Межрегиональный конкурс эссе
«Достоевский и современность»,
посвящённый 200-летию со дня рождения великого русского писателя
15 февраля — 15 октября 2021 года
ПОЛОЖЕНИЕ ЗАЯВКА РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ
Арасланова Эльза Рустеновна,
г. Казань, Республика Татарстан.
(Текст опубликован в авторской редакции)
Сюжет романа «Идиот», хоть и был написан более 150 лет назад, заставляет задуматься и сформировать следующий вопрос:
Кто идиот в современном мире?
Думаю тот, кто:
-попал под влияние своих идеалов и поэтому не может адаптироваться к реальным условиям, в которых приходится жить;
-предпочитает понимать и входить в положение всех, кто его окружает, становясь жертвой затягиваемых обстоятельств и из-за этого не способный изменить жизнь к лучшему ни свою, ни окружающих;
-без внутреннего ценза и бесхитростно раскрывает душу и мысли, там, где это не уместно, и не нужно.
Что думаю, в целом, о романе «Идиот»:
- Достоевский хорошо разбирался в мотивах людей и видел их насквозь. Он имел отменные задатки психолога и при стечении других обстоятельств из него вышел бы хороший психоаналитик.
- Как и из его главного персонажа – князя Мышкина. В земной жизни такой профессией было бы оправдано его (князя Мышкина) всепоглощающее желание наблюдать за человеческой природой, анализировать и находить объяснения.
Возможно, и для жизни духовной, для становления и омудрения его души всё это тоже было не зря.
Но!
Так как он не был психологом, и так как мы еще не знаем наверняка, есть ли жизнь духовная, которая питает душу и влияет на её рост, а берём самую что ни на есть реальную, земную, осязаемую жизнь, то в ней, получается, не было результатов, ни для себя, ни для других. Всё что происходило между персонажами, становится бессмысленным. А от этого понимания становится грустно.
Какие поучительные выводы можно вынести из этого романа и использовать во благо в современном мире?
1.Не заигрываться в наблюдателя человеческой природы, а строить свою жизнь. Если при этом будет возможно положительное влияние на других людей, то это двойное бинго.
2.Аккуратнее с выражением своих мыслей и чувств. Это не всегда и не везде уместно. В конце концов, это не всегда и не везде, и не всем нужно.
3.Жить из позиции автора жизни. Иметь твердое внутреннее право говорить и да, и нет. А не безвольно соглашаться на все ситуации, что подкидывает окружение.