Иванчикова Светлана Анатольевна

Проект «Книжный сад»

Иванчикова Светлана Анатольевна,
заведующий Городской детской библиотекой № 1
МКУ «Лужская ЦБС», Ленинградская область.

(текст представлен в авторской редакции)

Цели:

  • Приобщение детей старшего дошкольного возраста к чтению, расширение круга и формирование культуры чтения
  • Поддержка традиций семейного чтения
  • Информационная поддержка родителей и педагогов в воспитательном процессе
  • Создание системы сотрудничества детской библиотеки, образовательной среды и родительского сообщества в Луге по проблеме воспитания интереса к книге дошкольников

 Задачи:

  • Сформировать у детей интерес к чтению и библиотеке
  • Повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: работников библиотеки, детей, педагогов, родителей
  • Способствовать формированию нравственных и духовных основ ребенка
  • Способствовать развитию: познавательной, речевой активности, воображения и эмоциональности, памяти, речи, внимания
  • Способствовать развитию традиции семейного чтения; помочь родителям осознать ценность детского чтения — как эффективного средства образования и воспитания, интеллектуального ресурса развития, как залог их жизненного успеха; вовлечь их в решение проблемы детского чтения и развития
  • Организовать информационное обеспечение педагогов, родителей по вопросам воспитания, психологии детей и работе с дошкольниками, по вопросам детского чтения.

Место реализации: Ленинградская обл., г. Луга, ул. Набережная д.1: Детская городская библиотека №1 (МКУ «Лужская ЦБС»)

Срок реализации: 2018- 2020 г.

Целевая аудитория дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет (из 16 детских садов города Луги и близлежайших территорий),  родители, сотрудники общественных и детских учреждений

Количество участников

Достигнутые показатели эффективности по проекту в 2018 г.:

  Показатели работы проекта
Количество читателей 371
Количество посещений 967
Количество книговыдач 1373
Количество проведенных культурно — образовательных, просветительных мероприятий 107
Количество посещений образовательных, просветительных мероприятий 1789
Количество заключенных о сотрудничестве договоров 10
Количество потенциальных участников проекта (коллективы детских садов, д/о Лужской больницы, детских студий, родителей, волонтеров) 1500

Команда проекта. Сотрудники детской городской библиотеки №1: заведующая библиотекой, заведующие младшим абонементом и читальным залом, библиотекарь (2), библиограф.

Ресурсы проекта:

  • книжный и журнальный фонд для организации внестационарных пунктов выдачи: 150 изданий (спонсорские средства), 400 книжных изданий и 200 экз. периодических изданий последних 3-х лет (библиотечного фонд)
  • компьютерная техника для проведения мероприятий на территории партнеров: ноутбук (спонсорские средства); офисная, компьютерная техника для орган печатной продукции
  • организованное библиотечное пространство с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста (ремонт и переоборудование библиотеки осуществлены в 2017 г., в т.ч. младшего абонемента); работа в библиотеке Театра книги
  • образовательный ресурс: все сотрудники команды проекта имеют высшее библиотечное и педагогическое образование

Актуальные проблемы, решаемые проектом

  • Угасание у детей интереса к чтению и библиотеке; ослабление роли книги в формировании нравственных и духовных основ ребенка, а также в развитии познавательной, речевой активности, воображения и эмоциональности, памяти, речи, внимания детей
  • Ослабление традиций семейного чтения, частичная утрата осознания родителями ценности детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания
  • Недостаточность материальных ресурсов в семьях провинции для приобретения детских книг, недостаток времени для посещения детской библиотеки
  • Ослабление традиции библиотечной работы по организации форм внестационарного обслуживания в Лужском районе
  • Разрозненность участников воспитательного процесса в вопросах приобщения дошкольников к книге, отсутствие системной работы в провинции
  • Отсутствие в городском сообществе системы информационного обеспечения педагогов, родителей по вопросам воспитания, психологии детей, по вопросам детского чтения

Идея проекта: В результате осуществления проекта должна быть создана общегородская система сотрудничества детской библиотеки, образовательной среды, родительского сообщества по развитию интереса дошкольников к миру детской литературы. Комплексный подход будет способствовать погружению родителей в процесс воспитания у детей художественно – эстетического вкуса, любви к чтению, в установлении тесного сотрудничества между социальными партнёрами: библиотекой, педагогами, родителями в вопросах воспитания у детей интереса к книге. Разработанная система сотрудничества призвана повысить интерес детей к книге, формируя социально — нравственное воспитание личности, а также значительно обогатить содержание семейного чтения

Новизна проекта. Проект частью опирается на традиционные формы работы, но инновационной составляющей является комплексный подход к решению проблемы детского чтения на этапе раннего развития ребенка в условиях существования небольшого провинциального города. А также в поиске качественно новых форм взаимодействия с педагогами и родителями через налаживание системы информирования с использованием современных информационных, издательских технологий.

Партнеры. Образовательные и общественные учреждения города: комитет образования администрации Лужского муниципального района, МОУ ДОД сотрудники МОУ ДОД «Детский сад №1,2,4,5,9,10,11,13,15,17», педиатрическое отделение ГБУЗ ЛО «Лужская межрайонная больница», детская студия «Смайл», Лужская детская школа искусств

Содержание, формы и методы осуществления проекта:

  • Организация работы внестационарных пунктов выдачи и внестационарного обслуживания по «коллективному абонементу» на территориях партнеров. (Отбор книг для комплектов осуществляются с учетом индивидуальных психологических особенностей возраста детей)
  • Совершенствование профессиональной компетенции команды проекта в области психологии детского чтения путем проведения занятий по разработанной программе
  • Организация досуговых зон на младшем абонементе для рисования, проведения громких чтений, мастер – классов с учетом возрастных особенностей детей
  • Проведение для дошкольников социокультурных, образовательных мероприятий в библиотеке и на территориях партнеров по разработанным программам: 1-е направление «мир литературы, книги, чтения»; 2-е – «мир общественный и личный» (социальных отношений, внутренней жизнедеятельности); 3-е направление – «мир живой природы»; 4-е – «пространство большой и малой родины».
  • Проведение социокультурных мероприятий, мастер – классов совместных для родителей и детей по разработанным программам
  • Организация системной экскурсионной работы для дошкольных учреждений
  • Организация детских книжных и информационных уголков для родителей и детей на территориях партнеров
  • Организация книжных выставок в библиотеке для семейного чтения (для родителей и дошкольников) и выставок для родителей по психологии дошкольников
  • Внедрение в работу системы информирования педагогов дошкольных учреждений по специализации «Психология детского чтения»; подготовка и распространение в организациях-партнеров информационных материалов, списков специализированных изданий в помощь воспитания детей; рекомендательных списков чтения
  • Организация системной Pr-поддержки проекта: публикации статей, создание TV – сюжетов для горожан о приоритетном направлении работы библиотеки с дошкольниками, размещение информации в интернете; проведение акций на улицах города
  • Создание методической базы данных по теме «Психология детского чтения дошкольников»
  • Разработка, издание, распространение методического пособия по результатам работы проекта

Промежуточные результаты работы проекта (2018 год):

  • Осуществляется программа повышения профессиональной компетенции библиотекарей по теме «Психология чтения детей дошкольного возраста». В программу вошли 16 занятий (4 темы). Продолжительность программы 12 часов. Проведено 7 занятий
  • Созданы внестационарные формы обслуживания: в МОУ «Детские сады № 5,9,10» организовано 3  пункта выдачи (читателей — 371; книговыдача-1373); для МОУ ДОД «Детские сады № 1,2,5,11,13,15,17» организована работа обслуживания по «коллективному абонементу» (7 абонементов; 97 читателей, 1267 книговыдача); педагоги – общественники регулярно обслуживаются по сформированным спискам литературы. Заключено десять договоров о совместном сотрудничестве.
  • Проведено 107 социокультурных и просветительских мероприятий и в библиотеке и на территориях организаций — партнеров: в детских садах и детском отделении МБУК «Лужская межрайонная больница». (Посещения – 894). Мероприятия к проведению разработаны в рамках отдельных тематических циклов:

— «Чтение с увлечением», программа, посвященная литературному творчеству, разнообразию жанров, библиотечно-библиографическому информированию

«С книгой жить нам интересней», программа, включившая познавательные и образовательные мероприятия на различные темы

— «Экомиссия», программа, посвященная защите и бережному отношению к окружающей среде, уникальности природы, животных, растений

— «Здесь Родины моей начало», программа включила мероприятия патриотической, нравственной  направленности

  • Начали осуществляться программы, нацеленные на проведение совместного досуга и социокультурных мероприятий для родителей и детей «Здравствуй будущий читатель!» (мероприятия, посвященные семейным праздникам и датам; мастер – классы) и «Кукольный сундучок» (история народных традиций и проведение мастер – классов по изготовлению кукол). Проведено 9 мероприятий
  • Активизирована системная экскурсионная работа для детских садов: проведены 9 экскурсий «Дом, где живут книги». Для МОУ ДОД «Детские сады  № 1,2,4, 5,9,10,11,13,17».
  • Организованы стационарные и передвижные выставки для дошкольников и родителей в детских садах (художественной, познавательной литературы – для детей; педагогической и психологической – для родителей). Организовано 58 выставок.
  • Библиотекари и волонтеры движения «Кукуруза» приняли участие во Всероссийской акции «Читай страна!»: было организовано распространение на улицах города среди детей и родителей флаеров, буклетов, памяток информирующих и приглашающих их в библиотеку
  • Изданы и распространены в организациях-партнерах информационные, библиографические материалы о наличии в библиотечном фонде специализированных изданий по психологии детского чтения, методические материалы. Изданы 9 видов буклетов, рекомендательных пособий, афиш и пр. Размещены на стендах и уголках чтения в детских садах (8 д/с)
  • Размещение информационных материалов проекта регулярно производилось на сайтах и страницах социальных сетей партнеров

Результат проекта: предоставление больших возможностей доступа к фондам библиотеки, приближение книги к потенциальным читателям; привлечение детей к чтению, а в дальнейшем и к библиотеке; формирование у детей читательской культуры и потребности в чтении; нравственное, духовное, психическое, эмоциональное, умственное развитие детей;  укрепление эмоциональных, психических связей с родителями через совместное сопереживание прочитанного; объединение семьи вокруг книги; использование дополнительных возможностей для самообразования, образования родителей и педагогов по вопросам воспитания детей; создание эффективной системы взаимодействия библиотечных и образовательных учреждений; внедрение новых форм работы, освоение новых компетенций библиотекарями; привлечение внимания общественности города к проблеме детского чтения.

На данном этапе, проект успешно развивается, он востребован городским сообществом, укрепляются коллегиальные связи с образовательной сферой, родительской аудиторией, развивается сотрудничество. Консолидированы творческие силы коллектива библиотеки, повышается профессиональная компетенция. Растет читательская аудитория библиотеки

В перспективе работы проекта:

  • Включение в работу проекта большинства дошкольных образовательных учреждений Лужского городского поселения
  • Создание методической базы данных по теме «Психология детского чтения дошкольников», включающей библиографические перечни; подборки методических материалов, технологические карты и сценарии разработанных мероприятий, а также сформированный фонд специализированных книжных и периодических изданий
  • Разработка, издание, распространение методического пособия по результатам работы проекта, основной целью которого является распространения опыта по внедрению в практику общегородской системы сотрудничества библиотеки, образовательной среды, родительского сообщества

Приложения.

 1. Документальное обеспечение проекта

2. Организация пространства библиотеки, с учетом психологических особенностей детей

3. Фотоотчет с мероприятий проекта

4. Список разработанных мероприятий проекта

5. Материалы по повышению профессиональной компетенции команды проекта

6. Информационные материалы для родителей

7. Рекомендательное пособие для родителей

8,9,10. Рекомендательные пособия для детей и семейного чтения

11. Отзывы участников


Новости Вологды, а также новости Вологодской области