Дикунова Варвара Алексеевна

Межрегиональный конкурс эссе

«Достоевский и современность»,

посвящённый 200-летию со дня рождения великого русского писателя

15 февраля — 15 октября 2021 года


ПОЛОЖЕНИЕ      ЗАЯВКА      РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ


Дикунова Варвара Алексеевна,
обучающаяся 11 «А» класса
МОУ «Лицей г. Вольска Саратовской области».

Руководитель: Воронина Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы.

(Текст опубликован в авторской редакции)

Федор Михайлович Достоевский — знаменитый писать девятнадцатого столетия. Его детища всегда отличались глубоким психологизмом, его герои- вдумчивостью, трагичностью судьбы. Именно с его подачи Петербург для некоторых представляет собой город с преимущественно болезненной желтой архитектурой, где нечего делать «без гроша», как когда-то сказал герой популярного романа «Преступление и наказание». Читая произведения Ф.М. Достоевского читатель невольно начинает сопереживать героям, часто проживать их эмоции, действия. Многие считают писателя психологом, однако, как он сам всегда говорил, он лишь реалист в высшем смысле, то есть изображает все глубины человеческой души.

 Но как же относятся к Ф.М. Достоевскому в наши дни? Нужно ли читать его произведения? Мнения разнятся. Мы знаем, что искусство современного мира представляет собой отсутствие стремления отражения бытия. Оно не старается достигнуть идеализированной красоты, изящества или гармонии. Современное искусство наоборот старается быть непохожим друг на друга, отличаться нестандартными формами, рифмами. Оно не боится экспериментов, не боится бросить вызов общественности. Говоря о современном искусстве, едва ли возможно обозначить его формальные признаки или назвать какие-то определенные стили в отличие от возникших и оформившихся ранее реализма, модернизма и других. Очень часто авторские произведения искусства не находят понимания. Для большинства это выглядит непонятной попыткой самовыражения отдельно взятого человека. Это конфликт между читателем и творцом. Неоднократно создатели пытаются выйти за рамки привычных представлений об искусстве, разрушить стереотипы, не учитывая пожелания «потребителей» искусства. Спрос наших современников часто разнится: некоторые хотят прикоснуться к искусству, чтобы отдохнуть душой, не задумываясь о смысле того, что они лицезрят или читают, а кто-то ищет ответы на вопросы или пытается вдохновиться.

Рассматривая первый случай, можно предположить, что проза Ф.М. Достоевского не развлекательного характера, она заставляет задуматься о бытии и его смысле. Помещение героев в тяжелую атмосферу создает особое напряжение читателя. Также все в произведениях писателя-психолога направлено на их обсуждение: все одушевленное и неодушевленное полемизирует, кричит и шепчет об идеях, порабощающих человеческое существо. Ф.М. Достоевский ведет читателя по закоулкам сокровенных помыслов персонажа, поэтапно открывая хронику его душевных перемен. Писатель, изображая героя преимущественно в состоянии кризиса, полагал, что это необходимая мера для полного выявления и осмысления всех душевных метаморфоз, приводящих к «заражению» губительной идеей. Чтобы осознать прочитанное и провести анализ произведения недостаточно простого поверхностного восприятия информации, которое используется человеком для отдыха.

Говоря о людях, которые стремятся найти ответы на насущные вопросы или порассуждать о вечных проблемах, а также психике человека, можно полагать, что романы Ф.М. Достоевского помогут разобраться в вышеперечисленном. Писатель в свою очередь анализирует, ищет причины и мотивы того, что побудило героя к принятию того или иного решения. В связи с этим психологический метод писателя следует охарактеризовать как «мотивационный». Разбираясь в мотивах совершенного поступка, Ф.М. Достоевский как бы «выворачивает» наизнанку душу героя. Персонажи хотят быть услышанными для того, чтобы снять с души тяжелый камень преступления или просто-напросто выплакать точащую душу боль. Именно поэтому Достоевский уделяет наибольшее внимание работе над речевыми приемами: речевой характеристике; изображению внешних проявлений внутренней жизни героя; внутренним монологам, диалогам и т.д. Важный принцип писателя-психолога состоял в решительном понимании того, что личность всегда исключительна и многосоставна. Размышления Ф.М. Достоевского, которые он вкладывает в свои произведения, помогают разобраться в сущности бытия, обличить причины человеческих пороков. Писатель объясняет абсолютную ценность личности.

Теперь же можно задаться вопросом: как повлиял Ф.М. Достоевский на развитие современного искусства. Как нам известно, он творил в направлении «реализм», сущность которого заключается в правдоподобной передаче действительности, без прикрас. В сочинениях писателя перед нами предстают герои, «сконструированные» иначе, чем это предполагала философия «натуральной школы». Достоевского волнует не столько бедственное положение персонажей, сколько их душевные противоречия, конфликт борющихся добра и зла, проясняющий истинную ценность человеческой личности. По мнению писателя, человек не только живет, но еще сочиняет свою жизнь, что, в принципе, равноценно. Ф.М. Достоевский внес необычайно большой вклад в развитие психологизма в литературе. Он постоянно рассуждает о том, может ли человек быть откровенным, прежде всего, с собой.

Таким образом, важно еще раз отметить, о всепроницающем психологизме Ф.М. Достоевского, его мастерстве и несравненном таланте проникать в самые потаенные уголки человеческой души. Проза писателя часто находит отклик в сердцах современников, выделяя определенные грани жизни и осмысливает жизненные явления и процессы. Посредством глубокого изображения психологических процессов личности читатель любой эпохи приобщается к непреходящему содержанию литературы: к напряженным и страстным поискам своего места в жизни, своего отношения к ней. Способ прихода к творчеству Ф.М. Достоевского часто зависит от потребностей человека. Часто за это отвечают осознанность, готовность к размышлениям о мировоззрении и поиску ответов на насущные вопросы.


Новости Вологды, а также новости Вологодской области