Штарева Елена Ивановна

Проект  «Театр. Кукла. Книга»

Штарева Елена Ивановна,
ведущий библиотекарь инновационно-методического отдела
районной библиотеки МБУК Нерюнгринская ЦБС, Республика Саха.

(текст представлен в авторской редакции)

Девиз проекта:

«Через театральную деятельность – к продвижению книги и чтения».

Постановка проблемы

     Чтение книг является определяющим в развитии, образовании и нравственном становлении личности. В последнее время наблюдается спад активности детского чтения, компьютерные технологии все чаще заменяют ребенку книгу. Как привлечь детей в библиотеку, пробудить и развить интерес к чтению, превратить встречу с книгой в праздник? Поможет кукольный театр. С помощью кукол можно в эмоциональной, наглядной и доходчивой форме познакомить ребенка с писателем, его творчеством, привлечь внимание к лучшим произведениям автора. Через театр кукол — в мир книги — таков самый короткий, незабываемый путь к книге. Это залог успеха!

Краткое описание проекта

     Данный проект направлен на формирование читательской потребности детей. В 2019 году в рамках Года театра в РФ, Года детства в Нерюнгринском районе, а также в рамках социального проекта «Читающая семья – читающая нация» на базе районной библиотеки планируем запустить творческий проект «Театр. Кукла. Книга» вне стен библиотеки. Кукольные инсценировки литературных произведений уже имели успех у детей младшего и среднего возраста и теперь проект  начнет работать в библиотеках поселений, детских садах и школах Нерюнгринского района.

Цель

     Создание  детского  кукольного театра, формирование любви к чтению и книге через театральную деятельность.

Задачи проекта

  • привлечение маленьких читателей в библиотеки через создание театральных инсценировок по произведениям детской  мировой литературы  для  детей  и  их родителей;
  • подготовка и показ спектаклей в д/ садах, в библиотеках поселений и т.д.;
  • вовлечение детей  и  родителей  в  активную  творческую деятельность;
  • популяризация семейного чтения.

Участники проекта

    В данном проекте будут задействованы активные дети, читающие семьи, работники библиотек Нерюнгринской ЦБС, волонтеры.

Срок реализации проекта – февраль 2019 г. – декабрь 2019 г.

Содержание проекта (аннотация)

     23 октября 2017 года в г. Якутске стартовал социальный проект «Читающая семья – читающая нация». В течение года мероприятия прошли в каждом округе Якутска, чтобы повысить читательскую культуру школьников. Проект вышел за пределы столицы. Эстафету приняли улусы республики. В декабре 2018 года в районной библиотеке Нерюнгринской ЦБС состоялась церемония передачи символа проекта — статуэтки Мудрой совы. В 2019 году «мудрая сова» должна облететь все поселковые библиотеки и вернуться обратно, в знак того, что нерюнгринцы являются участниками замечательного проекта «Читающая семья – читающая нация».

     Для того, чтобы выполнить такую важную миссию, пришла идея создать проект «Театр. Кукла. Книга». Кукольный театр выступает как игровая форма работы с книгой, объединяющая театр, куклу, книгу, и предполагает инсценирование художественных произведений для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Репертуар кукольного театра универсален тем, что его инсценировки смогут увлечь в равной степени и взрослых, и детей, давая возможность взрослому вновь окунуться в детство, а ребенку немного повзрослеть,  погрузившись в мир переживаний. Эмоционально воспринятая постановка по страницам книг поможет детям определить отношение к происходящему, оценить положительных и отрицательных героев и пробудить желание прочитать ту или иную книжку.   

     Для создания кукольного театра, проведения массовых мероприятий вне стен библиотеки есть все необходимое: сами куклы, составленные самостоятельно инсценировки и отобранные из книг. Предположительно, кукольная сценка для маленького зрителя может длиться 20 минут, так же минут 10 посвящено книге, чтобы для детей была видна тесная связь кукольного театра с детской книгой.

     Проект «Театр. Кукла. Книга» будет способствовать сохранению устойчивого интереса к литературе, театру, побуждению  к созданию новых образов. С помощью театральных постановок образуется связь маленького зрителя с книгой и библиотекой. Кукольные инсценировки литературных произведений и сказок, занимательные библиотечные постановки, театрализованные уроки помогут детям сделать первый шаг в многообразный мир литературы.

     Актуальность этого проекта заключается в деятельном подходе к воспитанию читательской культуры, образованию и развитию ребенка средствами кукольного театра.

Рабочий план реализации проекта:

Сроки Последовательность деятельности
Февраль

Разработка плана мероприятий. Распределение обязанностей. Заключение предварительных устных договорённостей с библиотеками поселений,  администрацией школы и детскими садами по  организации проекта.

Март Репетиции постановок. Инсценировки в библиотеках п. Серебряный Бор и п. Беркакит на Неделе детской книги. Показ сценки «Кикимора, которая полюбила книжки» («Прощание с Азбукой» в библиотеке п. Чульман)
Апрель  Показ в библиотеках п. Серебряный Бор и п. Беркакит на акции «Библиосумерки»
Май Инсценировка «Моя подружка Книжка» в библиотеке п. Чульман на семейной «тусовке» «Всей семьей у книжной полки»
Июнь – август Театральные постановки в детских садах
Сентябрь Инсценировка « «Милое дело – книжка» (в школе)
Октябрь Инсценировка по мотивам книги С. Прокофьевой «Клад под дубом» (в школе)
Ноябрь Инсценировка «Кикимора, которая полюбила книжки» (в библиотеках с. Иенгра, п. Золотинка)
Декабрь Спектакль с участием библиотечных работников (в районной библиотеке). Подведение итогов.

 

Ожидаемые результаты

  • привлечение новой аудитории –детей и их родителей;
  • максимальное раскрытие фондов и дальнейшее продвижение книги;
  • создание тесной связи юного зрителя с книгой и библиотекой.

 

Приложение 1

  «Кикимора, которая полюбила книжки»

(авторская сценка)

Действующие лица:

Ромка, мальчик, который любит читать

Катя, его подружка

Кикимора, существо из болота

                                                  *****

Ромка: Ну, и Незнайка! Всегда что – нибудь да напутает, но все-таки он добрый и веселый.

Катя: Я про него читала уже и мультики видела. А у меня сказка — то какая интересная… Красная шапочка волка по дороге встретила. Что же дальше будет, страшно как!

Ромка: Чего страшного? Читай дальше и не бойся. В сказках всегда добро побеждает зло, значит волк Красную шапку…

Катя: Шапочку!

Ромка: Ну да, шапочку. Не съест волк ее и все тут.

Катя: Спасибо, успокоил. (Послышалось чье- то пение).

Ромка: Ты слышала?

Катя: Что?

Ромка: Кто — то возле дома ходит и поет. (Катя прислушалась).

 Катя: Точно. Слышу. Кто же это?! (Кикимора поет).

Кикимора: Ой, куда это я попала, где мое болото? Это что за домик такой?

Ромка и Катя: (удивленные, спрашивают в один голос): Кто ты, чудо­-чудное и почему у тебя волосы зеленые?

Кикимора? Как это, кто я? Как это, кто я? Кикимора болотная я! Живу я на болоте. Живу себе хорошо, каждый день волосы подкрашиваю, ни забот тебе, ни хлопот. А вы кто такие?

Катя: Я Катя.

Ромка: А я Ромка. Как же ты здесь оказалась? Почему со своего болота ушла? Говорят, кто мимо твоего болота проходит, того ты себе забираешь?

Кикимора: Ой, ну наговоришь, это подружки мои все, а я добрая, никого не трогаю. Вот вышла погулять, да и ушла далеко.

Катя: Ну, ладно, заходи к нам, мы тебя накормим, чаем напоим.

Ромка: Книжки покажем.

Кикимора: Ну, чай — то попробую, а вот про книжки слышала, что это вредность одна.

Катя: Да ты что? Книжки — это здорово, это праздник, когда книжку новую прочитаешь.

Ромка: Это твои подружки сказали, что книжки вредно читать?

Кикимора: И подружки тоже, и сама знаю. Чего хорошего: сидеть да читать? Глаза портишь, спина затекает, кости ломит, а ты читай?! Тьфу! Вот я не читаю и все знаю.

Катя: Все- все???

Ромка: А вот мы сейчас проверим, что ты знаешь.

Катя: Давай ей загадку загадаем.

Ромка: А давай: Зимой и летом одним цветом, что это?

Кикимора: Ой, да проще простого. Это волосы мои — всегда зеленые. Давай что потрудней!

Катя: И не угадала! А вы ребята знаете?! (Ответ детей). Правильно!

Ромка: Вот еще, слушай: Сидит девица в темнице, коса на улице. Что это?

Кикимора: Ой, ну это мне так нравится, все загадки про меня! Слушайте: это я в своем болоте, а моя голова на болоте.

(Катя и Ромка смеются).

Катя: Рассмешила! Это неправильно.

Кикимора: Не может быть!

Ромка: (спрашивает у ребят) А вы, ребятки, знаете? (Ответ детей). Вот, это всё книжки подсказывают. Морковь!

Кикимора: Кто такая Морковь? На каком болоте живет? Какие у нее волосы? Чем питается?

Ромка: Вот нагородила! Это овощ такой. Полезный, вкусный, сладкий, оранжевого цвета.

Кикимора: А сам сказал: девица в темнице, почему?

Катя: Потому что в земле растет, а под землей темно, как в темнице. Кикимора: А косичка на улице, почему?

Ромка: Это ботва от моркови из земли растет.

Кикимора: (задумавшись). Вот это загадки! Интересно как!

Катя: Чтобы много знать, надо много читать.

Ромка: А чтобы научиться читать, нужно буквы все знать.

Кикимора: Вот и объясняйте теперь, кто такие буквы? На каком болоте живут? Какие у них волосы? Чем питаются?

Катя: Буквы эти живут в букваре, азбуке, их всего 33. Каждая буква важна.

Ромка: Если хочешь, мы с Катей научим тебя читать. Приходи к нам в гости учиться и подружкам свои скажи, что книжки — это не вредность, а знания!

Кикимора: Ладно! Как хорошо, что я к вам пришла, много узнала, повеселилась.

Ромка: Пойдем теперь чай пить с пирожками. Катя испекла.

Кикимора: Ну, ладно, пойдем, расскажете, кто такие Пирожки? На каком болоте живут?.. (Катя с Ромкой смеются).

Ромка: Расскажем! Они у нас в желудке живут!!!

Катя: А потом я тебе прическу красивую сделаю!

Кикимора: Ой, уважили, теперь, еще добрее буду да еще умнее!  (Уходят)

*****

Конец.

 

Приложение 2

Рис. 1

Капроновые куклы — актеры

 Рис. 2

Куклы ждут своего часа

 Рис. 3

Участие в Республиканском конкурсе «Фото с книгой» «Кукольная читальня»

  Рис. 4

Неделя детской книги. В детском саду «Веселый дельфин»

 Рис. 5

Сценка по продвижению чтения «Кикимора, которая полюбила книжки» (для учащихся гимназии № 2 г. Нерюнгри)

 

Список использованной литературы:

  1. Драгунский В. Денискины рассказы/ В. Драгунский. ─ М.:ОНИКС,1999. ─ 352с.: ил. ─ (Золотая библиотека).
  2. Кургузов О. Рассказы маленького мальчика: Рассказы и сказки/ О. Кургузов. ─ М.:АСТ:Астрель,2006. ─ 208с. ─ (Любимое чтение).
  3. Пивоварова И.М. Рассказы Люси Синицыной/ И.М. Пивоварова; Худ.:А.Власова. ─ М.:»Мир Искателя»,2011. ─ 64с. ─ (Библиотечка школьника).
  4. Прокофьева С. Приключения желтого чемоданчика/ С. Прокофьева; Худ.:В.А.Жига рев. ─ М.:Омега,2008. ─ 112с.:ил. ─ (Школьная библиотека).
  5. Успенский, Э. Дядя Федор, пес и кот: повесть-сказка / Эдуард Успенский; Рис. В. Чижикова. – Москва : Планета детства, 2000. — 158 с.

Новости Вологды, а также новости Вологодской области