Захаров Андрей Артемович

Межрегиональный конкурс эссе

«Достоевский и современность»,

посвящённый 200-летию со дня рождения великого русского писателя

15 февраля — 15 октября 2021 года


ПОЛОЖЕНИЕ      ЗАЯВКА      РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ


Захаров Андрей Артемович,
студент 3 курса исторического факультета
Стерлитамакского филиала БашГУ,
Республика Башкортостан.

(Текст опубликован в авторской редакции)

Сегодня творческий гений Ф. М. Достоевского едва ли может быть оспорен. Лишь в его работах дикий, бурлящий идеями текст может уживаться с мягкой формой романистического изложения, что заставляет лишний раз убедиться в абсурдной, но крайне очаровательной двойственности русской души.

Задумываясь, нужно ли сегодня читать работы Достоевского, мы изначально задаемся неверным вопросом. Ведь его произведения нужно не столько читать, сколько понимать, с чем сегодня наблюдаются серьезные проблемы. Все начинается со школы. Первое крупное произведение, с которым традиционно сталкиваются десятиклассники, это «Преступление и наказание», роман, наполненный тяжестью русских судеб.

Фигура Раскольникова уже давно стала достоянием массовой культуры, и сегодня сложно встретить человека, не слышавшего о его авантюре. Но куда труднее будет найти того, кто смог бы разглядеть волюнтаристическую идею, стоящую за поступком героя. Ведь, вверяя разбор столь многослойного произведения рядовому учителю литературы, мы, сами того не желая, навсегда прочерчиваем непреодолимую границу между школьной необходимостью и личным интересом ученика.

Даже учитель, всем сердцем преданный своему предмету, далеко не всегда имеет ту необходимую философскую базу, позволяющую распутать комок витиеватых образов и идей великого писателя. Поэтому в большинстве школ знакомство с Ф. М. Достоевским строится на применении плоских, заведомо неверных штампов. Едва ли найдется хоть один любитель «русского пятикнижия», еще не уставший от сравнения ницшеанской идеи «сверхчеловека» с выбором, совершенным Раскольниковым.

Мы считаем, что к прочтению Достоевского стоит подходить в более осознанном возрасте, имея за спиной не только опыт, но и отточенную мысль. Поэтому куда более продуктивным было бы при составлении соответствующего параграфа использовать упрощенные конспекты работы Н. А. Бердяева и Л. И. Шестова, объясняющие суть миропонимания автора. А небольшие вкрапления из самого произведения позволили бы ознакомиться с оригинальным текстом литератора, уловить особенности его письма.


Новости Вологды, а также новости Вологодской области