Проект «Книжный сад»
Иванчикова Светлана Анатольевна,
заведующий Городской детской библиотекой № 1
МКУ «Лужская ЦБС», Ленинградская область.
(текст представлен в авторской редакции)
Цели:
- Приобщение детей старшего дошкольного возраста к чтению, расширение круга и формирование культуры чтения
- Поддержка традиций семейного чтения
- Информационная поддержка родителей и педагогов в воспитательном процессе
- Создание системы сотрудничества детской библиотеки, образовательной среды и родительского сообщества в Луге по проблеме воспитания интереса к книге дошкольников
Задачи:
- Сформировать у детей интерес к чтению и библиотеке
- Повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: работников библиотеки, детей, педагогов, родителей
- Способствовать формированию нравственных и духовных основ ребенка
- Способствовать развитию: познавательной, речевой активности, воображения и эмоциональности, памяти, речи, внимания
- Способствовать развитию традиции семейного чтения; помочь родителям осознать ценность детского чтения — как эффективного средства образования и воспитания, интеллектуального ресурса развития, как залог их жизненного успеха; вовлечь их в решение проблемы детского чтения и развития
- Организовать информационное обеспечение педагогов, родителей по вопросам воспитания, психологии детей и работе с дошкольниками, по вопросам детского чтения.
Место реализации: Ленинградская обл., г. Луга, ул. Набережная д.1: Детская городская библиотека №1 (МКУ «Лужская ЦБС»)
Срок реализации: 2018- 2020 г.
Целевая аудитория дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет (из 16 детских садов города Луги и близлежайших территорий), родители, сотрудники общественных и детских учреждений
Количество участников
Достигнутые показатели эффективности по проекту в 2018 г.:
Показатели работы проекта | |
Количество читателей | 371 |
Количество посещений | 967 |
Количество книговыдач | 1373 |
Количество проведенных культурно — образовательных, просветительных мероприятий | 107 |
Количество посещений образовательных, просветительных мероприятий | 1789 |
Количество заключенных о сотрудничестве договоров | 10 |
Количество потенциальных участников проекта (коллективы детских садов, д/о Лужской больницы, детских студий, родителей, волонтеров) | 1500 |
Команда проекта. Сотрудники детской городской библиотеки №1: заведующая библиотекой, заведующие младшим абонементом и читальным залом, библиотекарь (2), библиограф.
Ресурсы проекта:
- книжный и журнальный фонд для организации внестационарных пунктов выдачи: 150 изданий (спонсорские средства), 400 книжных изданий и 200 экз. периодических изданий последних 3-х лет (библиотечного фонд)
- компьютерная техника для проведения мероприятий на территории партнеров: ноутбук (спонсорские средства); офисная, компьютерная техника для орган печатной продукции
- организованное библиотечное пространство с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста (ремонт и переоборудование библиотеки осуществлены в 2017 г., в т.ч. младшего абонемента); работа в библиотеке Театра книги
- образовательный ресурс: все сотрудники команды проекта имеют высшее библиотечное и педагогическое образование
Актуальные проблемы, решаемые проектом
- Угасание у детей интереса к чтению и библиотеке; ослабление роли книги в формировании нравственных и духовных основ ребенка, а также в развитии познавательной, речевой активности, воображения и эмоциональности, памяти, речи, внимания детей
- Ослабление традиций семейного чтения, частичная утрата осознания родителями ценности детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания
- Недостаточность материальных ресурсов в семьях провинции для приобретения детских книг, недостаток времени для посещения детской библиотеки
- Ослабление традиции библиотечной работы по организации форм внестационарного обслуживания в Лужском районе
- Разрозненность участников воспитательного процесса в вопросах приобщения дошкольников к книге, отсутствие системной работы в провинции
- Отсутствие в городском сообществе системы информационного обеспечения педагогов, родителей по вопросам воспитания, психологии детей, по вопросам детского чтения
Идея проекта: В результате осуществления проекта должна быть создана общегородская система сотрудничества детской библиотеки, образовательной среды, родительского сообщества по развитию интереса дошкольников к миру детской литературы. Комплексный подход будет способствовать погружению родителей в процесс воспитания у детей художественно – эстетического вкуса, любви к чтению, в установлении тесного сотрудничества между социальными партнёрами: библиотекой, педагогами, родителями в вопросах воспитания у детей интереса к книге. Разработанная система сотрудничества призвана повысить интерес детей к книге, формируя социально — нравственное воспитание личности, а также значительно обогатить содержание семейного чтения
Новизна проекта. Проект частью опирается на традиционные формы работы, но инновационной составляющей является комплексный подход к решению проблемы детского чтения на этапе раннего развития ребенка в условиях существования небольшого провинциального города. А также в поиске качественно новых форм взаимодействия с педагогами и родителями через налаживание системы информирования с использованием современных информационных, издательских технологий.
Партнеры. Образовательные и общественные учреждения города: комитет образования администрации Лужского муниципального района, МОУ ДОД сотрудники МОУ ДОД «Детский сад №1,2,4,5,9,10,11,13,15,17», педиатрическое отделение ГБУЗ ЛО «Лужская межрайонная больница», детская студия «Смайл», Лужская детская школа искусств
Содержание, формы и методы осуществления проекта:
- Организация работы внестационарных пунктов выдачи и внестационарного обслуживания по «коллективному абонементу» на территориях партнеров. (Отбор книг для комплектов осуществляются с учетом индивидуальных психологических особенностей возраста детей)
- Совершенствование профессиональной компетенции команды проекта в области психологии детского чтения путем проведения занятий по разработанной программе
- Организация досуговых зон на младшем абонементе для рисования, проведения громких чтений, мастер – классов с учетом возрастных особенностей детей
- Проведение для дошкольников социокультурных, образовательных мероприятий в библиотеке и на территориях партнеров по разработанным программам: 1-е направление «мир литературы, книги, чтения»; 2-е – «мир общественный и личный» (социальных отношений, внутренней жизнедеятельности); 3-е направление – «мир живой природы»; 4-е – «пространство большой и малой родины».
- Проведение социокультурных мероприятий, мастер – классов совместных для родителей и детей по разработанным программам
- Организация системной экскурсионной работы для дошкольных учреждений
- Организация детских книжных и информационных уголков для родителей и детей на территориях партнеров
- Организация книжных выставок в библиотеке для семейного чтения (для родителей и дошкольников) и выставок для родителей по психологии дошкольников
- Внедрение в работу системы информирования педагогов дошкольных учреждений по специализации «Психология детского чтения»; подготовка и распространение в организациях-партнеров информационных материалов, списков специализированных изданий в помощь воспитания детей; рекомендательных списков чтения
- Организация системной Pr-поддержки проекта: публикации статей, создание TV – сюжетов для горожан о приоритетном направлении работы библиотеки с дошкольниками, размещение информации в интернете; проведение акций на улицах города
- Создание методической базы данных по теме «Психология детского чтения дошкольников»
- Разработка, издание, распространение методического пособия по результатам работы проекта
Промежуточные результаты работы проекта (2018 год):
- Осуществляется программа повышения профессиональной компетенции библиотекарей по теме «Психология чтения детей дошкольного возраста». В программу вошли 16 занятий (4 темы). Продолжительность программы 12 часов. Проведено 7 занятий
- Созданы внестационарные формы обслуживания: в МОУ «Детские сады № 5,9,10» организовано 3 пункта выдачи (читателей — 371; книговыдача-1373); для МОУ ДОД «Детские сады № 1,2,5,11,13,15,17» организована работа обслуживания по «коллективному абонементу» (7 абонементов; 97 читателей, 1267 книговыдача); педагоги – общественники регулярно обслуживаются по сформированным спискам литературы. Заключено десять договоров о совместном сотрудничестве.
- Проведено 107 социокультурных и просветительских мероприятий и в библиотеке и на территориях организаций — партнеров: в детских садах и детском отделении МБУК «Лужская межрайонная больница». (Посещения – 894). Мероприятия к проведению разработаны в рамках отдельных тематических циклов:
— «Чтение с увлечением», программа, посвященная литературному творчеству, разнообразию жанров, библиотечно-библиографическому информированию
— «С книгой жить нам интересней», программа, включившая познавательные и образовательные мероприятия на различные темы
— «Экомиссия», программа, посвященная защите и бережному отношению к окружающей среде, уникальности природы, животных, растений
— «Здесь Родины моей начало», программа включила мероприятия патриотической, нравственной направленности
- Начали осуществляться программы, нацеленные на проведение совместного досуга и социокультурных мероприятий для родителей и детей «Здравствуй будущий читатель!» (мероприятия, посвященные семейным праздникам и датам; мастер – классы) и «Кукольный сундучок» (история народных традиций и проведение мастер – классов по изготовлению кукол). Проведено 9 мероприятий
- Активизирована системная экскурсионная работа для детских садов: проведены 9 экскурсий «Дом, где живут книги». Для МОУ ДОД «Детские сады № 1,2,4, 5,9,10,11,13,17».
- Организованы стационарные и передвижные выставки для дошкольников и родителей в детских садах (художественной, познавательной литературы – для детей; педагогической и психологической – для родителей). Организовано 58 выставок.
- Библиотекари и волонтеры движения «Кукуруза» приняли участие во Всероссийской акции «Читай страна!»: было организовано распространение на улицах города среди детей и родителей флаеров, буклетов, памяток информирующих и приглашающих их в библиотеку
- Изданы и распространены в организациях-партнерах информационные, библиографические материалы о наличии в библиотечном фонде специализированных изданий по психологии детского чтения, методические материалы. Изданы 9 видов буклетов, рекомендательных пособий, афиш и пр. Размещены на стендах и уголках чтения в детских садах (8 д/с)
- Размещение информационных материалов проекта регулярно производилось на сайтах и страницах социальных сетей партнеров
Результат проекта: предоставление больших возможностей доступа к фондам библиотеки, приближение книги к потенциальным читателям; привлечение детей к чтению, а в дальнейшем и к библиотеке; формирование у детей читательской культуры и потребности в чтении; нравственное, духовное, психическое, эмоциональное, умственное развитие детей; укрепление эмоциональных, психических связей с родителями через совместное сопереживание прочитанного; объединение семьи вокруг книги; использование дополнительных возможностей для самообразования, образования родителей и педагогов по вопросам воспитания детей; создание эффективной системы взаимодействия библиотечных и образовательных учреждений; внедрение новых форм работы, освоение новых компетенций библиотекарями; привлечение внимания общественности города к проблеме детского чтения.
На данном этапе, проект успешно развивается, он востребован городским сообществом, укрепляются коллегиальные связи с образовательной сферой, родительской аудиторией, развивается сотрудничество. Консолидированы творческие силы коллектива библиотеки, повышается профессиональная компетенция. Растет читательская аудитория библиотеки
В перспективе работы проекта:
- Включение в работу проекта большинства дошкольных образовательных учреждений Лужского городского поселения
- Создание методической базы данных по теме «Психология детского чтения дошкольников», включающей библиографические перечни; подборки методических материалов, технологические карты и сценарии разработанных мероприятий, а также сформированный фонд специализированных книжных и периодических изданий
- Разработка, издание, распространение методического пособия по результатам работы проекта, основной целью которого является распространения опыта по внедрению в практику общегородской системы сотрудничества библиотеки, образовательной среды, родительского сообщества
Приложения.
1. Документальное обеспечение проекта
2. Организация пространства библиотеки, с учетом психологических особенностей детей
3. Фотоотчет с мероприятий проекта
4. Список разработанных мероприятий проекта
5. Материалы по повышению профессиональной компетенции команды проекта
6. Информационные материалы для родителей
7. Рекомендательное пособие для родителей
8,9,10. Рекомендательные пособия для детей и семейного чтения
11. Отзывы участников