим.
Ромка: Книжки покажем.
Кикимора: Ну, чай — то попробую, а вот про книжки слышала, что это вредность одна.
Катя: Да ты что? Книжки — это здорово, это праздник, когда книжку новую прочитаешь.
Ромка: Это твои подружки сказали, что книжки вредно читать?
Кикимора: И подружки тоже, и сама знаю. Чего хорошего: сидеть да читать? Глаза портишь, спина затекает, кости ломит, а ты читай?! Тьфу! Вот я не читаю и все знаю.
Катя: Все- все???
Ромка: А вот мы сейчас проверим, что ты знаешь.
Катя: Давай ей загадку загадаем.
Ромка: А давай: Зимой и летом одним цветом, что это?
Кикимора: Ой, да проще простого. Это волосы мои — всегда зеленые. Давай что потрудней!
Катя: И не угадала! А вы ребята знаете?! (Ответ детей). Правильно!
Ромка: Вот еще, слушай: Сидит девица в темнице, коса на улице. Что это?
Кикимора: Ой, ну это мне так нравится, все загадки про меня! Слушайте: это я в своем болоте, а моя голова на болоте.
(Катя и Ромка смеются).
Катя: Рассмешила! Это неправильно.
Кикимора: Не может быть!
Ромка: (спрашивает у ребят) А вы, ребятки, знаете? (Ответ детей). Вот, это всё книжки подсказывают. Морковь!
Кикимора: Кто такая Морковь? На каком болоте живет? Какие у нее волосы? Чем питается?
Ромка: Вот нагородила! Это овощ такой. Полезный, вкусный, сладкий, оранжевого цвета.
Кикимора: А сам сказал: девица в темнице, почему?
Катя: Потому что в земле растет, а под землей темно, как в темнице. Кикимора: А косичка на улице, почему?
Ромка: Это ботва от моркови из земли растет.
Кикимора: (задумавшись). Вот это загадки! Интересно как!
Катя: Чтобы много знать, надо много читать.
Ромка: А чтобы научиться читать, нужно буквы все знать.
Кикимора: Вот и объясняйте теперь, кто такие буквы? На каком болоте живут? Какие у них волосы? Чем питаются?
Катя: Буквы эти живут в букваре, азбуке, их всего 33. Каждая буква важна.
Ромка: Если хочешь, мы с Катей научим тебя читать. Приходи к нам в гости учиться и подружкам свои скажи, что книжки — это не вредность, а знания!
Кикимора: Ладно! Как хорошо, что я к вам пришла, много узнала, повеселилась.
Ромка: Пойдем теперь чай пить с пирожками. Катя испекла.
Кикимора: Ну, ладно, пойдем, расскажете, кто такие Пирожки? На каком болоте живут?.. (Катя с Ромкой смеются).
Ромка: Расскажем! Они у нас в желудке живут!!!
Катя: А потом я тебе прическу красивую сделаю!
Кикимора: Ой, уважили, теперь, еще добрее буду да еще умнее! (Уходят)
*****
Конец.
Приложение 2
Капроновые куклы — актеры
Рис. 2
Рис. 3
Участие в Республиканском конкурсе «Фото с книгой» «Кукольная читальня»
Рис. 4
Неделя детской книги. В детском саду «Веселый дельфин»
Рис. 5
Сценка по продвижению чтения «Кикимора, которая полюбила книжки» (для учащихся гимназии № 2 г. Нерюнгри)
Список использованной литературы:
- Драгунский В. Денискины рассказы/ В. Драгунский. ─ М.:ОНИКС,1999. ─ 352с.: ил. ─ (Золотая библиотека).
- Кургузов О. Рассказы маленького мальчика: Рассказы и сказки/ О. Кургузов. ─ М.:АСТ:Астрель,2006. ─ 208с. ─ (Любимое чтение).
- Пивоварова И.М. Рассказы Люси Синицыной/ И.М. Пивоварова; Худ.:А.Власова. ─ М.:»Мир Искателя»,2011. ─ 64с. ─ (Библиотечка школьника).
- Прокофьева С. Приключения желтого чемоданчика/ С. Прокофьева; Худ.:В.А.Жига рев. ─ М.:Омега,2008. ─ 112с.:ил. ─ (Школьная библиотека).
- Успенский, Э. Дядя Федор, пес и кот: повесть-сказка / Эдуард Успенский; Рис. В. Чижикова. – Москва : Планета детства, 2000. — 158 с.