Проект «Мастер-классы по компьютерной грамотности для детей «Грамотей-Ка»
Самойлова Наталия Сергеевна,
библиограф ГАУК СО «Инновационный культурный центр»,
г. Первоуральск, Свердловская область.
(текст представлен в авторской редакции)
Цель: Формирование базовых знаний и умений у слушателей мастер-классов «Грамотей-Ка» в области информационных технологий для применения на практике в учебной деятельности и повседневной жизни на уровне уверенного пользователя.
Задачи:
— осуществить продвижение и информационное освещение проекта;
— вовлечь младших школьников в изучение IT-технологий и в работу с электронными библиотеками, посредством организации мастер-классов;
— познакомить детей с понятийным аппаратом в IT-сфере, согласно возрасту;
— дать необходимые теоретические знания и практические навыки для уверенного пользования персональным компьютером;
— повысить посещаемость Информационно-библиотечного центра среди младших дошкольников.
Место реализации проекта: Свердловская область, город Первоуральск, ГАУК СО «Инновационный культурный центр», Лаборатория инновационного обучения.
Дата реализации: Проект «Мастер-классы по компьютерной грамотности для детей «Грамотей-Ка» запущен 2 сентября 2018 года.
Целевая аудитория, количество человек: Данный проект разработан для детей в возрасте от 7 до 12 лет, максимальный размер группы – 11 человек.
Команда проекта:
Самойлова Наталия Сергеевна, библиограф
bibl3@ikc66.ru, 8(343) 288-76-54 (доб. 115)
Снопкова Кристина Ринатовна, библиотекарь
bibl4@ikc66.ru 8(343) 288-76-54 (доб. 115)
Аннотация: Мастер-классы по компьютерной грамотности для детей «Грамотей-Ка» направлены на обучение детей основам компьютерной грамотности, овладение ими навыков работы с устройствами ввода и вывода, с внешними носителями, с текстовыми и табличными редакторами, работу с полнотекстовыми базами данных и виртуальными библиотеками, использование ресурсов полнотекстовых коллекций и электронных библиотек для учебных целей. Общее количество мастер-классов: 14, включая контрольные работы, защиту проекта. Общее количество часов: 44 часа (подробнее приложение №1).
Основные аспекты проекта: главным условием каждого мастер-класса является эмоциональный настрой ребенка, желание заниматься и творить. Все мастер-классы проходят в игровой форме, при этом создается комфортная среда для саморазвития обучающегося, для формирования его личности и интеллектуальных способностей с учетом возрастных особенностей и потребностей ребенка. Как результат, во время проведения мастер-классов происходит знакомство и общение детей из разных школ, классов, и районов города.
При проведении занятий используются современное оборудование с установленными программами Microsoft Office последней версии. Доступ в Интернет защищён антивирусной программой, которая блокирует доступ к нежелательному контенту несовершеннолетним. Использование интерактивной доски на мастер-классах позволяет проводить занятия интереснее и увлекательнее. Использование интерактивного стола позволяет проводить занятие со всей группой одновременно, что хорошо влияет на понимание тем, а также помогает при разборе допущенных ошибок. Компьютерная сеть с выходом в Интернет и видеокамера позволяют проводить мастер-классы дистанционно в режиме онлайн. На данный момент это используется для работы с детьми, которые пропускают мастер-классы по причине болезни. В начале 2019 года дистанционная форма работы была протестирована и удачно использовалась во время установленного карантина по ГРИППу. В дальнейшем, планирую в режиме онлайн работать с удаленными территориями (поселковые и деревенские школы, библиотеки). Это позволит расширить охват территории и обеспечить доступность услуг по проекту для большего количества желающих детей, диссеминации моего опыта работы среди коллег.
Лаборатория инновационного обучения информационно-библиотечного центра ГАУК СО «Инновационный культурный центр» оснащена специализированным рабочим местом для проведения мастер-классов с «особенными детьми». Программа NVDA использует цифровой голос для передачи информации и позволяет незрячим людям управлять компьютером, а также рабочее место оснащено клавиатурой с укрупненными клавишами, разделенными на цветовые сегменты, лупой и электронным увеличителем, что особенно привлекает посетителей мастер-классов. Беспроводная акустическая система передачи речи, состоящая из передатчика и приемника, действующая по типу слухового аппарата, предназначена для слабослышащих детей.
Манипулятор – «джойстик» заменяет компьютерную мышь и представляет собой устройства ввода в виде подвижной рукоятки с несколькими кнопками. Отклонения рукоятки в разных направлениях вызывают перемещения курсора. Также «джойстик» оснащен кнопками, которые можно настроить под определенного пользователя (скорость перемещения, направление движения). Манипулятор – «джойстик» предназначен для людей с нарушениями опорно–двигательного аппарата. Кроме того, рабочее место регулируется по высоте. Благодаря такой аппаратуре, дети с различной формой ОВЗ, могут обучаться наравне с другими.
Учитывая инклюзивное направление деятельности центра, представленные выше возможности, очень часто для занятий набираются инклюзивные группы. Совместное обучение, взаимодействие и развитие позволяет детям с инвалидностью уверенно чувствовать себя, развивать необходимые умения и навыки, заводить новые знакомства. В свою очередь, условно здоровые дети при таком взаимодействии и правильном поведении взрослого, воспитывают в себе доброту, отзывчивость, чувство толерантности по отношению к «особенным» детям. Все вместе они становятся более коммуникабельными, организованными, ответственными, учатся работать в команде, достигая единых задач.
Ожидаемые результаты освоения курса мастер-классов: в процессе обучения дети должны уметь самостоятельно организовывать свое рабочее место; работать с папками и файлами (создавать, копировать, удалять), вводить и выводить данные; уметь работать с текстовыми редакторами; использовать электронные таблицы для решения простых вычислительных задач; создавать мультимедийную презентацию; свободно работать в сети Интернет, включая работу с электронными полнотекстовыми базами данных, электронными библиотеками и с информацией, которая в них находится.
31 января 2019 года завершилось обучение первой группы, состоящей из 9 детей. По результатам мониторинга, выполнения контрольных заданий, они имеют базовый уровень знаний в области ИКТ, успешно освоили курс мастер-классов, три человека из группы создали свои проекты, которые защитили на школьных научных конференциях. Один из проектов представлен в Приложении №2.
В настоящий момент дети, прошедшие курс мастер-классов, самостоятельно пользуются образовательными играми и обучающими программами, нацеленными на усвоение достаточно сложной информации. В результате проведения мастер-классов по компьютерной грамотности «Грамотей-Ка», у детей появился интерес к информационно-библиотечному центру Инновационного культурного центра. В целом, посещаемость среди детей в возрасте от 7 до 12 лет повысилась на 3%, в том числе за счет друзей тех детей, которые посетили первую серию мастер-классов. Имеется спрос на повторение серии мастер-классов со стороны родителей, образовательных учреждений города, самих детей: одна группа в количестве 10 человек начала обучение в марте 2019 года, запись детей в следующую группу ведется на данный момент.
Учебный план «Мастер-классов по компьютерной грамотности для детей «Грамотей-Ка»»
|
Наименование темы | Количество часов | В том числе: | ||
Лекц. | Практ. | Контр. | |||
1 | Что такое компьютер.
Какими бывают компьютеры. Как правильно включать и выключать, и перезагружать компьютер. Из чего он состоит (наименование частей компьютера, название управляющих клавишей, обозначение команд при работе). Как пользоваться клавиатурой. Как работать с мышью. Типы курсоров. Какие устройства можно подключать к компьютеру. Система компьютера или что заставляет его работать. |
3 | 1 | 1 | 1 |
2 | Техника безопасности при работе со сложной техникой. Видеоурок | 1 | 1 | ||
3 | Файлы и папки:
Понятие рабочий стол. Работа с окнами. |
5 | 1 | 1 | |
Создание, переименование, копирование и удаление папки и файла.
Понятие о размере информации и весе. Единицы измерения. Безопасное хранение информации в компьютере. Меню Пуск. |
1 | 1 | 1
|
||
4 | Обучение быстрой печати и изучение кнопок на клавиатуре при помощи программ «Stamina» и «Touch Typing Study» | 7 | 1 | 6 | |
5 | Знакомство со стандартными программами системы Windows:
Узнаем «Блокнот», «Ножницы», делаем Скриншот.
|
3 | 1 | 1 | 1 |
6 | Графический редактор «Paint»:
Для чего эта программа. Учимся рисовать в ней. Редактирование изображений и фотографий при помощи программы «Paint». |
3 | 1 | 1 | 1 |
7 | Изучаем Microsoft Office:
Текстовый редактор Word. Создание документа, сохранение, печать небольшого текста, редактирование, сохранение. Вставка изображений. |
3 | 1 | 2 | |
Редактор электронных таблиц Excel. Знакомство с редактором. Создание небольшой таблицы с информацией. Вывод автосуммы. Сохранение документа. Переименование. | 3 | 1 | 2 | ||
Изучение программы Power Point. Её возможности. Создаём свою презентацию. | 3 | 1 | 2 | ||
8 | Обмен данными в компьютере:
Съёмные внешние носители. Что же такое Флэшка и как с ней работать. Перенос информации с Флэшки на компьютер и обратно. Как отформатировать Флэшку Что такое диск. Какие бывают диски. Как записать на диск. |
2 | 1 | 1 | |
9 | Работа в сети Интернет:
Типы подключения к сети Интернет. Что такое браузер. Как выбрать браузер по умолчанию. Что такое стартовая страница. Что такое поисковая система. |
3
|
1 | ||
Что такое закладки.
Как добавить закладку на рабочий стол. Поиск и сохранение информации в сети Интернет. |
1 | 1 | |||
10 | Установка и удаление программ. Свойства системы компьютера.
Что такое программа и из чего она состоит. Как установить программу. С помощью каких программ открываются файлы. Типы расширения файлов |
2 | 1 | 1 | |
11 | Защита компьютера и виды антивирусных программ:
Что такое антивирусная программа и для чего она. Что такое брэндмауер. Как установить систему защиты. Меры предосторожности в сети. Просмотр видео. Очистка компьютера от вирусов. |
2 | 2 | ||
12 | Полезные сервисы:
Как просмотреть и скачать видео. Как прослушать и скачать музыку в сети Интернет Как найти, прочесть и скачать литературу из сети Интернет |
2 | 1 | 1 | |
13 | Контрольная работа по всем предметам | 1 | 1 | ||
14 | Защита презентации | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 44 | 17 | 21 | 6 |