Православные храмы, многочисленные когда-то на российской земле, были единственной точкой отсчета земной жизни для многих поколений. Они буквально заполняли обжитое пространство, определяя образ городов, сел и деревень.
В Вытегорский край свет православной веры принесли новгородские монахи-миссионеры. Освоение Севера новгородцами началось в XI-XII в.в. с целью расширения территорий для лесного и рыбного промыслов. Наряду с промысловыми людьми в наши края шли и люди священного чина, которые активно занимались православным просвещением. С XIV века усилилось движение иноков в «пустыни» — уединенные места, выбираемые подвижниками для молитвенного подвига.
В Новгородской республике (1136 — 1478 гг.) существовала практика передачи земельных владений от дедов — отцам, от отцов — сыновьям. Такие наделы именовались «дединами» и «вотчинами». Иногда земельные владения бояр передавались не по наследству, а лицам духовного сословия, церквям и монастырям «на помин душ своих родителей» или «на помин собственной души». Так в вытегорских краях появились владения новгородских монастырей — Юрьевского и Хутынского.
К XIV веку сложились основные погосты Обонежской пятины. Расположенные в Восточной Карелии, Заонежские погосты делились на 4 стана: Оштинский, Олонецкий, Вытегорский и Водлозерский (Переписная книга Ивана Дивова, 1657 г.). В своем первоначальном значении погост — это центр сельской общины, где есть церковь и при ней кладбище. Погосты имели двойное название: первое — по главной церкви погоста, второе — по основному географическому пункту. Самыми крупными погостами Вытегорского края были: Никольский Андомский, Покровский Вытегорский, христорождественский Мегорский, Никольский Оштинский. Центром каждого погоста был храм. Церкви были не только религиозными центрами округи, но также общественными и культурными.
Застройка церквей Вытегорского уезда была до XVIII века исключительно деревянной. Лишь в конце XVIII века в некоторых наиболее крупных приходах рядом с деревянными появились и каменные церкви. По сведениям начала XX века количество приходов в уезде было следующим: на 1799 год — 34, на 1910 — 37.
Центр Оштинского погоста — село Ошта было главным центром Заонежских погостов и местом пребывания воевод, направленных в эти погосты. Еще в начале ХХ века в центре села стояли две красивые церкви: деревянная Николаевская (1791) и каменная Богоявленская (1807). К сожалению, сведений о них в Вытегорском краеведческим музее не нашлось по той причине, что Оштинский погост относился когда-то к Лодейнопольскому уезду. Не сохранились и сами церкви. Каменная была разрушена в годы Великой Отечественной войны, деревянная скорей всего в то же время. Остались только их фотографии.
Церковь Рождества Христова в селе Мегра была построена в 1791 году «тщанием» купцов Адриана Попова, Федора Мухина и Егора Клюнина. К церкви были приписаны 16 часовен. Располагалась церковь недалеко от того места, где раньше стояла старая, на самом берегу реки. Расположение старой церкви было неудобным. Место было низкое и во время половодья жители, случалось, не имели возможности хоронить умерших. Поэтому новую церковь построили на более высоком месте. А с постройкой старой церкви связана интересная легенда. Когда население села возросло, появилась надобность в церкви. Собрали деньги на строительство, осталось только решить, где построить. Кто-то предложил срубить дерево и пустить по течению реки. Где оно остановится, там и строить церковь. Так и сделали.
В Олонецких губернских ведомостях мегорская церковь Рождества Христова упоминается в связи с одним необычным событием. 25 февраля в Мегре случилась гроза с молнией. По рассказам очевидцев, с самого утра в этот день дул сильный ветер, к полудню потеплело. С 2-х часов ветер переменился и похолодало. Ветер со снегом так усилился, что обратился в вихрь или даже ураган. При этом слышно было до пяти громовых ударов. Последний был столь сильным, что навел страх на жителей. Перед последним ударом сверкнула молния, и весь погост озарился ярким светом. Затем начал падать град, величиной с горошину. От грозы остались повреждения на церкви. В верхнем и нижнем этажах на вызолоченных карнизах иконостаса остались черные полосы и темные пятна.
Каменная церковь Рождества Христова до наших дней не сохранилась. Она была разрушена приблизительно в 40-е годы ХХ века. Церковь была разобрана на кирпичи, а кирпичи разнесены по домам жителями села и частично использованы на ремонт дороги через Кондушское болото. Это болото примечательно тем, что в селе Кондуши, которое находится на противоположном от Мегры берегу, его называют Понизовским. На это же болото были вывезены кирпичи разрушенной каменной церкви в с. Кондуши.
До наших дней сохранилось устное предание о возникновении Кондушского прихода и построении на этом месте первоначальной часовни во имя Святителя Николая Чудотворца. Суть предания в следующем. Первый житель прихода был охотником. Однажды, отправившись на промысел, заблудился он в лесу и долго плутал. Под угрозой голодной смерти обратился охотник с усердною молитвой к Святителю и Чудотворцу Николаю и дал обет о построении часовни. По прошествии некоторого времени вышел он на знакомую тропу и, вернувшись домой, исполнил обещание. Но появилось другое затруднение — где взять образ Святого? И обратился охотник с молитвою к Господу за помощью. И в одну из ночей пришел в дом крестьянина незнакомец, предложивший написать икону, а написавши ее, ушел скрытно. Так была устроена первая часовня в Кондушском приходе. Относительно же образа Святителя, так чудесно написанного, и церковная летопись упоминает, что икона еще до литовского разорения была, а впоследствии перенесена из часовни в церковь деревянную.
Каменная церковь Воскресения Христова в Кондушах была построена на деньги прихожан в 1698 — 1721 годах. Этот храм не имел себе равных по красоте в округе. Его стены видели Петра I и Александра I. Эта величественная двухэтажная церковь стала первой каменной постройкой на огромном пространстве от Белозерска до Александро-Свирского монастыря. Храм имел множество святынь, почитаемых верующими. В иконостасе храма был и образ святого Николая Чудотворца, украшенный «серебряною ризою с дорогими каменьями в венце». Говорили, что это та самая икона, которая была написана неизвестным странником.
При церкви стараниями местного священника протоирея Дмитрия Васильевича Смирнова было создано 2-классное женское училище. Священник за свои труды и старания дважды удостаивался благодарности самого Его Величества Государя Императора Александра Николаевича.
Не сохранилась до наших дней и прекрасная Троицкая каменная церковь в селе Андома. Построена она была в 1811 году «усердием» вытегорского купца Косьмы Матвеевича Голашевского. Церковь была поделена на две половины: холодную и теплую. Имела каменную же колокольню 26 сажен. Прихожан при ней было 3520 душ обоего пола. В приходе насчитывалось 13 часовен, 4 училища: мужское, женское, смешанное и церковно-приходская школа, в которых обучалось более 200 человек.
14 апреля 1913 года в день Святой Пасхи во время вечерни случилось событие, которое было отражено в Олонецких Епархиальных Ведомостях за 1915 год. Во время разыгравшейся грозы молния ударила в шпиль колокольни. Начался пожар, который быстро потушили. После был проведен ремонт на собранные прихожанами деньги. То, что осталось от некогда прекрасного здания церкви, сейчас представляет собой заброшенные руины.
Особое своеобразие придавали погостам и деревням храмы. Как цветы в обрамлении северной природы вырастали в наших вытегорских краях церкви. Красота древнерусских храмов достигалась, в основном, за счет идеальных пропорций. Это в полной мере можно отнести к деревянной церкви Ильи Пророка, расположенной на берегу реки Андомы в центре села Самино. Это яркая представительница шатровых храмов — наиболее древних (XVI-XVII вв.).
Саминская церковь Ильи Пророка была заложена в 1692 году и освящена в 1702 году, это самый древний памятник деревянного зодчества на территории нашего района. В наши дни церковь — памятник архитектуры республиканского значения. Имеются описания внешнего вида и внутреннего убранства церкви за 1873 год. Иконостас Ильинской церкви был 4-х ярусным с местными, деисусными, праздничными и пророческими чинами (на одной доске). Отреставрированный иконостас находится в музее. А церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1897), стоявшая рядом, не сохранилась. Она разрушилась не так давно.
Особенной живописностью привлекала церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Девятины. Она была построена в 1770 году и напоминала Николаевскую церковь Оштинского погоста постройки 1791 года.
О возникновении села Девятины существует несколько красивых преданий, одно из которых гласит следующее. Когда строили Мариинский водный путь, копали канаву для корабельного хода, труд был каторжный, начальство немилостивое. И вот один работник копач, по имени Дементий Лисицин, ушел со строительства в овраги Собачьи Пролазы и ватагу свою увел, ставши разбойником. К нему, в буераки непролазные, стали приходить люди, и был, говорят у этих разбойников даже свой священник. Жили они в землянках, богатых грабили, а бедным добро раздавали. После неудачного нападения на купца Лопарева про дементьевскую ватагу долго ничего не было слышно, вплоть до войны 1812 года.
А на Бородинском поле вдруг появилось мужицкое войско — кто с косами, кто с вилами, иные с дубьем, с засапожными ножами. Когда Москва была отдана французам, ватажники обиделись, ушли в леса, где набеги на захватчиков делали и громили французские обозы. Призвал тогда Кутузов Лисицина и допытывал, а тот признался, что он бывший разбойник, а теперь партизан. Кутузов просил за ватажников и предводителя их перед царем. И повелел царь назвать их, бывших разбойников, обельными воинами и дать им земли. А так как из более чем трехсот воинов в живых осталось девять, царь выделил им земли и построенную деревню приказал назвать Девятины. Жители деревни не платили налогов и податей век. К сожалению, это лишь красивая легенда.
В древности Девятины относились к Вытегорскому погосту, здесь располагался Великий Двор (хозяйственный опорный пункт боярщины). Когда была построена первоначальная Успенская церковь, неизвестно, но она упоминается в переписной книге 1582-1583 годов. Деревянная же церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, просуществовавшая до 1980-х годов, рядом с Успенским храмом, была возведена в 1770 году. В 1820-х годах, рядом с Успенским храмом, была поставлена каменная церковь в честь Воскресения Христова. Средства на ее строительство пожертвовал девятинский крестьянин, разбогатевший на лесном промысле, Матвей Оленев. Он же был и старостой этой церкви.
Главная особенность всего древнерусского зодчества — сочетание торжественной величавости и веселой сказочности — ярче всего проявилось в Покровской церкви с. Анхимово — шедевре северного деревянного зодчества, центре Вытегорского Покровского погоста. Она была освящена в 1708 году.
Самые ранние сведения о Вытегорском погосте относятся к концу XV столетия. По писцовой книге Обонежской пятины письма Юрия Сабурова 1496 года деревни Вытегорского погоста принадлежали новгородским боярам: Марфе Борецкой, Ивану Патрикееву, Федору Морозову и другим. В 1582-1583 годах погост уже числился за «государем царем и великим князем», часть же земель принадлежала Хутынскому монастырю. В это время на погосте стояли две церкви: холодная Покровская и теплая Николаевская. В писцовой книге 1582-1583 годов упоминается, что «…на погосте двадцать келий, живут в них старицы, питаютца от церкви Божии».
В 1708 году на Вытегорском погосте был возведен новый холодный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, который стал одним из чудес деревянного зодчества Северной Руси. Только через шесть лет на Онежском озере была поставлена вторая подобная диковина — знаменитый ныне двадцатидвухглавый Преображенский храм Кижского погоста.
Церковь поражала великолепным мастерством ее создателей. Многокупольные храмы строили на Руси издавна. Новгородский Софийский собор, поставленный в X веке, был 13-тиглавым, но чтобы 25 глав — такого еще не было. Создали эту «несравненную сказку куполов» местные крестьяне. Их было 75 человек, из которых 12 — женщины.
По народному преданию, церковь была сооружена по рисунку Петра I. Суть предания в следующем: «… на Вытегорском погосте в деревне Крюковой жил один очень богатый крестьянин Плотников, имевший единственного сына. В проезд Петра I в Архангельск в 1693 или 1694 году, когда он рассматривал здешнюю местность в виде присоединения Волги с Балтийским морем, сын Плотникова подпал опале Государя и был по его велению казнен. Убитый горем и, не зная, кому оставить свое богатство, Плотников еще до отъезда Государя вздумал построить в память единственного любимого сына богатую церковь и обратился к Петру с просьбой о разрешении выполнить задуманное. Государь внял просьбе и сам тут же начертал рисунок, по которому впоследствии и была воздвигнута церковь в честь Покрова Богородицы…».
Более 2-х столетий Покровская церковь была центром архитектурного ансамбля Вытегорского погоста, который включал в себя строения XVIII — нач. XX вв.: это теплая каменная церковь Спаса Нерукотворного, построенная в 1780 году; каменная колокольня, высотой около 30 метров; усыпальница династии купца Лопарева, построенная в 1905 году.
Покровская церковь была полностью уничтожена в результате пожара 21 октября 1963 года.
Стихи Павла Федяхина:
… Как приходские церкви закрыли
— Дьякон умер, прогнали попа,
Вытегорский погост позабыли.
И в ответ на такую обиду,
(Все ж бывают у нас чудеса),
Коль не молятся даже для вида
— Церковь свечкой ушла в небеса.
Каменная, пятиглавая, с отдельно стоящей каменною же колокольней, церковь во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворного была построена в 1780 году. Известно, что колокольня была высотой около 14 саженей, и последние 4 сажени выкладывали крепостной крестьянин вытегорского помещика Качалова Иван Федоров и государственный крестьянин деревни Анхимовской Алексей Гаврилов. Этот любопытный факт свидетельствует, что к началу XIX века в окрестностях Вытегры появились собственные мастера-каменщики.
При пожаре, в котором сгорела Покровская церковь, пострадал и Спасский храм, ныне представляющий «живописные руины».
Часовня-усыпальница купца А.Ф. Лопарева появилась на территории Вытегорского погоста в самом конце XIX столетия. 26 июня 1905 года было совершено освящение этой церкви-усыпальницы, устроенной потомственной почетной гражданкой Анной Петровной Лопаревой. Это единственное здание, которое имело исключительное назначение для поминовения умерших и погребения их под сводами церкви («Под зданием церкви находится склеп. Вход в него идет из церкви…»), и единственное, оставшееся в относительно неплохом состоянии из всех храмовых сооружений Вытегорского погоста.
Селение Константиновские Пороги было самым отдаленным пунктом Бадожского прихода Вытегорского уезда. Находилось оно на расстоянии 16 верст от погоста, в том месте, где Вытегорский уезд примыкает к уездам Кирилловскому и Белозерскому. Сама деревня располагалась на правом берегу реки Ковжи. На левом располагался вододействующий лесопильный завод купца Громова. Население деревни было невелико — около 300 душ обоего пола, в навигационное время оно возрастало до 600 и более человек.
С неизвестного времени в Порогах существовала часовня во имя равноапостольных царей Константина и Елены. Часовня была старая и тесная. С 1892 года начался сбор пожертвований на постройку новой часовни.
В 1989 году в Порогах появился новый начальник судоходной дистанции Михаил Гаврилович Рывкин, который принял участие в этом деле. Он выхлопотал лучшее место для часовни, вблизи Константиновского шлюза Мариинского канала. Впоследствии было принято решение строить не часовню, а церковь. Закладка церкви была совершена 31 июля 1899 года, освящение церкви состоялось через год 20 мая 1900 года. Освятил церковь епископ Олонецкий и Петрозаводский. Богомольцев во время освящения храма собралось около 1500 человек.
Деревня Пороги перестала существовать в 1964 году. Тогда она была снята с учета как населенный пункт.
В начале XVIII в. на месте современного поселка Рубеж была основана Рубежская Троицкая пустынь — небольшой уединенный мужской монастырь. В 1711 году монахи-пустынники построили здесь Троицкую церковь, которая была приписана сначала к Муромскому, а с 1764 года — к Александро-Свирскому монастырям. Пустынь была упразднена в 1813 году, а церковь была обращена в приходской храм и при открытии Маринского канала передана Министерству путей сообщения. Приход насчитывал 500 душ обоего пола.
К началу XX в., за 200 лет существования, несмотря на часто проводимые ремонты, церковь пришла в совершенную ветхость. Поэтому взамен ее в Рубежском приходе начали строить новую церковь. Строительство стало возможным благодаря стараниям местного священника о. Варлаама, жителей прихода, пожертвованиям благотворителей. Так, в конце 1904 года купец И.М. Тыранов пожертвовал на начало работ 500 рублей. Весной 1905 года, когда был подвезен лес (отпущенный бесплатно из своей дачи Девятинскими прихожанами), камень, другой строительный материал, приступили к сооружению фундамента будущего храма. И благодаря общим усилиям к началу 1906 года церковь вчерне уже была готова. Работы по отделке интерьера храма завершились к осени 1907 года.
Освящение новой Рубежской церкви было совершено 9 сентября (по старому стилю) 1907 года. Внутреннее убранство храма порадовало прихожан красивой утварью и изящным иконостасом. Новая церковь в Рубеже стала называться Казанской. После революции в здании храма какое-то время находилось общежитие, затем оно было приспособлено Анненским сельпо под склад.
Рубежская церковь сохранилась до настоящего времени. Стоит она в центре села на холме, спускающемся к каналу. В конце 60-х годов храм обследовала специальная комиссия. Она установила, что произведения станковой живописи, украшавшие интерьер, были сожжены в 30-х годах. Внутреннего убранства, монументальной живописи и скульптур не сохранилось. Да и сам интерьер ввиду перестройки церкви под общежитие значительно изменился. Реставрационные работы не проводились. Комиссия признала состояние этого памятника деревянного зодчества удовлетворительным, хотя в кое-каких ремонтных работах он, безусловно, нуждался. На сегодняшний день ремонт храма так и не проведен.
Церковь Преображения Господня в д. Якшино. Более ста лет простояла эта церковь на одном из островов Ковжского озера. Она была срублена в 1767 году. В 1890 году была перевезена в самый центр д. Якшино. После закрытия в 1932 году здание древнего храма приспособили под сельский клуб, который просуществовал почти до конца ХХ века. Сейчас деревня опустела, церковь, вернее, то, что от нее осталось, сгорела летом 2006 года. А когда-то в Ковжском приходе было 8 часовен, и еще на одном острове озера стояла теплая деревянная церковь во имя иконы Божьей Матери «Утоли моя печали», построенная в 1802 году.
Палтогские плотники издавна славились как умелые строители храмов. «В архитектуре Богоявленской церкви с ее несложным, но стройным и безупречным по пропорциям силуэтом чувствуется большая школа многовековой строительной традиции. Если архитектурный образ Покровской церкви в Анхимово напоминал гору, поросшую лесом, то Богоявленская церковь более похожа на пригорок с купой деревьев» (Рыбаков А. А. Устюжна. Череповец. Вытегра. — М.: Искусство, 1981. — 213с.: ил., цв. ил.).
Освящение деревянного храма состоялось в середине XVIII века. Местные жители любили Богоявленскую церковь и заботились о ней. Об этом свидетельствуют некоторые источники. Газета «Олонецкие епархиальные ведомости» за 1906 год сообщала о том, что этот храм содержался исключительно на средства жителей Палтожского прихода, что являлось редкой особенностью. И приводит бытовавшую в той местности легенду о том, как это произошло. Якобы, один палтогский крестьянин Шарапов уехал в Санкт-Петербург и там разбогател. И задумал он построить в Палтоге новый величественный храм, для чего попросил сломать деревянную Богоявленскую церковь с целью использовать часть материала для его внутренней отделки. Но палтожане воспротивились этому и добровольно взяли на себя содержание дорогого их сердцу храма. И обещание свое свято исполняли. Тогда Шарапов изменил свой план и построил новую каменную церковь в честь иконы Знамения. Также он возвел вокруг храмов ограду из кирпича.
Искусствовед из Вологды А.А. Рыбаков в своей работе о памятниках Вытегорского района приводит другую версию. Он ссылается на исторические документы, рассказывающие о том, как местные жители спасли от разрушения свою деревянную церковь. Случилось это вскоре после постройки в Палтоге в 1810 году каменной Знаменской церкви. Новгородские епархиальные власти тогда распорядились разобрать Богоявленский храм, не видя больше в нем надобности. Иконостас было решено передать в церковь Тудозерского прихода.
Крестьяне Палтогского Погоста были возмущены таким решением. Они собрались на совет, где говорили о необходимости сохранить храм. В конце концов прихожане выбрали ходоком грамотного крестьянина Тимофея Беляева и направили его с соответствующим прошением к митрополиту новгородскому и петербуржскому Амвросию. Митрополит был немало удивлен такой настойчивости палтожан, но, не желая оскорблять их чувств, распорядился оставить все по-прежнему, «покуда сии прихожане образумятся…». Но жители Палтоги так и «не образумились». Они в течение всего XIX столетия проявляли большую заботу о своей деревянной Богоявленской церкви, постоянно ее ремонтировали и содержали в порядке.
После Октябрьской революции 1917 года храм Богоявления еще какое-то время был действующим. В 50-е годы в этом культовом здании были клуб и библиотека, здесь также показывали кинофильмы. В конце 70-х годов, когда в селе был построен дом культуры, интерьер церкви был приспособлен под склад. Местная жительница А. Г. Осташова помнит, когда закрывали Богоявленскую церковь. Это случилось, по ее словам, в 1937 году. В 1935 году здесь еще отпевали ее отца.
После пожара Покровской церкви в с. Анхимово в 1963 году власти все-таки решили обратить внимание на еще сохранившееся храмовые здания. В течение 20 лет — с 1969 по 1989 годы — А.Г. Осташова была сторожем Богоявленской церкви. Она рассказывает, что в Палтогу часто приезжали специалисты из Москвы, Ленинграда, Вологды, они осматривали храм и говорили, что его необходимо восстанавливать. Были сооружены леса. Вологодские мастера закрыли крышу, купола, подняли кресты. Леса пришлось строить несколько раз. Но все-таки какая-то надежда на восстановление церкви была.
Но наступили времена «великих» перемен, и государству стало не до каких-то там храмов, расположенных в российской глубинке. С середины 80-х годов никаких работ по восстановлению церкви Богоявления уже не проводилось. Время словно потекло вспять. На сегодняшний день Богоявленская церковь в Палтоге находится в плачевном состоянии. Ее кровля обрушилась в 2009 году. До лета 2010 года решался вопрос о судьбе храма. Затем были проведены работы по консервации строения.
Все перечисленные деревянные храмы, кроме архитектурных достоинств роднит и удачное расположение в природном окружении. Самородное, большое искусство вытегорских плотников живет в древних деревянных храмах, сохранившихся до наших дней чаще всего, увы, на фотографиях.
Трудно переоценить вклад северных, в том числе и вытегорских зодчих в развитие архитектуры. Архитектурные формы, как правило, рождались в дереве, как материале более податливом, а потом переносились на камень. В лучших каменных зданиях проявлялся вкус, воспитанный на вековых традициях деревянного строительства. История сохранила имена лучших зодчих XVIII — XIX веков: Петра Невзорова (из деревни Низорово), крестьянина Буняка (из деревни Зеленимо) — главных создателей Покровской Анхимовской церкви, одного из создателей многих северных церквей, в т.ч. и Богоявленской церкви в Палтоге «церковного плотника Васьки, Иванова сына из Палтоги», плотника Антона Бобылева — подрядчика при строительстве Воскресенского собора, выполнявшего плотницкие работы по оформлению интерьеров храмов и купеческих особняков.
К 1873 году (концу XIX века) в Вытегорском уезде было 46 церквей, 227 часовен и 9 церковно-приходских школ, из них в Вытегре: 5 церквей: Воскресенский собор (1800), Сретенская церковь (1873), кладбищенская церковь «Всех святых» (1865), строительство которой на собственные деньги начали в 1864 году вытегорские жители купец Ф.М. Букин, А.П. Шелепин и П.И. Таразанов, тюремная церковь Тихвинской иконы Божией Матери, построенная в 1879 году и представлявшая собой особую пристройку к главному зданию, церковь при богадельне купчихи Матвеевой. Сретенская церковь и сейчас является действующим храмом. Воскресенский собор был перестроен, теперь это городской Дом культуры. Церковь «Всех святых» располагалась на городском кладбище. При строительстве первого шлюза Волго-Балта церковь была разрушена, кладбище затоплено.
К тридцатым годам XX столетия все храмы на территории теперешнего Вытегорского района были закрыты. В то же время было уничтожено почти все духовенство Вытегорского края. В 1937 году в районе была закрыта последняя действующая церковь — Вытегорская церковь Сретения Господня.
Культура народа, его дух всегда формировались там, где он жил оседло. В России это деревня. Сейчас она умирает, как умирают и церкви, когда-то украшавшие наши села. На данный момент церквей в нашем крае остались считанные единицы. Их состояние плачевное, они постепенно разрушаются. Увидеть такую картину можно в Замошье, Нижней Водлице. Брошенные церкви доживают свой век в Шимозере, Черной Слободе, Ольково. Красивейшая церковь была в Ундозере. Теперь там только ее развалины.
Литература:
1. Церковно-исторический атлас Вологодской области / автор-сост. Н.М. Македонская. — Вологда: Древности Севера, 2007. — Т. 1: Список церквей и монастырей. — 256 с.: ил.
2. Гущина В. Назначение: всегда утверждать на земле красоту // Красное знамя. — 1992. — 28 апреля (№ 51).
3. Мокина Г. Святыни села Петровское // Красное знамя. — 2002. — 2 февраля (№ 15).
4. Мокина Г. Богоявленская церковь // Красное знамя. — 2002. — 12 сентября (№ 107).
5. Мокина Г. Обретет Ильинский храм вторую жизнь // Красное знамя. — 2003. — 2 октября (№ 115).
М. М. Ольшина,
заведующая отделом обслуживания центральной районной библиотеки Вытегорской централизованной библиотечной системы, г. Вытегра