Чайковская Наталья Николаевна

Проект «Электронные текстовые викторины по сказкам как форма работы с детьми и подростками в ЦОДе библиотеки при тренировке аналитико-синтетической мыслительной деятельности детей 6-15 лет».

Чайковская Наталья Николаевна,
главный библиотекарь ЦОД
Городской библиотеки № 9 МБУК «ЦБС»,
г. Полевской, Свердловская область.

(текст представлен в авторской редакции)

Цель проекта: Повышение количественных показателей ЦОДа библиотеки за счет привлечения в качестве пользователей детей от 6 до 15 лет. Так же данный проект направлен на то, чтобы с помощью электронных викторин стимулировать детей и подростков больше читать, при этом учится анализировать прочитанный текст, для ответа на вопросы викторины. Всё это помогает детям и подросткам развивать аналитико-синтетические качества мыслительной деятельности, что особенно необходимо в школе, когда требуется читать и анализировать большое количество информационных текстов за маленький объем времени.
Задачи:
1. Выбор писателей, по сказкам которых будет реализован проект. Основной принцип, на который мы ориентировались, это то, что сказки избранных писателей должны заканчиваться победой добра и справедливости. Дети, читая, должны не только развивать свои мыслительные способности, но и получать правильное этическое представление о мире и своих действиях в нем. Так, в виде викторины, мы помогает детям понять, что хорошо, и что плохо, как следует поступать в разных жизненных ситуациях, а так же — в каких случаях нельзя мириться с несправедливостью или тем, что обижают слабых. Поэтому, для реализации проекта выбраны сказки Ш. Перро, Э. Фарджон и Г. Х. Андерсена.
2. Выбрать сказки и разработать по ним электронные викторины. Объем сказки должен позволять разбить ее на 10 частей такого объема текста, чтобы дети могли прочесть его на одном слайде презентации.
3. В течение года проводить мониторинг детей, отвечающих на викторины. В конце года провести опрос об успешности в школьной учебе детей, активно участвующих в викторинах в течение года. (Проективный тест «Лестница успешности» для оценки изменения успехов в школе + Соционический тест «Я и другие люди»- о том, насколько теперь ребенок чувствует себя «принадлежащим миру, дружественным к нему».)
Место реализации: центр общественного доступа к сети интернет и электронной информации городской библиотеки № 9 города Полевского.
Дата реализации: с 1 января по 31 декабря 2019 года.
Целевая аудитория: дети от 6 до 15 лет, посетители ЦОД библиотеки.
Команда проекта: разработчик и исполнитель: главный библиотекарь ЦОД — Чайковская Наталья Николаевна. На время отпуска исполнителя: отвечающий за проверку викторин: зав. отделом обслуживания — Уткина Татьяна Анатольевна.
Аннотация: Наш отдел расположен в читальном зале городской библиотеки № 9. Библиотека считается взрослой, но как теперь часто бывает, посетители у нас разные — от 5 до 79 лет. И когда дети и подростки приходят в читальный зал на мероприятия, возникает большое желание привлечь их и в наш отдел.
Вот так и возникла идея — оптимизировать работу отдела ЦОД, так, чтобы привлечь больше читателей и повысить количественные показатели отдела. В течение нескольких лет проводилась работа, когда были опробованы разные варианты привлечения посетителей детского и подросткового возраста: тематические книжные выставки, комбинированные с электронными викторинами «Эрудит. Страны мира», познавательные электронные викторины «Знаменитые ученые, писатели и путешественники», электронные викторины из цикла «Сказкотерапия» по произведениям психолога А. В. Гнездилова, но самыми эффективными по посещаемости отказались электронные викторины, созданные на основе сказок.
Поэтому в 2018 году были разработаны 36 электронных викторин по сказкам Ш. Перро, Э. Фарджон и Г. Х. Андерсена. Мы решили уделить большее внимание при организации электронных викторин для детей именно текстовым викторинам по сказкам, организованным в виде простой последовательности слайдов. Именно такие викторины оказались наиболее эффективными при обучении детей чтению и при тренировке аналитико-синтетической мыслительной деятельности.
Читая сказку по частям — разбитую на несколько (чаще всего — десять) слайдов, дети не так боятся большего объема информации, который им предстоит освоить.
Читая текст и разыскивая в нем ответ на вопрос, представленный в верхней части слайда, дети учатся быстро зрительно «окидывать» взглядом весь массив представленной информации в попытке навскидку отыскать ответ. Таким образом, дети развивают свою аналитико-синтетическую деятельность, что в дальнейшем, при выполнении заданий в школе, помогает им быстрее анализировать поступающую информацию и выявлять главное. Это основной навык, который помогает эффективно учиться не только в школе, но и в университете.
Как мы смогли убедиться при реализации проектов в течение нескольких лет, использование гиперссылок, когда ответ необходимо «щелкнуть», чтобы перейти на следующий слайд не является эффективным. Дети начинают пробовать отвечать наугад, не пытаясь вникнуть в смысл задания и прочитать текст. Поэтому, испробовав различные варианты выбора ответов, мы остановились на самой простой форме представления материала: последовательность слайдов, выполненных с помощью программы Power point, где в верхней части слайда расположен вопрос, ответ на который нужно найти в представленном ниже тексте. Сам текст представляет собой часть сказки (во всей викторине представлена вся сказка, только разделенная по частям последовательно).
Найденные ответы дети должны записывать на выданные бланки. Это не только вынуждает их прочитывать материал (ведь ответ то надо найти среди массива представленной информации!), но и развивает навыки письма и тренирует мелкую моторику, что так же пригождается в школе.
Все электронные викторины индивидуальные, рассчитаны на ребенка, который «случайно зашел». И каждый месяц викторины меняются. В среднем постоянно действуют 3 викторины в месяц. Это требует не только готовить 36 викторин в год, но и иметь возможность отвлекаться от любой другой работы, чтобы помочь ребенку ответить на викторину, если он, например, не может разобраться с тем, как отвечать, не сумел найти ответ в тексте или не умеет читать. Но, честное слово, оно того стоит. На наших глазах дети «выбирались» из троечников в отличники, благодаря тому, что, натренировавшись на наших викторинах, учились быстро ориентироваться в школьном материале.
Как мы могли убедиться, как форма работы в ЦОД электронные викторины очень удобны, так как позволяют преподнести детям в привычной форме любую необходимую информацию. Отвечая на викторины, дети учатся быстро просматривать и анализировать зрительно большие объемы информации, выделяя главное.
А нам викторины помогают привлекать в ЦОД посетителей, что благоприятно сказывается на статистике. При реализации проекта мы смогли повысить количественные показатели на 369 единиц посещения ЦОД.

Разработанные электронные викторины

Фотоотчет

 

 


Новости Вологды, а также новости Вологодской области