Рычкова Анастасия Алексеевна

Межрегиональный конкурс эссе

«Достоевский и современность»,

посвящённый 200-летию со дня рождения великого русского писателя

15 февраля — 15 октября 2021 года


ПОЛОЖЕНИЕ      ЗАЯВКА      РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ


Рычкова Анастасия Алексеевна,
обучающаяся МБОУ «Тотемская СОШ № 3»,
г. Тотьма, Вологодская область.

(Текст опубликован в авторской редакции)

— Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.

— Протестую, — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен!

М.А.Булгаков, «Мастер и Маргарита»

«Достоевский и современность» – звучит как «Преступление и наказание». Только Достоевский – имя громкое и великое.А современность –эпоха Интернета,когда вместо книжных страниц – электронные, а вместо классики – постмодерн, ибогатство русского литературного языка постепенно теряется в конкретике и лаконизме.Расстояние от одного до другого кажется непроглядной пропастью, бездной. Стало быть, ещё пару лет – и классика будет забыта. Но это не так.

У Достоевского есть оружие намного мощнее времени – эмоция. Живая, человеческая эмоция, которую он мастерски куёт в сердцах людей с помощью своего неповторимого мастерства. Каждое слово в его прозе выстрадано и выколото по буквам им самим: в монологе князя Мышкина из «Идиота» слышны внутренние терзания Достоевского перед отменённой смертной казнью, прижизненная бедность писателя отразилась на семьях Раскольниковых и Мармеладовых, в романе об убийстве как верующий и православный человек Фёдор Михайлович пишет о Боге и Евангелие…Он изображает реальность через личностное восприятие, что нередко препятствует пониманию его искусства, если читатель не ощущал этого ранее. Но в том и состоит ключ к разгадке произведений писателя: в них человек видит только то, что хочет видеть, смотрит так глубоко, насколько его жизненный опыт позволяет ему заглянуть, там можно найти всё, что он презирает и что считает ценным, вне зависимости от времени, в которое живёт.

Прошлое переплетается с настоящим неразрывной нитью событий, и современность сейчас – лишь её крохотная часть, которой суждено когда-нибудь слиться с общим ходом истории, открыв дорогу в будущее. Но чем дальше бежит время от Достоевского, тем болеепророческим становится его творчество и тем сильнее сплачивается круг его ценителей.19 век: в критической статьеВ.Г.Белинского о дебютном произведении писателя – романе «Бедные люди» читаем: «Раздались громкие похвалы и громкие порицания, начался спор. Это движение доказывало, что дело идёт о произведении и таланте, выходящих из ряду обыкновенных явлений…».20-й: «Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что его читая — как будто не другого кого-то читаешь, а слушаешь свою же душу, только глубже, чем обычно, чем всегда» — отзывается о нём критик В.В. Розанов.21-й. Мне около 13. Решив скрасить вечер новой историей, наткнулась на роман Ф.М.Достоевского «Бедные люди». Не зная ни его имени, ни о том, кто он. Я тогда впервые заплакала над книгой.Читаю и думаю: «Я то же самое чувствую, вот совершенно так, как и в книжке!». А это пишет Варе Макар, ошеломлённый после отправленного ему «Станционного смотрителя» А.С.Пушкина, увидев в судьбе Выринасебя. И ещё тысячи человек разных эпох и поколений подумали то же самое, и, должно быть, также всплакнули.

И это потрясающе. В такие моменты понимаешь, что нет никакой пропасти, нет современности, когда речь заходит о Достоевском. Просто держишь в руках пожелтевшие книжные страницы, и вот он – Фёдор Михайлович, вот они – его современники, вот наши деды, а вот мы. И все соприкасаются краешком судеб на одних и тех же книжных страницах под куполом общечеловеческого начала, и где-то глубоко внутри зарождается единое великое чувство, имя которому – любовь – машина, штампующая поколения.

Достоевский есть современность.


Новости Вологды, а также новости Вологодской области