Белова Светлана Петровна

Межрегиональный конкурс эссе

«Достоевский и современность»,

посвящённый 200-летию со дня рождения великого русского писателя

15 февраля — 15 октября 2021 года


ПОЛОЖЕНИЕ      ЗАЯВКА      РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ


Белова Светлана Петровна,
школьный библиотекарь

Кондопожской СОШ № 7,
Республика Карелия.

(Текст опубликован в авторской редакции)

Я училась в советской школе. В тот период в школьной программе преобладали идеологические трактовки творчества писателей. Ф.М. Достоевского относили к категории писателей-реалистов, отразивших в своем творчестве отрицательные стороны капиталистического общества. Позже пришло понимание Достоевского – журналиста, публициста и гения психологического романа. Но Достоевский  выразил своим творчеством не только безмерность страданий «бедных», «униженных и оскорбленных», но, самое поразительное, дал психологически достоверные картины физически и душевно больных людей, не сделав, ни одного неверного штриха, что достойно настоящего ученого. Неудивительно, что творчество Достоевского  привлекало и привлекает  внимание  медиков и психологов.  Например, основоположник психоанализа и психоаналитической школы в России  И. Д. Ермаков  за поиском примеров, иллюстрирующих различные комплексы в человеке, обращался к текстам художественной литературы. Так, он написал работу «Психоанализ литературы. Пушкин, Гоголь, Достоевский», в которой разбирал психоанализ у  Достоевского. Или, анализируя художественные и публицистические произведения писателя, доктор медицинских наук, доцент О.Н. Кузнецова и доктор психологических наук, профессор В. И. Лебедева, обсуждают, как Достоевский описывает его представления о психическом здоровье, о различных формах душевных расстройств, о содержательности терминов и понятий, использовавшихся писателем для обозначения психических феноменов. А известный русский психиатр, доктор медицины В. Ф. Чиж делал интересную попытку анализа произведений и личности великого писателя с целью понять, как ему удавалось так точно и глубоко видеть и описывать души людей. Заведующий  кафедрой психиатрии I Ленинградского медицинского института Н. И. Озерецкий,  автор  научных трудов по психомоторике детей, эпилепсии, судебной психиатрии, виртуозно иллюстрировал в своих лекциях  сложнейшие проблемы психиатрии  50-х годов на материале произведений Достоевского. Ведущий психиатр грузинской школы А. Д. Зурабашвили в 1977 г. писал: «… Автор гениально оперирует с психологическим процессом, в котором происходит плавка утерянного и упущенного в свете личностной оценки». У него и сейчас врачи-психиатры изучают приемы тонких и сложных психических состояний, используют как своеобразные клинико-художественные пособия для студентов-медиков, и имеют высокую ценность для подготовки будущих психологов. Ведущие университеты Западной Европы, США, Японии и других стран уже давно и достаточно глубоко изучают творчество великого русского классика не только на факультетах филологии, но и философии, психологии, юриспруденции, социологии, смежных дисциплин.

«Читайте Достоевского, любите Достоевского, – если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте… по возможности только его» (И. Анненский).


Новости Вологды, а также новости Вологодской области