Проект «БиблиоПродлёнка».
Равинская Светлана Валерьевна,
заведующая сектором детского чтения
библиотеки-филиала № 2 им. И. Шамякина
УК «Централизованная библиотечная система
государственных публичных библиотек
г. Могилева», Республика Беларусь.
(текст представлен в авторской редакции)
Аннотация
Окружающий мир меняется, а вместе с ним изменяются вкусовые предпочтения его жителей. Любимые книжные герои поколений 70-х, 80-х, 90-х годов сегодня не являются авторитетами для поколения 2000-х, а книги, которыми зачитывалось не одно поколение, рожденное в «век письменной культуры», сегодня не вызывают интерес у детей нового миллениума. Все реже ребенок обращается к книге как к источнику знаний! Отказ ребенка от систематического чтения приводит к падению уровня общей грамотности, скудности мышления, а значит происходит нарушение процесса гармонического развития его как личности. Вопрос «почему дети не читают книги?» является сегодня и предметом серьезнейших научных изысканий, и серьезной проблемой не только для родителей, но и для библиотекарей, педагогов, психологов. А с повсеместным использованием информационно-коммуникационных технологий в обществе нарастает опасная тенденция – замена ребенком реального мира виртуальным, в котором невозможно реализовать необходимые программы своего психофизиологического развития в полной мере, что, в конечном итоге, приводит к отчуждению и появлению различных фобий, зависимостей и т.д.
Для преломления данных тенденций и создания условий для творческого развития подрастающего поколения сотрудники библиотеки-филиала №2 им. И.Шамякина разработали проект «БиблиоПродлёнка» для детей начальной школы.Проект позволяет детям в уютной и психологически комфортной обстановке, под руководством библиотекарей, выполнить домашние задания, познакомиться с новыми детскими книгами посредством иллюстрированных книжных выставок, воспользоваться энциклопедической литературой для развития детской любознательности, почитать со сверстниками любимые произведения, сыграть в развивающие игры, совершенствовать навыки межличностного общения.
Наш проект способствует:
- организации времени детей младшего школьного возраста после школьных занятий с учетом их психофизиологического уровня развития (разработка индивидуальных программ);
- повышению образовательного и культурного уровня детей с помощью разработанных программ в области литературы, живописи, музыки и т.д.;
- формированию позитивного образа книги и библиотеки через постановки театрализованных представлений;
- стимулированию интереса детей к чтению посредством проведения литературных игр.
Для ребят оформлена зона познавательного чтения «Тысячи мудрых страниц»; проводятся занятия по декоративно-прикладному искусству в рамках творческой мастерской «Чудо – ручки, чудо — штучки»; организована работа мультсалона «Волшебный экран»; разработан цикл культурно-досуговых и информационно-познавательных мероприятий «Нескучная продлёнка».
Для развития проекта «БиблиоПродлёнка» будут создаваться новые тематические программы, оформляться информационные стенды, приглашаться специалисты по вопросам детской психологии, врачи, педагоги которые будут работать с детьми, проводить консультации для родителей.
За время работы проекта, начиная с 2018 года, увеличилось количество культурно-досуговых мероприятий и мероприятий по формированию информационной культуры, разрабатывались практикоориентированные мероприятия, заказчиками которых выступали школы, увеличилась интенсивность упоминания библиотеки в местных СМИ. И, конечно, же, увеличение количественных показателей библиотеки:за январь-декабрь 2018 года – количество мероприятий (в рамках проекта) – 21, посещений – 423; январь-апрель 2019 год — количество мероприятий – 18, посещений – 371)
Актуальность представленного проекта, его образовательный и культурный потенциал для развития школьников отражен в серии публикаций:
1.Равинская, С. «ОТДАТЬ» ребенка на продленку в библиотеку / С. Равинская // Вечерний Могилев: сайт газеты. – Режим доступа: http://www.vecherniy-mogilev.by/?page=article&articleID=6456. – Дата доступа: 25.09.2018.
2.Библиопродленка [сайт Библиотека-филиал №2 им. И.Шамякина] . – Режим доступа: http://gb2.mogilev.by/novosti/biblioprodlenka/. – Дата доступа: 25.09.2018.
3.Равинская, С. БиблиоПродлёнка: проект публичной библиотеки // Бібліятэка прапануе.- 2018.- №11.- С.21-23
Библиопродлёнка – это проект людей, для которых высшая награда – улыбка и смех детей!
Партнеры проекта: государственное учреждение образования «Средняя школа № 27 г. Могилева», государственное учреждение образования «Гимназия № 2 г. Могилева»,
Целевая аудитория: учащиеся младшего школьного возраста, в том числе занимающиеся в группах продленного дня государственного учреждения образования «Средняя школа № 27 г. Могилева» и государственного учреждения образования «Гимназии №2 г.Могилёва»
Срок реализации: 2018-2020 гг.
Место реализации: библиотека-филиал № 2 им. И.Шамякина
Обоснование проекта
Группа продлённого дня, а на школьном языке просто «продлёнка», существует в школе давно. Однако, споры о том, что лучше – оставлять ученика в школе на весь день или же забирать домой сразу после окончания уроков, не утихают до сих пор. Одни родители ратуют за домашнее воспитание, другие наоборот, стараются оставить ребёнка в школе, как можно дольше. Что лучше – домашнее воспитание, ребёнок в школе после уроков или организация досуга детей в библиотеке?
Библиотека сегодня – это основной создатель и универсальный хранитель информации в самых разных видах и формах, центр предоставления библиотечных и информационных услуг, распространения знаний, духовности и интеллектуального общения. Наша библиотека обладает не только собранием учебной и художественной литературы, но и, благодаря современным технологиям, даёт возможность получать необходимую информацию из самых разных источников.
У школьников не всегда есть возможность посещать развлекательные учреждения, секции и кружки, но всегда можно прийти в библиотеку и открыть для себя мир новых книг, погрузиться в чтение развлекательных и познавательных журналов, найти необходимую информацию в Интернете, выполнить домашнее задание или просто поиграть, обрести новых единомышленников и друзей.
Проект «БиблиоПродлёнка» будет направлен на:
— организацию времени учащихся младшего школьного возраста после школьных занятий интересно и увлекательно, с пользой и БЕЗОПАСНО в стенах библиотеки-филиала № 2 им. И.Шамякина;
— повышение образовательного и культурного уровня детей;
— формирование позитивного образа книги и библиотеки;
— стимулирование интереса детей к чтению.
Цель проекта:
— организовать и провести эффективно и качественно досуг детей, занимающихся в группе продленного дня;
Задачи:
— организовать работу творческой мастерской «Чудо-ручки, чудо-штучки».
— популяризировать книжный фонд и фонд периодических изданий прикладного характера;
— организовать работу мультсалона «Волшебный экран»;
— разработать цикл литературно-познавательных путешествий по страницам книг писателей-юбиляров 2018 «Продвинутый путешественник» и цикл культурно-досуговых и информационно-познавательных мероприятий «Нескучная продлёнка»
Основные направления работы:
— информационно-познавательное,
— досуговая деятельность.
Основные формы работы:
— литературно-познавательные путешествия по страницам книг писателей-юбиляров 2018 «Продвинутый путешественник»;
— культурно-досуговые и информационно-познавательные мероприятия;
— занятия в творческой мастерской «Чудо-ручки, чудо-штучки»;
-просмотры анимационных фильмов в мультсалоне «Волшебный экран».
В реализации проекта участвуют библиотечные специалисты сектора детского чтения.
План реализации проекта «БиблиоПродлёнка»
№
п/п |
Наименование мероприятия | Срок
исполнения |
Ответственные |
|
|||
1.1. | Разработка текста проекта. Размещение информации на сайте. | январь | Равинская С.В. |
1.2. | Договоренность с партнерами по проекту. | январь | Равинская С.В. |
1.3. | Разработать и оформить текст объявления «Библио-продленка? Это интересно!» для размещения в информационных зонах библиотеки, в учреждениях образования микрорайона Мир-2, на сайте библиотеки. | февраль | Равинская С.В. |
1.4. | Разработать памятки: «Приобщение к чтению», «Чтение без принуждения», «Секреты домашнего чтения». | март
сентябрь ноябрь |
Равинская С.В. |
1.5. | Разработка цикла литературно-познавательных путешествий по страницам книг писателей-юбиляров 2018 «Продвинутый путешественник». | февраль | Ефремова Е.В. |
1.6. | Разработка цикла информационно-познавательных мероприятий «Нескучная продлёнка». | февраль | Равинская С.В. |
1.7. | Организовать работу творческой мастерской «Чудо-ручки, чудо-штучки». | февраль | Равинская С.В. |
1.8. | Организовать работу мультсалона «Волшебный экран». | февраль | Равинская С.В. |
1.9 | Создать в секторе зону познавательного чтения «Тысячи мудрых страниц». | январь | Равинская С.В. |
1.10. | Подготовить спектакли театра иллюстрированного рассказа (фланелеграф) «Живая книга» по рассказам И.П. Шамякина «Азбука» и «Хітруня». | апрель
ноябрь |
Равинская С.В. |
1.11. | Пополнить библиотечный фонд литературой и периодическими изданиями прикладного характера. | по мере необходимости | Отдел комплектования и обработки литературы |
|
|||
2.1. | Размещать на сайте библиотеки «Библиотека-филиал №2 им. И. Шамякина», УК «ЦСГПБ г. Могилёва» и в СМИ публикации о мероприятиях, проведенных в рамках проекта «Библио-Продленка». | на протяжении года | Равинская С.В. |
2.2. | Распространить памятки: «Приобщение к чтению», «Чтение без принуждения», «Секреты домашнего чтения». | март
сентябрь ноябрь |
Равинская С.В. |
2.3. | Провести смайл-опрос «Библио-Продленка – это интересно, скучно, весело…». Анализ опроса | май | Равинская С.В. |
2.4. | Провести, устный опрос детей, посещающих группы продленного дня, с целью изучения их читательских предпочтений «Чтение – любимое увлечение?». | сентябрь | Равинская С.В. |
2.5. | Проводить культурно-досуговые и информационно-познавательные мероприятия
«Нескучная продлёнка» в соответствии с «Календарным планом». |
на протяжении года | Равинская С.В.
Ефремова Е.В. |
2.6. | Проводить занятия в творческой мастерской в соответствии с «Календарным планом». | на протяжении года | Равинская С.В..
Ефремова Е.В. |
2.7. | Демонстрация анимационных фильмов по литературным произведениям в мультсалоне «Волшебный экран» в соответствии с «Календарным планом». | на протяжении года | Равинская С.В.
Ефремова Е.В. |
2.8. | Осуществлять сбор детских рисунков, созданных в рамках творческой мастерской «Чудо-ручки, чудо-штучки», для организации цикла выставок детского творчества «А я и не знал, что могу…». | после каждого занятия | Равинская С.В. |
2.9. | Оформить и проводить презентации выставок детского рисунка и поделок «Читали. Играли. Отдыхали. Творили». | май, декабрь | Равинская С.В. |
2.10. | Оформить книжные выставки «Тысячи мудрых страниц», «Справочное царство – мудрое государство», «Книги, которые знают всё» с обращением на выставке «Листайте нас, читайте нас, и мы всему научим вас!». | январь,
март, сентябрь |
Равинская С.В. |
|
|||
3.1. | Обобщение опыта работы в профессиональном журнале о работе проекта «Библио-Продлёнка» | декабрь | Равинская С.В. |
3.2. | Подготовка фотоколлажа о работе проекта «Библио-Продлёнка». | декабрь | Равинская С.В. |
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
культурно-досуговых и информационно-познавательных мероприятий «Нескучная продлёнка» на 2018 год
Дата | Наименование мероприятия |
Март | |
8 | Литературно-игровая программа «Весна-Красна» |
15 | Занятие «Голубь –символ мира» в рамках творческой мастерской «Чудо-ручки, чудо-штучки» |
22 | Литературный мультсеанс «Магия Королевства кривых зеркал»
В программе: -мини-беседа «Знакомьтесь! Это…», -просмотр фильма по повестиВ. Губарева«Королевство кривых зеркал», -пазл-турнир «Тилимилитрямдия». Мультсалон «Волшебный экран» |
29 | Мультимедийная презентация по произведениям Сергея Михалкова «А что у вас?», посвящённая 105-летию мо дня рождения С.В.Михалкова |
Апрель | |
12 | Литературно-игровая программа «Космос» |
18 | Занятие «По дорогам сказок» в рамках творческой мастерской «Чудо-ручки, чудо-штучки» |
26 | Литературный мультсеанс «Удивительные приключения пчелки Майи»
В программе: -мини-беседа «Знакомьтесь! Это…» -просмотр мультфильма по мотивам сказки ВальдемараБонзельса«Пчелка Майя» -творческая минутка «Я рисую….» (сказку, героя сказки) Мультсалон «Волшебный экран» |
Май | |
10 | Спектакль тэатру ілюстраванага аповяду (фланелеграф) па матывах аповяду І.П.Шамякіна «Азбука» |
17 | Занятие «Герои детских сказок» в рамках творческой мастерской «Чудо-ручки, чудо-штучки» |
24 | Литературный мультсеанс «Эта старая, старая сказка…»
В программе: -мини-беседа «Знакомьтесь! Это…» -просмотр мультфильмапо мотивам сказки Г.Х.Андерсена«Дикие лебеди» -турнир знатоков «ВО!кругмультфильмов» Мультсалон «Волшебный экран» |
Сентябрь | |
20 | Занятие «По дорогам сказок» в рамках творческой мастерской «Чудо-ручки, чудо-штучки» |
27 | Литературный мультсеанс«Осенний Ералаш»
В программе: -мини-беседа «Знакомьтесь! Это…» -просмотр сборника сюжетов«ОСТРОВ ДЕТСТВА ЕралаШ» -викторина«Синема, синема, от тебя мы без ума» Мультсалон «Волшебный экран»
|
Октябрь | |
11 | Литературно-игровая программа «Закружилась в небе осень» |
18 | Занятие«Букет розочек из кленовых листьев» в рамках творческой мастерской «Чудо-ручки, чудо-штучки» |
25 | Литературный мультсеанс«Сказки из жёлтого чемоданчика»
В программе: -мини-беседа «Знакомьтесь! Это…» -просмотр фильма по мотивам детскойкниги С. Прокофьевой«Приключения желтого чемоданчика» (1970). -творческая минутка «Я рисую….» (сказку, героя сказки) Мультсалон «Волшебный экран» |
Ноябрь | |
8 | Спектакль тэатру ілюстраванага аповяду (фланелеграф) па матывах аповяду І.П.Шамякіна «Хітруня» |
15 | Занятие «Герои детских сказок» я в рамках творческой мастерской «Чудо-ручки, чудо-штучки» |
22 | Литературный мультсеанс«Мальчик, которыйникогда не станет взрослым»
В программе: -мини-беседа «Знакомьтесь! Это…» -просмотр фильма поповести Дж. Барри«ПитерПэн» -пазл-игра «Потерялась сказка» Мультсалон «Волшебный экран» |
29 | Литературный видео-урок «Любимые герои, любимые книги Николая Носова», посвящённый 110-летию со дня рождения Н.Н.Носова |
Декабрь | |
13 | Литературная игра «Весёлые книги Виктора Драгунского», посвящённая 105-летию со дня рождения В.Ю.Драгунского |
20 | Занятие «Снежинки-балеринки» в рамках творческой мастерской «Чудо-ручки, чудо-штучки» |
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
культурно-досуговых и информационно-познавательных мероприятий «После уроков» на 2019 год
Дата | Наименование мероприятия |
Январь | |
10 | Занятие по изготовлению символа года«Хвост — крючком, нос — пятачком»в рамках творческой мастерской «Чудо-ручки, чудо-штучки» |
17 | Морозные чтения«Сказочная зима» + спектакль театра иллюстрированного рассказа (фланелеграф) по мотивам рассказаИ.П.Шамякина «Хітруня» |
24 | Литературный мультсеанс «Магия Королевства кривых зеркал»
В программе: -мини-беседа «Знакомьтесь! Это…», -просмотр фильма по повестиВ. Губарева «Королевство кривых зеркал», -пазл-турнир «Тилимилитрямдия». Мультсалон «Волшебный экран» |
31 | Познавательный круиз “Королевство Самуила. Маршака |
Февраль | |
14 | Занятие по изготовлению валентинки«Признание в любви к… Книге»в рамках творческой мастерской «Чудо-ручки, чудо-штучки» |
21 | Поле Цудаў «Мой чароўны беларускі літаратурны край» па матывах беларускай народнай казкі “З рога ўсяго многа”, в рамках Международного дня родного языка |
28 | Литературный мультсеанс «Удивительные приключения пчелки Майи»
В программе: -мини-беседа «Знакомьтесь! Это…» -просмотр мультфильма по мотивам сказки ВальдемараБонзельса«Пчелка Майя» -творческая минутка «Я рисую….» (сказку, героя сказки) Мультсалон «Волшебный экран» |
Март | |
14 | Занятие по искусству складывания фигурок из бумаги (оригами) «Голубь – символ мира» в рамках творческой мастерской «Чудо-ручки, чудо-штучки» |
21 | Литературный мультсеанс «Эта старая, старая сказка…»
В программе: -мини-беседа «Знакомьтесь! Это…» -просмотр мультфильмапо мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди» -турнир знатоков «ВО!кругмультфильмов» Мультсалон «Волшебный экран» |
Апрель | |
11 | Литературно-игровая программа “Купол небес полон тайн и чудес”, посвящённая 12 апреля — Всемирному дню авиации и космонавтики |
18 | Литературный мультсеанс «Сказки из жёлтого чемоданчика»
В программе: -мини-беседа «Знакомьтесь! Это…» -просмотр фильма по мотивам детской книги С. Прокофьевой «Приключения желтого чемоданчика» (1970). -творческая минутка «Я рисую….» (сказку, героя сказки) Мультсалон «Волшебный экран» |
25 | Занятие «Словно яркая раскраска к нам домой явилась Пасха»в рамках творческой мастерской «Чудо-ручки, чудо-штучки» |
Май | |
7 | Громкие чтения с обсуждением«Читаем детям книги о войне» |
16 | Занятие«Счастливая ромашка» в рамках творческой мастерской «Чудо-ручки, чудо-штучки», посвящённоеМеждународному дню семьи» |
23 | Литературный мультсеанс«Мальчик, которыйникогда не станет взрослым»
В программе: -мини-беседа «Знакомьтесь! Это…» -просмотр фильма поповести Дж. Барри «ПитерПэн» -пазл-игра «Потерялась сказка» Мультсалон «Волшебный экран |
Сентябрь | |
19 | Занятие «Веселые смайлики» в рамках творческой мастерской «Чудо-ручки, чудо-штучки», посвящённое международному дню смайликов – 19 сентября |
26 | Литературный мультсеанс «Осенний Ералаш»
В программе: -мини-беседа «Знакомьтесь! Это…» -просмотр сборника сюжетов «ОСТРОВ ДЕТСТВА ЕралаШ» -викторина «Синема, синема, от тебя мы без ума» Мультсалон «Волшебный экран» |
Октябрь | |
1 | Занятие по изготовлению поздравительнойоткрытки «Теплом согреем и добром» в рамках творческой мастерской «Чудо-ручки, чудо-штучки», посвящённое 1 октября — Международному дню пожилых людей |
10 | Литературно-игровая программа «Закружилась в небе осень» |
17 | Литературный мультсеанс «Жил-был сказочник»
В программе: -мини-беседа «Знакомьтесь! Это…» -просмотр фильма по мотивам сказки Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени» -викторина «Старая добрая сказка Шварца» Мультсалон «Волшебный экран |
24 | Каскад литературных удовольствий “Сказки народов мира” |
Ноябрь | |
14 | Занятие «Мороз Иванович» в рамках творческой мастерской «Чудо-ручки, чудо-штучки», посвящённое 18 ноября — Дню рождения Деда Мороза. |
21 | Литературное состязание«Сказочный фейерверк» |
28 | Литературный мультсеанс «Любимые сказки Дисней»
В программе: -мини-беседа «Знакомьтесь! Это…» -просмотр сказочного романа британской писательницы Доди Смит « Сто один далматинец » -творческая минутка «Я рисую…» (сказку, героя сказки) Мультсалон «Волшебный экран |
Декабрь | |
5 | Литературная игра «Весёлые книги Виктора Драгунского», посвящённая 105-летию со дня рождения В.Ю. Драгунского |
12 | Занятие «Снежинки-балеринки» в рамках творческой мастерской «Чудо-ручки, чудо-штучки» |
19 | Литературный мультсеанс«Зимняя сказка»
В программе: -мини-беседа «Знакомьтесь! Это…» -просмотр русской народной сказки «Морозко» режиссера Александра Роу -пазл-игра «Крылатые фразы из сказки» Мультсалон «Волшебный экран |