Образовательный проект «Школа маленького читателя».
Одегей Чойганмаа Уйнук-ооловна,
заведующая районной детской библиотекой
МБУК «Чаа-Хольской ЦБС», Республика Тыва.
(текст представлен в авторской редакции)
С раннего детства человек знакомится с книгами.
Книга. Она открывает нам окно в новый неизведанный мир. Ведь это так интересно заглянуть в неё и увидеть прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, походы, войны, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины и познать культуру и религию других народов. Художественная книга заставляет нас совершать удивительные путешествия в свой мир. Мы переживаем вместе с героями, радуемся их счастью, страдаем вместе с ними и ждём благополучного конца.
Одной из приоритетных задач нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать.
Между тем, всем известно, что именно чтение закладывает основы интеллектуального развития ребёнка. Знания, которые он получает из книг – это база для последующей успешной учёбы, карьеры, поэтому работу по приобщению ребёнка к чтению нужно начинать как можно раньше.Большая роль в воспитании читателя при помощи искусства слова отводится библиотеке и библиотекарю. Именно библиотека располагает комфортной средой, необходимыми фондами и специалистами для руководства чтением и нравственного развития своих посетителей.
Суть проекта состоит в том, что, посещая занятия Школы, дети обучатся читательскому выбору, мастерству, мышлению. Они приобретут навыки культуры чтения. Этому будет способствовать библиотечное пространство, организованное среди книг, и игровая форма занятий в «Школе читателя», несложная для восприятия, адаптированная к возрастным и психологически особенностям ребенка. Библиотека поможет детям раскрыть мир художественной литературы. Очень важно, какой круг чтения будет сформирован у ребенка. Жанр, тематика, оформление книги и даже настроение, которое книга несет – всё важно для развития детей, их успешной учебы в школе, их социализации.
Дети научатся понимать и узнавать любимых писателей и художников-иллюстраторов, создавать собственные рисунки к книгам, фантазировать и сочинять.
Библиотека поможет ребенку в освоении письменной речи, и это приведет его к успешному самостоятельному чтению.
Библиотека поможет маленькому начинающему читателю преодолеть барьер против чтения, если он есть.
Организуя «Школу маленького читателя» для детей, библиотекари рассчитывают на поддержку семьи. В свою очередь родители получат от специалистов по чтению рекомендации, советы, как организовать чтение детей дома.
Реализация проекта позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (конкурс, коллективные классные творческие работы, соревновательные характер). Участие в индивидуальном или совместном творческом проекте, привлекательность победы становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.
Занятия в рамках проекта осуществляются в игровой форме, с использованием экскурсий по книжным полкам, бесед о прочитанных книгах, обзоров; выразительного чтения, театральных постановок/инсценировок по произведениям любимых авторов, литературных конкурсов и викторин; уроков творчества (аппликации/лепки любимых героев, изготовлению авторских книжек-самоделок);
Для родителей предусмотрены консультации, советы, опросы, обсуждения, подготовка рекомендаций и полезных ссылок.
Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности – главная задача детского библиотекаря и родителей. Дать понять учащимся, что чтение – это духовная пища каждого воспитанного человека. А со стремительным вторжением в нашу жизнь достижений научно технического прогресса эта задача стала актуальна как никогда раньше.
Цели проекта: создать на базе детской библиотеки «Школу маленького читателя». Он рассчитан на детей дошкольного и младшего школьного возраста, и их родителей и предполагает тесное сотрудничество со специалистами дошкольных и школьных образовательных учреждений.
Задачи:
-приобщение ребенка к чтению
— развитие познавательного интереса через совместное чтение;
— развитие речи, мышления, любознательности;
— формирование бережного отношения к книгам;
— развитие коммуникативных навыков общения;
— реализация самостоятельной творческой деятельности.
Методы и формы реализации проекта:
-Выступления на родительских собраниях с беседами, обзорами, рекомендациями.
-Разработка новых форм проведения уроков внеклассного чтения.
-Анкетирование родителей и учащихся.
-Отбор и изучение литературы с целью выявления произведений, наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми.
-метод игры и игрового тренинга – Игра самостоятельный и очень важный для детей вид деятельности, в ней они самовыражаются без внешнего побуждения (викторины, кроссворды, игровые программы и т.п.);
— библиотечные уроки с практическими занятиями;
Данные методы работы позволяют развить речь учащихся, повышают учебную мотивацию детей и, главное, воспитывают грамотного читателя.
Механизмы реализации проекта:
I этап — Подготовительный: выявление исходных показателей: навык чтения учащихся, отношение к семейному чтению детей и родителей; планирование действий по привлечению учащихся и родителей к совместной творческой деятельности; разработка сценариев спланированных мероприятий.
II этап — Основной: организация совместной работы с родителями и детьми
III этап — Заключительный: диагностика навыка чтения и отношения учащихся и родителей к семейному чтению, анализ полученных данных.
Сроки реализации проекта: 2019 г.- 2020 г.
Описание действий | Формы проведения | Время проведения | Ответственные |
Проверка сформированности навыка чтения учащихся. | Тестирование
Беседа Чтение текста |
Февраль –март | Одегей Ч.У |
Выяснение отношений детей и родителей к чтению в семье. | Анкетирование «У вас в семье читают?» | апрель | Библиотекарь
Детской библиотеки |
Круглый стол | |||
«Зачем ребенку нужно чтение?» | май | Одегей Ч.У | |
Обучение родителей способам организации семейного чтения. | Семинар-практикум по теме «Как сформировать ребенка читателя?» | июнь | Библиотекарь |
Чтение вслух | Семейное дело | Июль-сентябрь | Родители, библиотекарь |
Пересказ и иллюстрирование прочитанных книг. | |||
Заполнение дневника-читателя | |||
Конкурс | «Папа, мама, я — читающая семья» | октябрь | Классный руководитель, Библиотекарь |
Акция | «Всей семьей в библиотеку» | ноябрь | Библиотекарь |
Обобщение результатов проекта | Фотовыставка «Мы читаем всей семьей». | декабрь | Родители
Учащиеся |
Выставка рисунков по прочитанным произведениям. | Учащиеся | ||
Награждение лучших читателей | Конкурс читательских дневников. | Декабрь 2019г | Родители
Классный руководитель |
Диагностирование | Проверка уровня сформированности читательских умений учащихся, анкетирование родителей и детей. | Январь 2020г | Библиотекарь |
Подведение итогов проекта
Планирование дальнейшей работы (цели, задачи, направления) |
Круглый стол с родителями и учащимися | Февраль 2020 | Библиотекарь |
Предполагаемый результат:
Формирование модели информационно- библиотечной поддержки мотивации чтения школьников, включающей программы родительских собраний, методические материалы для родителей, программы детского развивающего чтения и т.д.
Укрепление партнерства детской библиотеки с родителями в читательском развитии школьников. Изменение отношений “ребенок-родитель-библиотекарь”.
Раскрытие творческого потенциала детей и родителей через совместную читательскую деятельность. Возрастание интереса у детей к чтению художественной и познавательной литературы.
Повышение уровня влияния детской библиотеки, достижение 100% охват школьников библиотечным обслуживанием. Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению.