Дворянчикова Наталья Александровна

Проект «Игры разума».

Дворянчикова Наталья Александровна,
заведующая Детской библиотекой-филиалом № 2 РБ
УК «ЦСГПБ» г. Могилева, Республика Беларусь.

(текст представлен в авторской редакции)

Цель проекта — создание интеллектуальной площадки на базе библиотеки для самообразования и развития интеллектуального потенциала подростков и молодежи. Организация новых методов и досуговых форм работы с молодежью, популяризация культурно-содержательного, интеллектуально обогащенного досуга, содействие повышению интеллектуального уровня молодежи.
Задачи проекта: создать среду интеллектуального досуга путем организации интеллектуальных игр и вовлечь в нее молодежь. Повысить культурный, образовательный уровень молодежи, воспитать интерес к интеллектуальным видам деятельности и живому общению через деятельность проекта и проведение мероприятий интеллектуальной направленности. Разработать, систематизировать методические материалы по интеллектуальному досугу, привлечь внимание общественности к деятельности проекта, через освещение в прессе, сети Интернет. Организовать и провести «Квиз-игры», в частности между командами учебных заведений города, а так же в формате международных онлайн-турниров.
Место реализации проекта: учреждения культуры «ЦСГПБ» «Детская библиотека-филиал № 2».
Целевая аудитория: проект объединяет учащихся 5-6, 7-8, 9-11классов, студенты ВУЗов. Возможна координация деятельности организаций и учреждений, работающих с молодежью. Количество участников в команде от 5 до 15 человек.
Срок реализации проекта: с 2018 года (долгосрочный), игры проводятся 1-2 раза в два месяца.
Команда проекта: заведующая детской библиотекой-филиалом № 2 г. Могилева, библиотекарь 1 категории, команды-учасники.
Аннотация проекта.
Время требует от молодого поколения качеств, позволяющих креативно подходить к любым ее проявлениям. Креативность и интеллект дарит молодежи поистине широкие возможности. В связи с этим растут и требования к условиям, которые формируют личность. Библиотеки относятся к тем учреждениям, которые способны формировать основы будущих достижений молодых людей и их успехов, а также создавать безопасную среду для проведения их досуга. Недооценивать значимость досуга для подростков и молодежи — опасно. На протяжении последних лет детская библиотека-филиал № 2 г. Могилева организует многоплановую деятельность по формированию интеллектуальной среды для подростков и молодежи города и предоставляет широкие возможности для проведения досуга. Ежегодно в стенах библиотеки проходит более 40 разнообразных мероприятий: интерактивные литературные арт-занятия, интеллектуальные квест-бук выставки, интеллектуальные игры, интерактивные спектакли, игровые дни «Книгаполия», игры «Мафия», просмотры и обсуждения фильмов снятых по книгам (кино со смыслом), тематические анимационные программы.
Детская библиотека-филиал № 2 г. Могилева всегда заинтересована в работе над социально — культурными и значимыми проектами, особенно, если они полезны молодежной аудитории. В 2018 году в библиотеке разработан и реализуется интеллектуальный проект «Игры разума» — квиз-игры для молодежи. Огромная популярность проекта привела нас к мысли внести дополнения, разработать и реализовать серию квиз-игр «РебУСня» для учащихся 5-6 классов, и серию квиз-игр «Где логика?» для учащихся 7-8 классов. В 2019 году проект «Игры разума» с внесенными дополнениями успешно продолжает свою деятельность.
В основу данного проекта заложена интересная и необычная идея, где библиотека представлена как площадка для интеллектуального досуга подростков и молодежи, в которой наш город очень заинтересован. При этом в наше время компьютерных технологий и виртуального общения молодым людям становится все сложнее знакомиться и общаться в реальном мире. Живое общение все чаще заменяется социальными сетями. Проект «Игры разума» помогает расширить круг интересов и реальных друзей. К идее создания интеллектуального проекта мы пришли, исходя из поиска нового популярного формата интеллектуального развлечения со смыслом для молодежи, и имея за плечами опыт проведения интеллектуальных игр для старшеклассников и студентов. КВИЗ — мировой тренд в мире развлечений и досуга, это легкий, непринужденный формат командной игры, который гармонично вписался в библиотечное пространство. Почему мы выбрали формат «квиз»? Потому что это абсолютно новый продукт в мире интеллектуальных игр и досуга, это познавательно, весело, легко, увлекательно. А главное не нужна специальная подготовка. Но вместе с тем, в ходе игры, ребята получают ранее незнакомую информацию, мотивируя себя на дополнительные знания. Открытие интеллектуально-досуговой площадки для комфортного пребывания и творческого взаимодействия молодых людей, оснащенной необходимыми техническими и информационными ресурсами — это шаг вперед в развитии интеллектуального движения в нашем городе и организация интересного и полезного досуга детей и молодежи.
Первая часть проекта — это серия квиз-игр «Игры разума» для ребят 9-11 классов и студентов. Формат квиз-игры «Игры разума»: вступительное слово ведущего, представление команд. Игра состоит из 49 вопросов, разделённых на 7 раундов. 1, 4 и 6 — текстовые раунды, в которых надо угадать термин, дополнить цитату или факт, догадаться, о каком событии, явлении идет речь, отгадать слово. 2 — новостной раунд по событиям в мире, произошедшим на днях. 3 — музыкальный раунд, в котором, по звучащему фрагменту нужно отгадать исполнителя, группу или композитора, фильм, фамилию говорящего и прочее. 5 — раунд картинок, в котором нужно отгадать кадр или изображение, догадаться, кто или что на фотографии. Вопросы шести туров показываются на экране и зачитываются ведущим. На обсуждение каждого вопроса даётся 30 секунд, которые обязательно должны заполняться музыкальным отрывком, для того, чтобы команды не могли подслушать рассуждения конкурентов. Правильные ответы оценивается в 1 балл, неправильные — 0 баллов. Перерыв между раундами длится 5-7 минут. За это время ведущие оценивают ответы команд, баллы выставляются в протокол игры. Перед каждым раундом ведущий игры озвучивает правильные ответы предыдущего раунда, а также обсуждает наиболее забавные ответы. 7 — блиц-раунд, семь вопросов различных жанров появляются на экране на 15 секунд и зачитываются. Вопросы не остаются на экране и не повторяются. На обдумывание и запись на листочек даётся ещё 50 секунд. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов по итогам всех раундов. Награждение.
Вторая часть проекта — это серия квиз-игр «Где логика?» для 7-8 классов. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных игровыми действиями. Благодаря эмоциональной привлекательности игровая деятельность формирует мотивационную сферу личности, а также помогает использовать богатейшие возможности и способности ребят, данные им от природы, о существовании которых многие и не подозревают. Правила игры: в игре принимают участие две команды. В течение всей игры команды выполняют различные задания и зарабатывают очки. Победитель каждого раунда получает один балл. Та команда, которая заработает больше баллов, выигрывает. Первым отвечает та команда, которая быстрее нажмёт на сигнальную кнопку. Если ребята попадут в затруднение, то они смогут воспользоваться подсказкой «Помощь друга», обратившись к ведущему игры. Структура игры: вступительное слово ведущего, представление команд, ознакомление с правилами перед каждым раундом. Раунд № 1 «Найди общее» — на экране появятся три картинки, и командам нужно понять, что их объединяет. Игроки могут дать любую версию, но логичную. Балл получает команда, давшая больше правильных ответов в этом раунде. Раунд № 2 «Два в одном» — в этом раунде взяты фото известных людей, и сделан один общий портрет. Задача — определить этих людей. Балл получает команда, давшая больше правильных ответов в этом раунде. Раунд № 3 «Добей мудреца» — ведущий зачитывает начало цитаты известного человека. Задача команд в этом раунде — добить, договорить фразу. Балл получает команда, давшая больше правильных ответов в этом раунде. Раунд № 4 «Секретные материалы» — в этом раунде взяты фотографии известных людей в детском возрасте. Задача — определить этих людей. Балл получает команда, давшая больше правильных ответов в этом раунде. Раунд № 5 «Чего то не хватает» — в этом раунде на экране изображаются картинки, на которых чего-то не хватает. Задача — угадать, чего не хватает, и заработать целый балл. Раунд № 6 «Бой с тенью» — в финальном раунде на экране появляется силуэт известного человека либо персонажа. Задача — угадать его. Балл получает команда, давшая больше правильных ответов в этом раунде. В этом раунде по количеству баллов определяется победитель всей игры. Подведение итогов игры. Награждение.
Третья часть проекта — квиз-игры «Ребусня» для учащихся 5-6 классов. Нам очень важно, чтобы создаваемые нами хайповые ребусы прокачивали воображение и смекалку ребят средней школы. Это начальная подготовка ребят к играм средней группы сложности. Виды ребусов разнообразные: литературные, музыкальные, ребус-рассказы, числовые ребусы и др. Формат игры: игра состоит из 5 раундов по 5 вопросов в каждом. Раунды: 1.«Просторебусы», 2.«Goooogлогика», 3. «Фильмоэмудзыка», 4. «Клавиатура-наше все», 5. «Мультслияние». Задания демонстрируются на экране, 30 секунд на размышления. За правильный ответ 0,5-1 балл в зависимости от раунда. По окончанию раунда запускаются дополнительные 15 секунд. За это время нужно успеть вписать последние ответы и сдать бланки. Перед каждым раундом оглашается его смысл, условия и приводятся наглядные примеры. Обсуждение каждого вопроса обязательно заполняются музыкальным отрывком. Перерыв между раундами — 3 минуты. За это время ведущие оценивают ответы команд, баллы выставляются в протокол игры. Перед каждым раундом ведущий игры озвучивает правильные ответы предыдущего раунда, а также обсуждает наиболее забавные ответы. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов по итогам всех раундов. Подведение итогов игры. Награждение.
На сайте библиотеки создана лендинг страница «Квиз-игры «Игры разума» (https://mdbf27.wixsite. com/mysite), где можно ознакомиться с репертуаром и графиком проведения игр, записаться на игру, узнать о других мероприятиях, проводимых в библиотеке. Реализация проекта позволяет раздвинуть границы библиотечного пространства, расширить спектр библиотечных услуг для молодежи, сделать библиотеку не только местом чтения и получения информации, но и местом общения, открытым для всех, где каждый участник может реализовать себя.
Количественные показатели: сегодня в библиотеке около 4 тысяч читателей, среди них подростки и молодежь составляют 40%. Ежедневно сайт библиотеки посещают более 60 человек (78% от 14 до 35 лет). Фонд библиотеки составляет более 42 тысяч документов. Виртуальные посещения составляют более 15000 пользователей. Проведение информационной и заявочной кампании о работе проекта «Игры разума» позволила провести не менее 15 новостных анонсов в официальных интернет-представительствах библиотеки социальных сетях Инстаграм», «Вконтакте», «Твиттер», и не менее 7-ми анонсов в информационных источниках СМИ. Получено более 130 заявок на проведение интеллектуальных игр. Благодаря проекту были внедрены новые формы в организацию работы с подростками и молодёжью. Проведены международные онлайн квиз-игры «Из жизни города М» С Новосибирском (2 игры) в мае 2019 года запланирована еще 1 игра. Онлайн Арт-мост «Поэтический MIX» (встреча молодых поэтов Могилева и Новосибирска). Участие библиотеки в «Межведомственный круглый стол «Молодёжь в современном мире: проблемы и пути их решения» — Новосибирск и Новосибирская область — Могилев с темой выступления «Библиотека для молодых: всегда креативная, яркая, востребованная!». Проведены дополнительные мероприятия стимулирующие интерес у молодого поколения: Play-day «Книгаполия» (проведено 4 игры, 43 участника). Презентация интерактивной выставки квиз-бук «12…» (выставка в формате «креатив», разыскивали ключи к популярности гениального романа И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев»). Психологические игры с детективным сюжетом — мафтурниры «Мафия» от клуба «The Five Points». Библиосумерки «BOOKCHALENGE на Циолковского» состоялась гаджет-игра — флэш-моб «JUST DANCE», кинотеатр под открытым небом «OPEN-AIR BOOK CINEMA». Караоке-холл «Karaoke Dance party». Квест-прогулки «Закрой глаза и посмотри» — экскурсии в темноте (прожить час из жизни незрячего человека). Организована площадка настольных и интеллектуальных игр «ИнтеллектуариУм». Сетевой проект WEB-QUEST «БЕЛАРУСЬ от А до Я». В 2019 году начала работу «Интеллектуальная академия «IQsha» для детей 5-7 лет.
Так же проект позволил вовлечь участников еще в один проект библиотеки для молодежи «Территория смыслов». Репертуар мини-кинозала «kinohod@» одобрен нашими посетителями и собрал для обсуждения фильмов более 75 участников.

Приложения

Квиз-игра « ГДЕ ЛОГИКА?»

Квиз-игра «РебУСня»

Квиз-игра «Игры разума»


Новости Вологды, а также новости Вологодской области