Батурина Анна Сергеевна

 LifeHub-лаборатория для подростков «Школа взрослой жизни»

Батурина Анна Сергеевна,
заведующая отделом социокультурных
проектов и программ ГБУК СО
«Свердловская областная библиотека
для детей и юношества», г. Екатеринбург.

(текст представлен в авторской редакции)

Цель
Адаптация подростка к самостоятельной, взрослой жизни в условиях мегаполиса.
Задачи
Сформировать знания и навыки, необходимые для самостоятельной жизни;
Побудить к творческой самореализации;
Расширить социальные возможности через партнерское взаимодействие;
Оказать содействие в профессиональном ориентировании подростков;
Привлечь молодежные инициативы на площадки библиотеки.
Проект реализуется в Екатеринбурге с периодичностью 2-3 раза в месяц в период с 1 сентября 2018 года по 31 мая 2019 года.
Целевая аудитория
Проект рассчитан на работу с подростками в возрасте от 14 до 17 лет. Ориентирован на старшеклассников, абитуриентов, студентов I и II курсов профессиональных учебных заведений.
В России существуют программы социализации подростков, но все они являются узконаправленными: социализация «трудных» подростков, подростков с инвалидностью, подростков с врожденным ВИЧ-статусом.
Уникальность проекта «Школа взрослой жизни» состоит в том, что он адресован «среднестатистическим» подросткам, живущим в городах Свердловской области. Этот проект важен тем, что самого обычного городского подростка он не оставляет «за бортом», а стремится подружить с жизнью, сосредоточить внимание на действительно полезных навыках.
Программа проекта «Школа взрослой жизни» LifeHub-лаборатория для подростков реализуется в формате практикумов, экспериментальных заданий, мастер-классов, деловых игр, творческих лабораторий, экскурсий, квестов, дискуссий, лекториев, тренингов и проектных марафонов.
Посещение требует предварительной регистрации на каждое занятие, является бесплатным, свободным. Регистрация осуществляется с помощью сервиса создания и продвижения событий TimePad.
Стандартная группа каждого занятия — от 20 до 35 человек.
На 5 апреля 2019 года мероприятия проекта посетило 260 подростков.
Команда проекта
Батурина Анна Сергеевна — руководитель проекта, заведующая отделом социокультурных проектов и программ СОБДиМ им. В. П. Крапивина;
Фролова Мария Сергеевна — тьютер проекта, бакалавр философских наук, эксперт Международной детской литературной премии имени В. П. Крапивина, главный библиотекарь СОБДиМ им. В. П. Крапивина;
Санников Иван Алексеевич — тьютер проекта, филолог, главный библиотекарь СОБДиМ им. В. П. Крапивина.
Спикеры LifeHub-лаборатории — это профессионалы в своей отрасли, увлеченные специалисты, авторы и разработчики собственных проектов, предприятий. Это молодые учёные, дизайнеры, руководители предприятий, общественных движений, режиссеры, видеоблогеры, медицинские работники, юристы, сотрудники МЧС, туристы-путешественники, рестораторы, программисты, психологи, медийные личности, личности, популярные в городе и в молодежной среде.
• Иванов Александр Болеславович — известный видеоблогер, ученый, автором научных работ, финалист конкурса «Русские инновации» победитель конкурса «Умник», неоднократный победитель конкурса молодых учёных. Проект Александра Иванова «Химия — просто» является лучшим научно-популярным проектом в России, посвященным химии.
• Швецова Мария Андреевна — создатель и руководитель первого и самого большого фестиваля молодых дизайнеров на Урале Sandarina Festival, а также творческой бизнес-школы Sandarina School.
• Мозолин Андрей Владимирович — социолог, Директор АНО Центр «Аналитик»
• Москвин Дмитрий Евгеньевич — политолог, кандидат политических наук, руководитель образовательных программ Уральского филиала ГЦСИ, городской медиатор, руководитель «Школы авторских маршрутов».
• Попов Дмитрий Сергеевич — преподаватель социологии. ФГБОУ ВПО «Уральский государственный федеральный университет», кандидат социологических наук, руководитель социологического исследования «Мир глазами подростка» (2017 г., Свердловская область)
• Сорокина Елена Геннадьевна — биолог, заместитель директора природного парка «Оленьи ручьи».
• Бутаков Антон Владимирович — художественный руководитель Центра современной драматургии;
• Мелях Александра — психолог, гештальт-терапевт, директор по развитию НКО «Ассоциация замещающих семей Свердловской области».

Life Hub-лаборатория для подростков «Школа взрослой жизни» — своеобразная академия лайфхаков для тех, кому 14-17 лет. «Школа взрослой жизни» предлагает получить практические навыки для выживания в условиях мегаполиса и успешного творческого старта в современном социуме. Те самые навыки, которым не учат в школе или дома, но которые так необходимы на этапе вступления в самостоятельную жизнь.
Лаборатория поможет подросткам правильно экономить на своём здоровье, научит, как проесть стипендию, не забивая на БЖУ, как планировать бюджет, найти подработку и не попасть в рабство, как выжить, если «приняли» после митинга, как не пасть жертвой школьного буллинга или портала «Госуслуги»… А также, как не проморгать собственные таланты, как создать с нуля своё дело, как эффективно взаимодействовать с миром.
Партнеры лаборатории: ученые, психологи, видеоблогеры (Александр Иванов «Химия-просто»), креативные бизнес-команды (Sandarina festival), экологическое молодежное движение «Экотеринбург», Уральский комикс Центр, Школа программирования и цифрового творчества «Кодабра», Образовательная мастерская «Рост», Молодежный офис Сбербанка России в Екатеринбурге, природный парк «Оленьи ручьи», УрО РАН, Ассоциация замещающих семей Свердловской области, общественная организация «Юристы за профессиональную помощь в кризисных ситуациях», Издательство «КомпасГид», и др. Программа реализуется при поддержке Фонда Михаила Прохорова и Министерства культуры Свердловской области.
Реализация проекта «Школа взрослой жизни»: LifeHub-лаборатория для подростков» в библиотеке помогает выиграть борьбу за досуговое время подростка в ситуации острой конкуренции, так как осуществляется через партнерские взаимодействия с другими институтами. Проект нейтрализует негативное восприятие имиджа библиотеки благодаря привлечению альтернативных площадок и специалистов разных профессий и компетенций. Кроме того, сегодня именно библиотека может выполнять функции «территории безопасности», которые в должной мере не могут выполнять организации, предлагающие проведение досуга молодежи на коммерческой основе.
В октябре 2017 года в Свердловской областной библиотеке для детей и молодежи имени В. П. Крапивина (СОБДиМ) состоялась Всероссийская конференция «Подросток в мире. Мир подростка». В рамках подготовки к конференции Уральским Федеральным Университетом на территории Свердловской области и Екатеринбурга было проведено социологическое исследование, посвященное мировосприятию, ценностям и приоритетам современных подростков. Исследование проводилось с помощью метода анкетирования и фокус-групп. В выводах исследования нашел своё отражение портрет современного подростка. «Современные подростки — это своеобразные космонавты информационного общества. Подросток оказывается в огромном пространстве информации, льющейся потоком из СМИ, смотрящей с билбордов и рекламных проспектов, существующей океаном сети — Интернет.» По данным исследования, подросток активен в виртуальной среде 24 часа. В то же время современный подросток — прагматичный, трудолюбивый реалист, с уважением принимающий общественные нормы и правила и считающий, что настоящая свобода — это, прежде всего, способность самостоятельно обеспечивать себя средствами на жизнь. В этой связи показательна ориентация на профессиональную трудовую деятельность. «Каждый четвертый подросток отметил, что для организации свободного времени хотели бы видеть психолога-тренера, такого специалиста, который помогал бы определиться с личностными интересами, установками, склонностями и самоопределением. 15% отметили, что им интересно было бы взаимодействовать с каким-либо отраслевым специалистом — профессионалом. При этом не обязательно, что это должен быть человек, близкий к литературе или библиотекам, подросткам интересны и любые другие профессии. Главное, чтобы этот человек мог интересно донести информацию о своей профессиональной сфере.»
Если в виртуальном пространстве подростки ориентируются лучше, чем многие взрослые, то реальное пространство жизни у многих вызывает растерянность и самые простые вещи, например, приготовление завтрака или взаимодействие со сверстниками иногда кажутся затруднительными.
Программа включает в себя три тематических блока: «Выживание», «Творчество», «Общение».
Блок «Выживание» даёт знания и практические навыки о том, как вести здоровый образ жизни в большом городе, как правильно питаться, планировать бюджет, искать работу, не потеряться в лесу и др.
Блок «Творчество» полностью посвящен поиску себя в мире профессий и хобби, а также тайм-менеджменту, созданию и продвижению идей и творческих проектов.
Блок «Общение» включает основы психологии и поведения в конфликтных ситуациях, тренинги по межличностным взаимоотношениям, опыт взаимодействия с государственными инстанциями, общественными объединениями.
Проект «Школа взрослой жизни»: LifeHub-лаборатория для подростков отвечает многим современным трендам, в том числе ориентации на здоровый образ жизни и экологическое самосознание, стремлению консолидироваться и выстраивать горизонтальные партнерские, взаимовыгодные связи, интересу к офлайн-общению, профориентированию, использованию виртуальной реальности в развитии творческих и бизнес проектов. На сегодняшний день очень ярко проявлено стремление к независимому источнику дохода, самозанятости, а также творческому поиску и самореализации, тренд на всевозможные креативные хобби и узкоспециализированные виды деятельности, которые могли бы лечь в основу стартапов.

https://vk.com/lifehub2019
СМИ:
http://www.channel4.ru/stories/18262/
https://ekburg.tv/programmy/poleznyj_razgovor/2018-08-27/lifehub-laboratorija_dlja_podrostkov
ФОТО:
https://photos.app.goo.gl/bQkz6ZwMwiQtBEgb9


Новости Вологды, а также новости Вологодской области