Примерова Екатерина Евгеньевна

Межрегиональный конкурс эссе

«Достоевский и современность»,

посвящённый 200-летию со дня рождения великого русского писателя

15 февраля — 15 октября 2021 года


ПОЛОЖЕНИЕ      ЗАЯВКА      РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ


Примерова Екатерина Евгеньевна,
обучающаяся МАОУ «СОШ № 23»,
г. Великий Новгород.

(Текст опубликован в авторской редакции)

Произведения Федора Михайловича Достоевского являются истинной классикой русского литературного искусства, а настоящая классика, как известно, вечна и незыблема. Темы, которые Достоевский затрагивает в своих произведениях, служат предметами многочисленных споров и по сей день. Нравственные вопросы, которые Федор Михайлович Достоевский задавал в своих романах, кажутся неразрешимыми. Как пример можно привести роман «Преступление и наказание», в котором главной дилеммой является отношение читателя к Родиону Раскольникову и его ужасающему поступку. С одной стороны, Раскольников пошел на убийство, изменил всем принципам нормальной человеческой жизни, и его никак нельзя оправдать. Но, если посмотреть с другой стороны, он просто крайне увлекающаяся натура, которую всецело поглотила идея бонапартизма, так сильно распространенная в то время, и к нему можно и нужно испытывать сострадание. С этой точки зрения он — не хладнокровный и безжалостный убийца, а жертва общественного течения.

Другой пример неразрешимого вопроса — отношение читателя к князю Мышкину, главному герою романа «Идиот». К нему можно относиться по-разному. Кто-то считает его душевнобольным, очень странным и просто не приспособленным к тем условиям жизни, в которые он попал. Другие же утверждают, что он — жертва условий, жертва того жестокого и беспринципного общества, в котором он оказался. Его простота, духовная открытость и доброта оказались не нужны в той среде, в которую его поместила судьба. Он — Христос, который оказался не на своём месте и не справился с ношей, возложенной на его плечи.

Практически все произведения Федора Михайловича Достоевского лейтмотивом проносят в себе идею противостояния общества с человеком, который в это общество не вписывается. В этом чувствуется влияние творчества Николая Васильевича Гоголя, которого Достоевский очень уважал, недаром Федор Михайлович так любил повторять фразу: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Но, в отличие от произведений Николая Васильевича Гоголя, герои Достоевского не просто «маленькие люди», это скорее слияние двух классических образов русской литературы — «маленького» и «лишнего» человека. Образы его героев очень глубоки и многогранны, именно поэтому вокруг его произведений ведется такое большое количество споров, и именно поэтому Достоевский оказал влияние на огромное количество творческих деятелей по всему свету. Франц Кафка, Харуки Мураками, Акира Куросава и другие — все они восхищались гением Федора Михайловича Достоевского. Его описания были настолько глубоки и точны, что иногда, находясь в какой-то сложной жизненной ситуации, поневоле вспоминаешь эпизоды из его произведений, и именно в такие моменты понимаешь всю силу его творческой натуры. Поэтому Достоевский является одним из самых важных литераторов за всю историю.


Новости Вологды, а также новости Вологодской области