Проект «Взрослые заботы о детском чтении».
Каюмова Регина Нурфаязовна,
заместитель директора по работе с детьми,
Салихова Райса Данисовна,
заведующий отделом автоматизации
МБУ «ЦБС», г. Набережные Челны,
Республика Татарстан.
(текст представлен в авторской редакции)
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Полное название проекта | Проект «Взрослые заботы о детском чтении» |
Наименование учреждения | Муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система» города Набережные Челны Республика Татарстан (МБУ «ЦБС») |
Целевая группа | Дети с 7 до 14 лет |
Основание для разработки проекта | Инициативная разработка в рамках Десятилетия детства, объявленного Указом Президента РФ |
Авторы проекта | Каюмова Регина Нурфаязовна – заместитель директора по работе с детьми МБУ «ЦБС»
Салихова Райса Данисовна, заведующий отделом автоматизации МБУ «ЦБС» |
Партнер проекта | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет», филологический факультет (ФГБОУ ВО «НГПУ») |
Научный консультант | Газитуллин Радик Рамильевич – заведующий кафедрой татарского языка и литературы, методики их преподавания филологического факультета ФГБОУ ВО «НГПУ» |
Исполнители проекта | Библиотекари МБУ «ЦБС»
Студенты ФГБОУ ВО «НГПУ» |
Основные цели и задачи проекта | Цели проекта:
— Создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения детей и подростков; — Поиск новых средств создания привлекательности процесса чтения художественных книг современных авторов. Задачи проекта: — Продвижение лучших образцов современной детской художественной литературы; — Организация информационного интернет пространства, ориентированного на формирование и развитие интереса к чтению как фактору социализации личности ребенка, создание условий для творческого общения детей и взрослых. — Налаживание культурных и деловых связей, укрепление партнерских отношений библиотек МБУ «ЦБС» со студентами филологического факультета ФГБОУ ВО «НГПУ» в реализации совместного творческого проекта; — Расширение библиотечной и читательской аудитории. |
Основные ресурсы и источники их финансирования | Содействие развитию добровольческих инициатив в сфере библиотечного волонтёрства путём реализации совместного творческого проекта на бесплатной основе. |
Ожидаемые результаты | — Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения детей и подростков, включающей создание буктрейлеров, слайд презентаций детских книг современных авторов и др. для размещения на сайте www.библиотека-челны.рф
— Укрепление партнерства библиотеки и университета в читательском развитии детей, активное участие студентов-волонтеров в реализации данного проекта. — Возрастание интереса к чтению современной художественной литературы, повышение востребованности городских библиотек как информационного ресурса интеллектуального развития ребенка. |
Период и этапы реализации проекта | 2019 год
1 этап – Подготовительно-моделирующий – январь-май 2019 г. 2 этап – Практически-экспериментальный – июнь-декабрь 2019 г. 3 этап – Аналитико-обобщающий – январь 2020 г. |
Идея проекта | Рекомендовать детям для прочтения высокохудожественные произведения современных авторов средствами объединяющими литературу визуальное искусство и интернет-технологии.
Заинтересовать и удивить будущего читателя, привлечь его внимание к прочтению книг помогут подготовленные студентами творческие работы: буктрейлеры, видеоролики, слайд-шоу о рекомендуемых книгах. Работы будут размещены на сайте библиотеки МБУ «ЦБС» на страничке «Читающее детство». Использование сайта как средства продвижения качественной детской литературы определяет инновационный характер данного проекта. |
Предпосылки проекта | Наличие социальной потребности в укреплении позиций современной книги и чтения в жизни ребенка.
Необходимость укрепления взаимодействия в системе «образование — библиотека — родитель» Наличие необходимых ресурсов: — Информационный ресурс (постоянно обновляемый фонд библиотеки) — Методический ресурс (опыт организации детского чтения) — Кадровый ресурс (соответствие профессиональной компетенции библиотекарей и студентов целям проекта) |
Пояснительная записка
Идея проекта:
Авторы проекта предлагают рекомендовать детям для прочтения высокохудожественные произведения современных авторов средствами объединяющими литературу визуальное искусство и интернет-технологии.
Заинтересовать и удивить будущего читателя, привлечь его внимание к прочтению книг помогут подготовленные студентами творческие работы: буктрейлеры, видеоролики, слайд-шоу о рекомендуемых книгах. Работы будут размещены на сайте библиотеки МБУ «ЦБС» на страничке «Читающее детство». Использование сайта как средства продвижения качественной детской литературы определяет инновационный характер данного проекта.
Цели и задачи проекта:
Цели проекта:
- Создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения детей и подростков;
- Поиск новых средств создания привлекательности процесса чтения художественных книг современных авторов.
Задачи:
- Продвижение лучших образцов современной детской художественной литературы;
- Организация информационного интернет пространства, ориентированного на формирование и развитие интереса к чтению как фактору социализации личности ребенка, создание условий для творческого общения детей и взрослых.
- Налаживание культурных и деловых связей, укрепление партнерских отношений библиотек МБУ «ЦБС» со студентами филологического факультета ФГБОУ ВО «НГПУ» в реализации совместного творческого проекта;
- Расширение библиотечной и читательской аудитории.
Причина значимости проекта:
Забота о детском чтении – это забота взрослых о духовном мире детей и о будущем благосостояния нации. Сегодня, чтение детей ставит непростые вопросы перед взрослыми. Родители, зачастую не имеют представления о круге литературы для совместного прочтения. Как правило, предлагая ребенку книгу, они пользуются опытом своего детского чтения, классикой детской литературы. Но если раньше на протяжении десятилетий круг чтения был постоянным, то современное чтение меняется очень быстро. Появляются новые издательства, новые книги, новые имена, меняется содержание чтения. Как правильно выбрать книгу? Какие книги должны читать дети? Кто из современных детских авторов, как российских, так и зарубежных не только читаем и востребован, но и ценен?
Продвижение качественного детского и подросткового чтения, возможно достичь совместными усилиями учреждений образования, библиотеки, родителей. Библиотека как институт социально-культурного развития молодежи выступает отличной площадкой для формирования положительного профессионального опыта студенческой молодежи. К тому же включение молодых людей в волонтерскую работу библиотеки способствует наполнению содержания проекта новыми форматами, тенденциями и трендами. Сайт библиотеки выступит отличной площадкой для реализации новых идей и подходов в пропаганде книг современных авторов.
Концепция рассматриваемого проекта заключалась в:
- продвижении чтения и поддержке литературной культуры через системную программную работу в сети Интернет;
- выведении проблем чтения в зону общественного внимания;
- развитии творческих функций библиотек: выработке нестандартных и эффективных форм работы библиотек, расширении форматов деятельности;
- формировании положительного профессионального опыта молодых людей.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Проект реализуется муниципальным бюджетным учреждением «Централизованная библиотечная система»
Партнер проекта:
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет»
Взаимодействие с партнерами базировалось на следующих принципах:
1) организация деятельности по проекту на основе сложившихся деловых отношений и библиотечного волонтерства;
2) взаимное уважение и учет интересов;
3) своевременное информирование о промежуточных итогах реализации проекта.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА — январь 2019 г. — январь 2020 г.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения детей и подростков, включающей создание буктрейлеров, слайд презентаций детских книг современных авторов и др. для размещения на сайте www.библиотека-челны.рф
- Укрепление партнерства библиотеки и университета в читательском развитии детей, активное участие студентов в реализации мероприятий данного проекта.
- Возрастание интереса к чтению современной художественной литературы, повышение востребованности городских библиотек как информационного ресурса интеллектуального развития ребенка.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ п/п | Наименование работ и основные этапы его выполнения | Исполнители | Сроки исполнения | Ожидаемый результат |
1 этап – Подготовительный (моделирующий) – январь-февраль 2019 г. | ||||
1 | Изучение опыта работы коллег – библиотекарей по теме проекта. | Каюмова Р.Н. | Январь
2019 |
Картотека инновационных форм работы |
2 | Разработка проекта «Взрослые заботы о детском чтении» | Каюмова Р.Н.
Галиуллин Р.Р. |
Февраль 2019 | Формирование документов проекта |
3 | Согласование проекта с партнером проекта | Каюмова Р.Н.
Галиуллин Р.Р |
Март – апрель
2019 |
Утверждение проекта |
4 | Презентация проекта | Каюмова Р.Н.
Салихова Р.Д. |
Май
2019 |
Информирование в СМИ, сайте библиотеки, ВКонтакте |
2 этап — Практический (экспериментальный) – март-октябрь 2019 г. | ||||
1 | Организация республиканского зонального круглого стола «Детская библиотека – среда сохранения национальной литературы» совместно с ГБУК РТ «Республиканская детская библиотека» в режиме интерактивного онлайн-вещания | Каюмова Р.Н.
|
Июнь
2019 |
Выступление на круглом столе, дискуссии и обмен мнениями специалистов, заинтересованные в решении вопросов детского чтения |
2 | Апробация и корректировка проекта «Взрослые заботы о детском чтении» | Каюмова Р.Н.
Галиуллин Р.Р. |
Июнь 2019 | Рекомендации по наиболее эффективным методам и приемам работы. |
3 | Участие в Межрегиональной научно-практической конференции
«Детское чтение как национальное достояние» |
Каюмова Р.Н.
|
Июнь
2019 |
Выступление перед профессиональным сообществом о проекте |
4 | Размещение на сайте буктрейлеров, слайд презентаций детских книг современных авторов. | Салихова Р.Д. | Июль-декабрь 2019 | Сайт www.библиотека-челны.рф на страничке «Читающее детство»
|
3 этап — Аналитико-обобщающий – ноябрь 2019 г. | ||||
1 | Обобщение опыта реализации проекта «Взрослые заботы о детском чтении» | Каюмова Р.Н. | 2019 | Статья в профессиональный журнал |
2 | Информационное сопровождение проекта в виртуальном пространстве | Каюмова Р.Н.
Салихова Р.Д. |
постоянно | Публикации на сайте библиотеки |
3 | Подведение итогов реализации проекта | Каюмова Р.Н.
Салихова Р.Д. |
январь 2020 |
Отчет, обобщение опыта работы над проектом |