Бикмулина Валерия Владиславовна

Межрегиональный конкурс эссе

«Достоевский и современность»,

посвящённый 200-летию со дня рождения великого русского писателя

15 февраля — 15 октября 2021 года


ПОЛОЖЕНИЕ      ЗАЯВКА      РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ


Бикмулина Валерия Владиславовна,
музыкальный руководитель
МБУ ДО «Центр детского
творчества «Ассоль»,
Волоконовский район,
Белгородская область.

(Текст опубликован в авторской редакции)

Федор Михайлович Достоевский жил и творил полтора века назад. Но и сегодня он считается величайшим писателем и мыслителем не только России, но и всего мира. Достоевский первым показал, как пробуждается чувство личности даже в самых бедных и ограбленных жизнью людях. Они начинают думать и искать истину. Герои Достоевского борются с окружающим миром, они хотят не только осмыслить противоречия своей жизни, но и подвести итог всему существованию человечества. Каждый из них остро чувствует недомогание современного мира.

Хотя писатель творил в стиле реализма, самым главным в его книгах остается глубокий психологизм переживаний главных героев. Достоевский проник в глубины человеческой души, рассмотрел ее противоречивость и непредсказуемость, вечные отношения между светом и тьмой, низким и высоким. Наряду с бездной подсознания он страстно исследовал роль идей в человеческом обществе. Системы различных философских идей он как бы тестировал на разных типах людей (например, идея о «сверхчеловеке»). Достоевский пытался довести каждую идею до логического завершения, раскрывая ее благотворность или способность служить орудием зла в руках фанатиков. Этот опыт не теряет своей актуальности и сейчас, в современных условиях. Всегда будут такие люди, как, например, Раскольников в «Преступлении и наказании».

Он считает себя выше всех остальных, поэтому имеет право совершить преступление. Такие люди существуют и сегодня: фашисты, террористы и «идеологические» преступники. Но их называют сумасшедшими, они не достигают никаких высот духа, не становятся «сверхлюдьми». И в конце концов они ломаются.

В нашем обществе тоже есть «бедные», о которых писал Достоевский. Богатые и власть имущие унижают их, но они терпят и даже не пытаются защищаться. Есть «роковые женщины», как Настасья Филипповна в «Идиоте», красивые, но несчастные и жестокие.

Есть и семейные проблемы, схожие с несчастьями семьи Мармеладовых. Голодные дети, которых вот-вот заберут в детдом, отцы-алкоголики. И какая-нибудь Сонечка, которая жертвует собой, чтобы помочь своей семье. Пусть в жизни это происходит по-другому, но переживания те же, что и в книгах Достоевского.

Мир, изображенный в «Преступлении и наказании», «Идиоте», «Братьях Карамазовых», когда-то казался современникам писателя искусственным и фантастическим, а герои — уникальными и невероятными. История внесла свои коррективы в эти идеи. Сейчас характеры и судьбы героев Достоевского кажутся во многом пророческими – достаточно вспомнить идею вседозволенности Раскольникова и близкую ему идеологию фашизма.

Подобно Бальзаку и Диккенсу, Достоевский изобразил гибель человека в большом капиталистическом городе, с его жестокостью, равнодушием и мелким тщеславием. Двадцатый век показал, куда человечество может завести фанатичные борцы за идеи всех мастей (от коммунистов до фашистов).

 


Новости Вологды, а также новости Вологодской области