Проект «Уголок читающего детства»
Ратушная Татьяна Валентиновна,
главный библиотекарь ЦДБ г. Видное,
Ленинский район, Московская область.
(текст представлен в авторской редакции)
Каким человеком ты станешь,
определяет два фактора:
люди, с которыми ты общаешься,
и книги, которые читаешь.
Р. Шарма
- Это печатное издание, состоит из переплетенных вместе страниц, на которых размещена информация значительного объема.
- Это литературное произведение, состоит из многих глав.
- Это непериодическое издание, состоит из скрепленных листков печатного материала объемом более 48 страниц.
- Это напечатанное произведение или рукопись с текстом или рисунками, страницы которой соединены.
Это то, с чем мы стараемся познакомить наших юных читателей как можно раньше. Показать её красоту, силу и мощь того, что в ней заложено. Показать, что с её помощью можно жить красивее, интереснее. Показать, что время, проведённое с нею, никогда не будет потрачено зря. С её помощью можно разобраться не только в окружающем тебя мире, но и понять себя, свои мысли, поступки. Имя этого многофункционального чуда – Книга. И маленького человека, юного читателя с этим чудом знакомят не только родители, но и библиотеки, особенно детские.
Актуальность проекта:
Реализация проекта «Уголок читающего детства» позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме – громкое чтение. Целенаправленное систематическое внимание к чтению ребенка является залогом успешного развития и становления его как личности.
Новизна: дошкольники, родители, заинтересовавшиеся коллективным творческим делом, приобщаются к чтению, сотрудничеству, к совместному времяпровождению. Громкие чтения — путь к культуре общения, к познанию, развитию и творчеству.
Практическая значимость проекта:
Совместное чтение в библиотеке сближает взрослых и детей, прокладывает незримые ниточки духовного сближения, единения.
Громкие семейные чтения – это не только способ получить интересную информацию, это ещё и совместное проведение досуга, теплого общения, духовного родства.
И для решения этой проблемы, объединившись с родителями, мы организовали работу «Уголка читающего детства».
На занятия в «Уголок» приходят дошкольники от трёх лет и старше, самому маленькому слушателю в первый год работы было 2 года и 8 месяцев. Занятия проходят два раза в месяц по субботам, с сентября по май месяц, их продолжительность не более 2-х часов. План занятий, чтений, в принципе одинаков – сами громкие чтения, их обсуждения, проведение мастер-класса, просмотр мультфильма, но…
В зависимости от темы, в проведение занятия вносится изюминка, нюанс, присуще только этом занятию, определенной теме.
С января по май 2017 года – тема громких чтений «Природа в творчестве детских писателей». Ребята слушали авторские сказки – Т.Крюковой, В.Бианки, Г.Скребицкого и других детских писателей. В марте посетители «Уголка» весело отметили Масленицу! Потом было лето, а в сентябре отдохнувшие, подросшие наши маленькие читатели собрались в для дальнейшего путешествия в «Уголке читающего детства».
Их ожидала новая, интересная тема – путешествие по родной стране. Но трудность, состояла в том, что сказок по предлагаемым городам для путешествий не было. И нам пришлось это исправить. Так родился цикл авторских сказок «Сказочное Лукоморье на карте России». Всего было придумано 16 глав сказки. Сказки были посвящены городам: Москва, Санкт-Петербург, Мышкин, Нижний Новгород, Гжель, Тула, Великий Устюг, Киров. Ребята побывали на Урале, Камчатке, Байкале, Черном и Азовском морях. И в конце путешествия вернулись в свой родной город – Видное Московской области. Обо всём этом им рассказывали — умная сова Фенечка, гном Тимоша, дятел Стукач, зайчонок Ушастик, ворона Болтайка и другие их друзья. Сказки полюбились не только детям, но и понравились родителям, т.к. мамы интересовались, а в каких сборниках их можно почитать.
С сентября 2018 года по май 2019 года ребята снова отправились в путешествие по дальним странам – страны-соседи нашей страны.… В этом цикле громких чтений, ребятам читают народные сказки той страны, по которой они путешествуют: Белоруссия, Грузия, Азербайджан, Норвегия, Монголия и другие страны. Предлагаемые мастер-классы пронизаны местным колоритом, но ребята со всем справляются.
С сентября 2019 года по май 2020 года тема для путешествий выбрана и названа так: «Под небом голубым» и посвящена она нашему городу, Ленинскому району, его истории, современности. Это будет познавательно — краеведческое путешествие. Оно будет основано на литературном творчестве наших земляков, недаром наш район называют «Литературной столицей Подмосковья». Уже есть интересные задумки, мысли, как сделать это читающее путешествие интересным, познавательным, незабываемым.
«Уголок читающего детства» — это территория умения слушать, мыслить, понимать, обсуждать, творить.
«Уголок читающего детства» — это территория, в которой начинается точка роста маленького человека как личности.
Цель:
- поддержка и развитие детского чтения;
- повышение общественного статуса книги и чтения;
- возрождение традиций семейных громких чтений
- продвижение и поддержка систематического, творческого
детского и семейного чтения
- повышение эффективности работы ЦДБ по приобщению дошкольников к чтению, книге через взаимодействие библиотекарей, родителей, детей
Задачи проекта:
- формирование читательской культуры; поддержка и активизация читательской деятельности;
- активизация возрождения традиций семейного чтения;
- рост читательской активности;
- повышение посещаемости библиотеки;
- привлечение родителей к активной поддержке детского чтения, оказание им помощи в построении семейного досуга, общения, сотворчества вокруг чтения.
Сроки реализации проекта: декабрь 2016 — май 2020
Участники проекта: дошкольники, родители
Социальные партнёры: родители
Этапы реализации проекта:
1этап подготовительный — декабрь 2016 года:
2 этап основной — январь 2017 года – май 2020 года:
Ожидаемые результаты:
Данный проект направлен на решение нескольких актуальных задач современного культурного процесса:
- поддержку и развитие детского чтения;
- увеличение численности пользователей информационными ресурсами детских библиотек;
- формирование у детей устойчивых навыков систематического, творческого, развивающего чтения;
- внедрение инновационных проектов и технологий в методику и практику работы детских библиотек.
С этой целью в проекте используется варьирование разнообразных форм и методов работы, как традиционных, так и инновационных: викторины; народные игры; разнообразные материалы и техники при выполнении мастер-классов, презентации и др. Дети становятся более общительными, активными, принимают участие в беседах, играх. Они обсуждают прочитанное, анализируют поведение героев в той или иной ситуации.
И очень отрадно, что число маленьких слушателей на занятиях, громких чтений растёт.
И ещё как один из итогов работы «Уголка читающего детства» — это то, что социальными партнёрами проекта стали дошкольные образовательные учреждения г. Видное, которым мы предложили поучаствовать в этом проекте:
- с ноября 2018 года — МБДОУ детский сад №9 «Солнышко» группа № 10 «Пчёлки», проведено 5 занятий;
- с февраля 2019 — МАОУ детский сад «Рябинка» группа № 4 «Лесная сказка» проведено 4 занятия, группа № 3 «Цветик – семицветик»
проведено 4 занятия.
Календарный план занятий
2017 год.
Тема: «Природа для детей в сказках детских писателей» (литературные сказки)
№№ | Дата | Название произведения
|
Содержание занятий | Посещение |
1. | январь | Крюкова Т. «Почему в году четыре сезона» | Знакомство со временами года.
Беседа-обсуждение. Поделка – рисунок «Королева сезона», м /ф. по теме. |
3 чел. |
2. | февраль | Бианки В. «Теремок» | Знакомство детей с лесными жителями. Беседа-обсуждение. Поделка — рисунок по сказке «Теремок», м/ф. по теме. | 6 чел. |
3. | февраль | Русские народные сказки:
«Солнце и блины» «Сказка про Масленицу» |
Знакомство с русскими народными праздниками, традициями. Беседа-обсуждение. Поделка «Солнышко» (цветной картон, нитки), м/ф. по теме. | 6 чел. |
4. | март | Бианки В. «Как муравьишка домой спешил» | Знакомство с насекомыми. Беседа-обсуждение. Поделка – «Муравьишка на веточке» (квиллинг), м/ф. по теме. | 7 чел. |
5. | март | Скребицикй Г. «Весенняя песня», стихи Тютчева, Пляцковского о весне | Знакомство со временами года – весна. Беседа-обсуждение. Поделка – «Жаворонок» (картон, салфетки), м/ф по теме. | 7 чел. |
6. | апрель | Цыферов Г. «Лошарик» или 1 апреля – день смеха. | Знакомство с праздником смеха. Беседа-обсуждение. Поделка – «Лошарик» (пластилин), м/ф по теме. | 12 чел. |
7. | апрель | Ушинский К. «Утренние луги» | Знакомство с пробуждением природы. Беседа — обсуждение. Поделка – «Пчела на цветке» (пластилин, м/ф по теме.) | 12 чел. |
8. | апрель | Лопатина А. «Сказка о радуге» | Знакомство с природными явлениями. Беседа-обсуждение. Поделка – рисунок «Радуга», м/ф по теме. | 9 чел. |
9. | май | Чапек К. «Приключение пёсика и кошечки» | Знакомство с окружающим миром. Беседа-обсуждение. Поделка – «Кошка и пёс» (объёмная – картон), м/ф по теме. | 14 чел. |
10. | май | Шкурина М. «Сказка про бабочку», «Про гусеничку, которая умела летать» | Знакомство с летающими цветами – бабочками. Беседа-обсуждение. Поделка – магнит-раскраска «Бабочка», м/ф по теме. | 14 чел. |
2017 – 2018 гг.
Тема: «Сказочное Лукоморье на карте России» (авторские сказки)
№№ | Дата | Название произведения | Содержание занятий | Посещение |
1. | сентябрь | Глава 1
«Открытие гнома Тимоши» |
Знакомство с картой и глобусом. Беседа-обсуждение. Поделка – «Глобус» — раскрашивание воздушных шариков под глобус, м/ф по теме. | 14 чел. |
2. | октябрь | Глава 2
«Неожиданные новости» |
Знакомство со столицей России г. Москва. Беседа — обсуждение.
Поделка – «Берёза» аппликация, м/ф по теме. |
14 чел. |
3. | октябрь | «Тимоша и город Петра» | Путешествие в Санкт-Петербург. Беседа-обсуждение. Поделка – ботик Петра I и Андреевский флаг, м/ф по теме. | 24 чел. |
4. | ноябрь | Глава 3
«Вкусная история» |
Экскурсия в г. Тулу. Беседа-обсуждение. Дегустация тульского пряника. Поделка – «Тульский пряник» пластиллинопластика. м/ф по теме. | 16 чел. |
5. | ноябрь | Глава 4
«Сказочная глина» |
Путешествие в г. Гжель. Беседа-обсуждение. Поделка – раскрашивание матрёшки. м/ф по теме. | 19 чел. |
6. | декабрь | Глава 5
«Мышгород» |
Экскурсия в г. Мышкин. Беседа-обсуждение. Поделка – «Мышка» объёмная игрушка, м/ф по теме. | 23 чел. |
7. | декабрь | Глава 6
«Новогоднее чудо» |
Путешествие в гости к Деду Морозу в Великий Устюг. Беседа — обсуждение. Поздравление от Деда Мороза и Снегурочки. Поделка – декупаж новогоднего шара, м/ф по теме. | 11 чел. |
8. | январь | Глава 7
«Нижний Новгород. Городецкие игрушки» |
Знакомство с городом Городец. Беседа — обсуждение. Поделка – раскраска «Городецкая роспись», м/ф по теме. | 15 чел. |
9. | февраль | Глава 8
«Вятка. Дымковская игрушка» |
Путешествие в г. Киров. Беседа- обсуждение. Поделка – раскраска дымковской игрушки, м/ф по теме. | 11 чел. |
10. | февраль | Глава 9
«Солнечный блин. Как друзья весну встречали и масленицу справили» |
Знакомство с народным праздником на Руси. Беседа-обсуждение. Угощение блинами. Поделка – оберег – кукла «Масленица», м/ф по теме. | 9 чел. |
11. | март | Глава 10
«Северное сияние» |
Знакомство с Арктикой. Беседа-обсуждение. Поделка – аппликация «Северное сияние». м/ф по теме. | 15 чел. |
12. | март | Глава 11
«Уральские горы» |
Восхождение на уральскую гору Карандаш. Беседа — обсуждение. Поделка – «Гора Карандаш с самоцветами», м/ф по теме. | 8 чел. |
13. | март | Глава 12
«Славное море – Байкал» |
Морской круиз по морю. Беседа — обсуждение. Опыты с водой. Поделка – «Животные Байкала» аппликация, м/ф по теме. | 12 чел. |
14. | апрель | Глава 13
«Камчатка» |
Экскурсия на полуостров. Беседа-обсуждение. Опыт – вулкан. Поделка – аппликация – «Коренные жители Камчатки», м/ф по теме. | 15 чел. |
15. | апрель | Глава 14
«Русское море» |
Круиз по Чёрному и Азовским морям. Беседа — обсуждение. Поделка – «Русское море» пластиллинопластика, м/ф по теме. | 10 чел. |
16. | апрель | Глава 16
«Город детства» |
Возвращение домой, на родину. Беседа- обсуждение.
Поделка – цветущая ветка яблони, м/ф по теме. |
10 чел. |
В «Приложение № 1» представлена глава № 6 из цикла этих сказок.
2018 – 2019 гг.
Тема: «Путешествия по странам, соседям нашей Родины» (народные сказки)
№№ | Дата | Название произведения | Содержание занятий | Посещение |
1. | сентябрь | Норвежская народная сказка «Вороны Ут-Рёста» | Знакомство со траной. Беседа — обсуждение. Поделка «Драккар» — корабль викингов, м/ф. по теме. | 12 чел. |
2. | октябрь | Эстонские народные сказки «Комар и конь» и
«Гном из-под печки»
|
Знакомство со страной. Беседа — обсуждение. Поделка – рисунок по сказке «Лошадь и Комар», м/ф. по теме. | 16 чел. |
3. | октябрь | Латвийская народная сказка «Легенда об янтаре» | Знакомство со страной. Беседа — обсуждение. Поделка – «Сосна с янтарём», м/ф. по теме. | 16 чел. |
4. | ноябрь | Литовская народная сказка «Старый мороз и молодой морозец» | Знакомство со страной. Беседа-обсуждение. Поделка – закладка «Дети Литвы в национальных костюмах», м/ф. по теме. | 12 чел. |
5. | ноябрь | Польская народная сказка «Поспешишь – людей насмешишь» | Знакомство со страной. Беседа — обсуждение. Поделка – «Черепашка» по прочитанной сказке, м/ф. по теме. | 12 чел. |
6. | декабрь | Белорусская народная сказка «Про Ледяного деда, Завирушки и его внучку» | Знакомство со страной. Беседа — обсуждение. Поделка – «Домовёнок», м/ф. по теме. | 16 чел. |
7. | декабрь | Финская народная сказка «Весёлый Матти» | Знакомство со страной. Беседа — обсуждение. Поделка – новогодняя открытка для Йоулупукки, м/ф. по теме | 19 чел. |
8.
|
январь | Украинские народные сказки «Хроменькая уточка», «Ивасик телесик» | Знакомство со страной. Беседа — обсуждение. Поделка – раскраска – Рушник, м/ф. по теме. | 19 чел. |
9. | январь | Грузинская народная сказка «Голубой ковёр» | Знакомство со страной. Бесед — обсуждение. Поделка – «Виноградная лоза» пластиллинопластика, м/ф. по теме. | 14 чел. |
10. | февраль | Абхазская народная сказка «Две мыши» | Знакомство со страной. Беседа — обсуждение. Поделка – «Кувшин» пластиллинопластика, м/ф по теме. | 23 чел. |
11. | февраль | Азербайджанская народная сказка «Золотой подсвечник» | Знакомство со страной. Беседа — обсуждение. Поделка – «Гранат – символ страны» аппликация, м/ф по теме. | |
12. | март | Казахская народная сказка «Совет голубей» | Знакомство со страной. Беседа — обсуждение. Поделка – домбра, народный инструмент, аппликация, м/ф. по теме. | |
13. | март | Китайская народная сказка «Волшебная картина» | Знакомство со страной. Беседа — обсуждение. Поделка — «Дракон» аппликация из ткани, м/ф. по теме. | |
14. | апрель | Монгольская народная сказка «Волшебный колокольчик» | Знакомство со страной. Беседа — обсуждение. Поделка — «Соёмбо» — древний символ пластиллинопластика, м/ф. по теме. | |
15. | апрель | Корейская народная сказка «Кошки» «Ласточка» | Знакомство со страной. Беседа — обсуждение. Поделка – «Тигр» — символ-оберег картон, краски, м/ф. по теме | |
16. | май | Японская народная сказка «Две лягушки» | Знакомство со страной. Беседа — обсуждение. Поделка – «Хризонтема» из бумажных салфеток, м/ф. по теме. | |
17. | май | Сказка народов Аляски «Малеятовит и его собаки» | Знакомство со страной.Беседа — обсуждение. Поделка – «Большая медведица» — созвездие аппликация картон, вата, м/ф. по теме. |
2019 – 2020 гг.
Тема: познавательно – краеведческий проект «Под небом голубым»
Тема: краеведение. Проект находится на стадии разработки.
Приложение № 1
Глава 6.
Мышгород.
Эта история началась с лесного концерта, который друзья устроили на лесной полянке. Топтыжка рассказал стихотворение про Мишку — косолапого, бельчонок Прыг – Скок вспомнил песенку про белку, которая грызла орешки. А зайчонок Ушастик рассказал стишок про зайку, которого бросила хозяйка.
И тут, в самый разгар концерта на пенёк опустилась сорока Болтайка.
— Друзья,- сказала она – как у вас весело! А можно я сейчас вам тоже спою веселую песенку? Малыши захлопали лапками, замахали хвостиками.
— Какой чудесный день,
Какой чудесный пень,
Какой чудесный я….
И песенка моя…. – пропела сорока.
Довольная своим выступлением, она смотрела на друзей.
— Но эта песня не про тебя, — сказал Тимошка.
— Да, подтвердила сорока, — не про меня, но она мне очень нравится.
— А про кого эта песенка? – спросил Бельчонок.
— Не знаю — ответила сорока и улетела. Друзья смотрели друг на друга вопросительно. О ком она, эта веселая песенка? Этот вопрос так и остался бы без ответа, если бы мимо не пролетала умная сова Фенечка. После завтрака как всегда она совершала прогулку по окрестностям леса.
— Друзья мои, о чем спор, что за дискуссия?
— У нас музыкальный вопрос, — ответил бельчонок. И друзья хором, кто в лес, кто по дрова пропели эту песенку:
— Какой чудесный день,
Какой чудесный пень,
Какой чудесный я….
И песенка моя….
Сова призадумалась.… Ну не зря же её называют умной совой. Она сразу поняла, о ком идет речь.
— Друзья мои, я загадаю вам загадку, и вы сразу поймете о ком эта песенка.
Серый, маленький и ловкий
Корку хлебную нашел
И грызет ее малыш.
Кто идёт? Спасайся это….
— Мышь! – хором закричали малыши и от восторга завиляли хвостиками.
— Да, да, она самая – подтвердила Фенечка, — маленькая серая мышь. Но самое удивительное знаете что, — продолжала сова.
— Что? – оживились малыши.
— А то, что моя двоюродная тетя по отцовской линии живет в лесу недалеко от города, который называется… Фенечка сделала многозначительную паузу — он называется Мышкин!
— Хи-хи, какое смешное название! А там что, живут одни мыши? – спросил удивленный Ушастик. Друзья дружно засмеялись. Сова немного обиделась.
— Нет, просто это очень маленький город, в котором живут обыкновенные люди, но называют они себя Мышкари и Мышкарки. А еще в этом городе есть музей мыши, мельница с фигурами мышей. И в этот музей детишки со всего мира присылают свои рисунки и поделки мышей.
Друзья слушали Фенечку с раскрытыми ртами. Глаза у них от удивления становились все больше и больше.
— А вы представляете, ещё там есть « Дом Мышиного короля», а вокруг него даже цветочные клумбы в форме мышей. Там сам Царь Мышь с Царицей в тронном зале рассказывают гостям о нелегкой мышиной жизни, учат, как уберечься от кошачьих нападений, а чтобы попасть к ним в гости, нужно стражникам правильно ответить на пароль. Но зато слуги с удовольствием выдают все мышиные тайны и провожают гостей по мышиным тропам.
— Фенечка, а если мы поймаем мышь, мы тоже можем послать её в этот музей?- спросил маленький гном.
Фенечка посмотрела на него укоризненно.
— Тимоша, мыши в музее не могут быть живыми, они ЭКСПОНАТЫ – и сделаны из различных материалов руками детей и взрослых.
— А-а-а-а, — поняли её малыши, и, хитро переглянувшись, и попрощавшись с совушкой, побежали домой.
Каждому их них захотелось сделать мышку и отослать её в музей далекого маленького городка под таким чудесным названием Мышкин. А их умная взрослая подруга полетела дальше, ведь её прогулка по лесу ещё не закончилась.
*****
- Про кого пела песенку сорока Болтайка?
- Вспомни, в каком городе много музеев мыши?
- Кто живёт в «Доме Мышиного короля»?
- Как называют себя жители этого города?
- Попробуй выучить скороговорку и рассказать ее своим друзьям
Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Мышки зубики сломали.