Прокопьева Лидия Сергеевна

Межрегиональный конкурс эссе

«Достоевский и современность»,

посвящённый 200-летию со дня рождения великого русского писателя

15 февраля — 15 октября 2021 года


ПОЛОЖЕНИЕ      ЗАЯВКА      РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ


Прокопьева Лидия Сергеевна,
обучающаяся ГБОУ МО «Одинцовский
«Десятый лицей»,
Московская область.

(Текст опубликован в авторской редакции)

Существует большое множество “вечных” произведений классиков, т. е. таких, которые полезно перечитывать в любое время, и их правильность и поучительность относительно моральных и традиционных устоев культурного общества остается неизменной. Но все же не любое взятое из подобных произведение можно назвать актуальным. Актуальность – очень узкое и грубое понятие, под ним скорее подразумевают «поднимающий насущные, нашумевшие в последние дни события и споры». Актуальность — это что-то громкое, кричащее, непостоянное, нечто такое, что выстрелит и забудется на продолжительный срок.

Произведения Ф. М. Достоевского я бы не назвала актуальными. В моем понимании, они никогда таковыми и не являлись. Темы и вопросы, которые поднимает Достоевский, никогда так остро не стояли в масштабах всего народа или всей страны. Скорее с такими душевными метаниями мог столкнуться один конкретный человек, потерянный и потерявший надежду обрести счастье в людях вокруг, в самый несчастный или переломный момент своей жизни.

За повествованием Достоевского и его вербальными посылами очень тяжело уследить и уложить их у себя в голове. Они требуют долгого обдумывания и вызывают противоречивые чувства. Возникают моменты, когда нам кажется, что значение его завуалированной фразы раскрылось так ясно и речь идет именно об этом аспекте жизни общества, а иногда совершенно непонятно, что автор хотел сказать, подчеркнув в своем рассказе определенную деталь.

Когда оказываешься в читательском обществе и не являешься авторитетным оратором очень легко потерять способность мыслить и оценивать самостоятельно. Поэтому мне кажется, что чтение таких тяжелых произведений не для всех одинаково полезно, не для всех является путем саморазвития и расширения кругозора. Огромное количество мнений со стороны компетентных научных деятелей и любителей, дилетантов в вопросах литературы, мешает прочувствовать произведение и составить свое личное отношение к роману. Это притупляет чувствтительность и чуткость к подобного рода произведениям и читатель начинает «стричь всех под одну гребенку», боясь мыслить не так, как все. Страшась углубляться, копать дальше, искать свой личный смысл, то, что поможет  открыть в себе силы совершить то, что зреет в сознании, но решение действовать еще не было принято из-за нерешительности и крупных сомнений.

Этим эссе я бы хотела призвать людей не бояться строить свое мышление иначе чем другие, меньше посещать лекции, анализы и разборы, с целью узнать научное общепринятое объяснение той или иной фразе или посылу русских и зарубежных классиков. Это неправильно. Делайте выводы, которые будут полезны для вас, проецируйте ситауции из книг, недостатки и привычки главных героев только на свою жизнь. В этом заключается развитие и обучение через книги. 

Несмотря на ощутимую болезненность, затхлость, которой пропитаны истории Достоевского, нездоровую желтизну, раздавленное состояние подверженного гнету главного героя, несмотря на осознание его ничтожности и слабости перед независящими от него обстоятельствами ( в этих ситуациях читатель может сопоставить с главным героем себя ),  произведения Ф. М. Достоевского добавляют читателю силы духа, веры в собственные силы и желания жить счастливо для себя. Произведения Достоевского – кладезь глубоко скрытых, но простых житейских мудростей, которые каждый человек способен вычленить из потока повествования лично для себя. Которые помогут вырваться из череды самых мрачных дней Вашей жизни, открыть для себя отдушину, способную помочь только Вам.

 


Новости Вологды, а также новости Вологодской области