Одегей Чойганмаа Уйнук-ооловна

Образовательный проект «Школа маленького читателя».

Одегей Чойганмаа Уйнук-ооловна,
заведующая районной детской библиотекой
МБУК «Чаа-Хольской ЦБС», Республика Тыва.

(текст представлен в авторской редакции)

С раннего детства человек знакомится с книгами.

Книга. Она открывает нам окно в новый неизведанный мир. Ведь это так интересно заглянуть в неё и увидеть прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, походы, войны, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины и познать культуру и религию других народов. Художественная книга заставляет нас совершать удивительные путешествия в свой мир. Мы переживаем вместе с героями, радуемся их счастью, страдаем вместе с ними и ждём благополучного конца.

Одной из приоритетных задач нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать.

Между тем, всем известно, что именно чтение закладывает основы интеллектуального развития ребёнка. Знания, которые он получает из книг – это база для последующей успешной учёбы, карьеры, поэтому работу по приобщению ребёнка к чтению нужно начинать как можно раньше.Большая роль в воспитании читателя при помощи искусства слова отводится библиотеке и библиотекарю. Именно библиотека располагает комфортной средой, необходимыми фондами и специалистами для руководства чтением и нравственного развития своих посетителей.

  Суть проекта состоит в том, что, посещая занятия Школы, дети обучатся читательскому выбору, мастерству, мышлению. Они приобретут навыки культуры чтения. Этому будет способствовать библиотечное пространство, организованное среди книг, и игровая форма занятий в «Школе читателя», несложная для восприятия, адаптированная к возрастным и психологически особенностям ребенка. Библиотека поможет детям раскрыть мир художественной литературы. Очень важно, какой круг чтения будет сформирован у ребенка. Жанр, тематика, оформление книги и даже настроение, которое книга несет – всё важно для развития детей, их успешной учебы в школе, их социализации.

Дети научатся понимать и узнавать любимых писателей и художников-иллюстраторов, создавать собственные рисунки к книгам, фантазировать и сочинять.

Библиотека поможет ребенку в освоении письменной речи, и это приведет его к успешному самостоятельному чтению.

Библиотека поможет маленькому начинающему читателю преодолеть барьер против чтения, если он есть.

Организуя «Школу маленького  читателя» для детей, библиотекари рассчитывают на поддержку семьи. В свою очередь родители получат от специалистов по чтению рекомендации, советы, как организовать чтение детей дома.

 Реализация проекта позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (конкурс, коллективные классные творческие работы, соревновательные характер). Участие в индивидуальном или совместном творческом проекте, привлекательность победы становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.

Занятия в рамках проекта осуществляются в игровой форме, с использованием экскурсий по книжным полкам, бесед о прочитанных книгах, обзоров; выразительного чтения, театральных постановок/инсценировок по произведениям любимых авторов, литературных конкурсов и викторин; уроков творчества (аппликации/лепки любимых героев, изготовлению авторских книжек-самоделок);

Для родителей предусмотрены консультации, советы, опросы, обсуждения, подготовка рекомендаций и полезных ссылок.

Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности – главная задача детского библиотекаря и родителей. Дать понять учащимся, что чтение – это духовная пища каждого воспитанного человека. А со стремительным вторжением в нашу жизнь достижений научно технического прогресса эта задача стала актуальна как никогда раньше.

Цели проекта: создать на базе детской библиотеки  «Школу маленького  читателя». Он рассчитан на детей дошкольного и младшего школьного возраста, и их родителей и предполагает тесное сотрудничество со специалистами дошкольных и школьных образовательных учреждений.

Задачи:

-приобщение ребенка к чтению

— развитие познавательного интереса через совместное чтение;

— развитие речи, мышления, любознательности;

— формирование бережного отношения к книгам;

— развитие коммуникативных навыков общения;

— реализация самостоятельной творческой деятельности.

Методы и формы реализации проекта:

-Выступления на родительских собраниях с беседами, обзорами, рекомендациями.

-Разработка новых форм проведения уроков внеклассного чтения.

-Анкетирование родителей и учащихся.

-Отбор и изучение литературы с целью выявления произведений, наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми.

-метод игры и игрового тренинга – Игра самостоятельный и очень важный для детей вид деятельности, в ней они самовыражаются без внешнего побуждения (викторины, кроссворды, игровые программы и т.п.);

 — библиотечные уроки с практическими занятиями;

Данные методы работы позволяют развить речь учащихся, повышают учебную мотивацию детей и, главное, воспитывают грамотного читателя.

 Механизмы реализации проекта:

I этап — Подготовительный: выявление исходных показателей: навык чтения учащихся, отношение к семейному чтению детей и родителей; планирование действий по привлечению учащихся и родителей к совместной творческой деятельности; разработка сценариев спланированных мероприятий.

II этап — Основной: организация совместной работы  с родителями и детьми

III этап — Заключительный: диагностика навыка чтения и отношения учащихся и родителей к семейному чтению, анализ полученных данных.

 Сроки реализации проекта:  2019 г.- 2020 г.

Описание действий Формы проведения Время проведения Ответственные
Проверка сформированности навыка чтения учащихся. Тестирование

Беседа

Чтение текста

Февраль –март    Одегей Ч.У
Выяснение отношений детей  и родителей к чтению в семье. Анкетирование «У вас в семье читают?» апрель Библиотекарь

Детской библиотеки

Круглый стол      
«Зачем ребенку нужно чтение?» май   Одегей Ч.У
Обучение родителей способам организации семейного чтения. Семинар-практикум по теме «Как сформировать ребенка читателя?» июнь Библиотекарь
Чтение вслух Семейное дело Июль-сентябрь Родители, библиотекарь
Пересказ и иллюстрирование прочитанных книг.
Заполнение дневника-читателя
Конкурс  «Папа, мама, я — читающая семья» октябрь Классный руководитель, Библиотекарь
Акция «Всей семьей в библиотеку» ноябрь Библиотекарь
Обобщение результатов проекта Фотовыставка «Мы читаем всей семьей». декабрь Родители

Учащиеся

Выставка рисунков по прочитанным произведениям.   Учащиеся
Награждение лучших читателей Конкурс читательских дневников.  Декабрь 2019г Родители

Классный руководитель

Диагностирование Проверка уровня сформированности читательских умений учащихся, анкетирование родителей и детей.  Январь 2020г Библиотекарь
Подведение итогов проекта

Планирование дальнейшей работы (цели, задачи, направления)

Круглый стол с родителями и учащимися  Февраль 2020 Библиотекарь

 Предполагаемый результат:

Формирование модели информационно- библиотечной поддержки мотивации чтения школьников, включающей программы родительских собраний, методические материалы для родителей, программы детского развивающего чтения и т.д.

Укрепление партнерства детской библиотеки с родителями в читательском развитии школьников. Изменение отношений “ребенок-родитель-библиотекарь”.

Раскрытие творческого потенциала детей  и родителей через совместную читательскую деятельность. Возрастание интереса у детей к чтению художественной и познавательной литературы.

Повышение уровня влияния детской библиотеки, достижение 100% охват школьников библиотечным обслуживанием. Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению.


Новости Вологды, а также новости Вологодской области