Верховинская Татьяна Олеговна

Межрегиональный конкурс эссе

«Достоевский и современность»,

посвящённый 200-летию со дня рождения великого русского писателя

15 февраля — 15 октября 2021 года


ПОЛОЖЕНИЕ      ЗАЯВКА      РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ


Верховинская Татьяна Олеговна,
обучающаяся МБОУ «Гимназия с УИОП»,
г. Великий Устюг, Вологодская область.

(Текст опубликован в авторской редакции)

О будущем России — детях

У большинства людей, если произносят фамилию«Достоевский», возникает лишь образ студента с топором в руках. На самом деле, у Фёдора Михайловича ещё много интересных произведений. Почему его творчество заинтересовало меня? Думаю, потому, что проблемы, освещаемые в его произведениях, остаются актуальными и по сей день.

На досуге я прочла роман «Подросток» (кстати, выбор пал именно на него, потому что название звучит многообещающе — я ведь тоже ещё юна). Главный герой – Аркадий Макарович Долгорукий, незаконнорождённый сын помещика Версилова. Достоевский называет девятнадцатилетнего юношу подростком и так объясняет это: «Дитя уже вышло из детства и появилось неготовым человеком». Аркадий жаждет могущества, мечтает стать новым Ротшильдом, насладиться жизнью сполна (по его словам, ему и трёх жизней «будет мало»). А всё потому, что с детства он терпел унижения от сверстников в пансионе Тушара.

Унижения связаны с фактом его незаконного рождения, поэтому отношение юноши к отцу противоречиво: восхищение и ненависть одновременно. Версилов (его отец) вызывает у меня лишь чувство презрения: он изначально не подходил на роль любящего и понимающего родителя. Гордыня привела его к безмерному самолюбию, стиранию границ норм морали, пренебрежению к другим: «Люди для него — мыши». Как мог такой человек понять и принять собственного сына? Никак, он не способен любить никого, кроме себя.

Удивительно, но юный Долгорукий наделен совестью, по-своему умён и наблюдателен. Беспорядок же в сознании главного героя связан с его нравственной незрелостью, которая привела его на путь«великого грешника»: он пустился«во все тяжкие, чтобы затем преобразиться через исповедь».

Писатель смог проникнуть в душу юнца и увидел в ней связь тёмного и светлого, низменного и высокого. Фёдор Михайлович описал те противоречивость и непредсказуемость, что таятся в сердцах каждого молодого человека.  Тема становления подростка человеком вечна, и все мы, в какой-то степени, перерождение души Долгорукого-младшего.


Новости Вологды, а также новости Вологодской области