Антонова Арина Сергеевна

Межрегиональный конкурс эссе

«Достоевский и современность»,

посвящённый 200-летию со дня рождения великого русского писателя

15 февраля — 15 октября 2021 года


ПОЛОЖЕНИЕ      ЗАЯВКА      РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ


Антонова Арина Сергеевна,
обучающаяся ГБОУ «СОШ № 91»,
г. Санкт-Петербург.

(Текст опубликован в авторской редакции)

Фёдор Михайлович Достоевский, создатель бессмертных образов в литературе. Герои его произведений, которые жили почти два века назад совсем в других условиях, оказываются такими понятными и даже близкими, благодаря великому мастерству Достоевского.

В наше время так же живут своевольные, но несчастливые женщины (Настасья Филипповна), «русские мальчики» революционеры (Ставрогин, Верховенский, Шатов), интеллектуалы-безбожники (Иван Карамазов, Версилов),  отцы, оставившие своих детей (Федор Карамазов, Версилов).

Даже самое больное и уродливое поведение человека оказывается естественным и неизбежным при понимании всех процессов, которые происходили в сознании этого человека. Таким образом,  Достоевский умел объяснить и отчасти оправдать самые ужасные поступки, предложить шанс на прощение и показать путь к этому прощению — путь веры. Думаю, что такой же путь Достоевский видел и для всей страны. В его творчестве идея веры является одной из основных. Вера в самобытность русского народа, в особый путь развития с помощью христианства. Вот слова Шатова: «Всякий народ до тех пор только и народ, пока имеет своего Бога особого, а всех остальных на свете богов исключает без всякого примирения»,  и ещё: «Если великий народ не верует, что в нем одном истина, если не верует, что он один способен и призван все воскресить и спасти своей истиной, то он тотчас же обращается в этнографический материал, а не в великий народ». Возможно, Достоевский не до конца согласен с мыслями Шатова,  но, тем не менее, я считаю, что это близко к его личной позиции. Достоевский прямо даёт рецепт этого достижения в «Дневнике писателя»: «В русском христианстве, по-настоящему, даже и мистицизма нет во все, — в нем одно человеколюбие, один Христов образ».

Сегодня, несмотря на строительство сотней  храмов по всей России, забывается Христов образ, вера утрачивается. Писатель и здесь даёт ответ, почему и как это происходит.  В «Записках из подполья» он пишет: Я нисколько не удивлюсь, если вдруг ни с того, ни с сего среди всеобщего будущего благополучия возникнет какой-нибудь джентльмен, упрет руки в боки и скажет нам всем:

-А что, господа, не столкнуть ли нам все это благополучие с одного разу, ногой, прахом, единственно с той целью, чтобы все эти логарифмы отправились к черту и чтобы нам опять по своей глупой воле пожить?»

А Петр Верховенский так говорит о теории Шигалева: ««Горы сравнять, — хорошая мысль, не смешная. Не надо образования, — довольно науки. И без науки хватит материалу на тысячу лет, но надо устроить послушание.

Мы уморим желание. Мы пустим пьянство, сплетни, доносы».

Мы часто слышим о некоем особом Русском пути, смысл которого смог раскрыть Достоевский в своих творениях. Его герои, ищущие и сомневающиеся, сломленные и несчастные, в поисках истины дают нам подсказки, и понимание той самой загадочной русский души и указывают путь спасения, но мы слишком заняты теми же исканиями доброго и вечного,  и терзаемся личными трагедиями, и все повторяется вновь и вновь.

 


Новости Вологды, а также новости Вологодской области