Перелыгина Софья

Межрегиональный конкурс эссе

«Достоевский и современность»,

посвящённый 200-летию со дня рождения великого русского писателя

15 февраля — 15 октября 2021 года


ПОЛОЖЕНИЕ      ЗАЯВКА      РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ


Перелыгина Софья

(Текст опубликован в авторской редакции)

Высокая нравственность и полная аморальность, тишина провинциальной деревни и шум большого города, прелесть невзаимной влюблённости и уродливость взаимной ненависти – мир держится на сочетании противоречий.

Когда при мне начинают мечтать об идеальностях – будь то идеальные работа, возлюбленный или политическое устройство государства, — во мне просыпается подсознательный Аристотель, и я с трясущимися руками начинаю доказывать, что ничего идеального быть не может. И дело не только в том, что идеальное для одних может оказаться вредным для других. Без конфликта человек не имел бы интереса к жизни – в чём смысл простого безмятежного существования? Человеку нужны страдания. Борьба. Катарсис.

Так вышло, что из русских классиков о том, что «страдать надо, страдать – а потом стихи писать» первым сказал именно Достоевский. А зачем страдать? – а чтобы быть счастливым.

– Что?! – спросите вы.

– А вот, – загадочно улыбнусь я.

Классик врать не станет (и уже не сможет, по понятным причинам), но понять смысл противоречивого мнения Достоевского вполне возможно, если понять самого автора.

Вся его биография есть одна гигантская дуальность: путь от революционера к убеждённому монархисту, сочетание в себе талантливого писателя и посредственного, даже неудачливого игрока, глубокое религиозное самоотречение и обыкновенное человеческое себялюбие…  Представьте, каково было людям, входившим в его близкое окружение.

Двойственность в личности автора не могла не отразиться в его произведениях: если присмотреться, то можно заметить, что подавляющее большинство рассказов, повестей и романов Достоевского построены на приёмах антитезы и оксюморона.

О чём «Бедные люди»? – о столкновении материальной бедности и духовного богатства. «Белые ночи»? – о столкновении мечты и реальности. «Преступление и наказание»? – о невозможности соответствия теории и практики. Даже в коротком рассказе «Елка и свадьба» драма героев и сюжет строятся на противопоставлении «елки» как символа детства и «свадьбы» как этапа взросления. А «Бесы» – это одна огромная двойственность в лице Ставрогина, имя которого буквально можно понимать как синоним неоднозначности.

Достоевский любил описывать внутреннюю борьбу и любил показывать, как человек в ней проигрывает, не в силах превозмочь либо свои слабости, либо социальные установки. Но в своих произведениях он не осуждает человека за это, не обличает, не бичует людскую неспособность к счастью, а относится к ней с состраданием и сострадания же просит у читателя.

Потому, как сказал булгаковский Бегемот, «Достоевский бессмертен». Сострадание – не это ли нужно современному миру со всем его эгоизмом, высокомерием и культом сильном личности, чуждающейся искренних чувств? Не сострадание ли к ближнему  делает человека человеком?..

В последнее время интерес к классической литературе (и к произведениям Достоевского в частности) среди школьников и студентов значительно возрос – этому поспособствовали многочисленные высококачественные экранизации. В связи с этим некоторые современные мыслители считают, что низведение литературы с позиции элитарной классики до уровня масскульта – нечто противоестественное и извращённое; другие, наоборот, видят в этом лишь позитив: молодёжь по собственной воле стремится к Искусству, что ж здесь плохого? Даже здесь двойственность мнений, ничего не меняется.

Но истина в том, что такой неоднозначный человек, как Достоевский, стал классиком и сохраняет своё влияние (через почти полтора века после смерти!) не по воле исторической удачи. Он сам подобен миру, который описывал; он понял его как никто другой, и мир поверил ему – и вера эта сохраняется по сей день и сохранится до тех пор, пока нет будет чёткого разграничения «хорошего» и «плохого», пока люди будут пытаться идти к счастью вопреки страданиям, пока человек способен сочетать несочетаемое.

– Понимаете?! – спрошу я вас в конце, когда тот же внутренний Аристотель успокоит мои трясущиеся руки.

Вы промолчите: сострадание – это в первую очередь чувство, а потом слово.


Новости Вологды, а также новости Вологодской области