Межрегиональный конкурс эссе
«Достоевский и современность»,
посвящённый 200-летию со дня рождения великого русского писателя
15 февраля — 15 октября 2021 года
ПОЛОЖЕНИЕ ЗАЯВКА РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ
Ефимова Стефания Сергеевна,
студентка БПОУ ВО «Череповецкий
строительный колледж им А. А. Лепехина»,
Вологодская область.
Педагог:
Белавина Надежда Михайловна.
(Текст опубликован в авторской редакции)
На волне FM[1]-современности
(Достоевский как робот-андроид, или о духовности по-новому)
Фигура Ф.М. Достоевского и в XXI веке остается значимой для читателей всего мира, однако тенденции современной культуры и общества потребления таковы, что все чаще наблюдаются попытки сократить дистанцию между «сакральным» и «профанным», «высоким» и «низким». Портреты Достоевского сегодня можно увидеть на толстовках и футболках, брелках и чехлах для телефонов, канцелярской и алкогольной продукции, в виде граффити на городских стенах и даже татуировок; имя писателя носят хостелы и кафе; его произведения, неоднократно экранизированные, уже переведены в формат комиксов; сам творец – объект популярных сегодня мемов; он упоминается и в музыкальных текстах нынешних исполнителей. К этому можно относиться по-разному, но нельзя отрицать тот факт, что, возможно, начав знакомство с фигурой писателя в таких постмодернистских, или, если пользоваться сленгом моего поколения, – «прикольных», то есть игровых и креативныхформатах, юный читатель придет и к творчеству Федора Михайловича: его романам, рассказам и повестям, дневникам и публицистическим текстам.
Чуть более года назад в сети я увидела мультипликационный видеоклип на новую песню Вячеслава Бутусова (мои родители всегда были поклонниками рок-группы «Наутилус Помпилиус») и его авторского проекта «Орден Славы» под названием «Идиот»[2]. Согласно сюжету, действие происходит зимой в постапокалиптическом Санкт-Петербурге: по декорациям и деталям зритель понимает, что был проведен некий эксперимент по «репликации» русских писателей (Пушкина, Достоевского, Чехова и пр.), то есть создали «киборгов» с искусственным сознанием, куда загрузили их тексты. По чьей-то задумке, это, мол, должно было поднять уровень культуры. Писатели-«киборги» ожили, ужаснулись от происходящего вокруг, стали некими всадниками Апокалипсиса и объявили войну человечеству, погрязшему в бездуховности и потребляющему суррогатный контент.
Именно фигура анимированного Федора Михайловича, спасенного некоей участницей подпольного сопротивления – ее ник «Мармеладка», – становится символом надежды человека будущего на спасение. «РобоДостоевский» не был бы Достоевским, если бы перед лицом смерти не подал руку гибнущему врагу, тем самым возродив его для жизни (вспомним притчу о Лазаре, читаемую Соней Раскольникову в известном всем романе). Именно духовно возродившийся «убийца» писателя довершает миссию Достоевского и спасает духовно погибшее человечество. Анимированный видеоклип, как и текст композиции, содержит немало религиозных символов и деталей, которые открываются зрителю после неоднократного просмотра. Казалось бы, анимация, казалось бы, современная музыка, но истинный Достоевский не утратил глубины после современного прочтения, а более того – требует знания романного и библейского контекста для понимания сюжета.
С учетом падения интереса нынешнего поколения к чтению полагаю, что современные форматы «нового» прочтения классики – это один из способов вернуть подростков к литературе, а творчество Достоевского, как и его жизнь, останутся той чашей Святого Грааля, которую вряд ли сможет разрушить пыль современности.
[1]FM – инициалы имени и отчества Достоевского Ф.М. на латинице.
[2] Бутусов В. И «Орден Славы», «Идиот». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=mvK7EcuptiY.