Семинары: II квартал 2014

В период с 1 апреля по 30 сентября 2014 года специалисты инновационно-методического отдела Вологодской областной юношеской библиотеки имени В.Ф. Тендрякова приняли участие в организации и проведении 10 крупных методических мероприятий


1 апреля 2014 года прошел вебинар «Анализ деятельности муниципальных библиотек Вологодской области, обслуживающих юношество, за 2013 год».

Онлайн-встречу провела заведующая инновационно-методическим отделом Л.Н. Зайцева. В ней приняли участие руководители и специалисты Бабаевской центральной межпоселенческой библиотеки, Кичмегско-Городецкой центральной межпоселенческой библиотеки, Чагодощенской центральной библиотеки. Всего 15 человек.

Людмила Николаевна познакомила участников мероприятия с состоянием и развитием библиотечно-информационной системы и библиотечного обслуживания в 2013 году; рассказала о результатах деятельности муниципальных библиотек области, обслуживающих юношество, за 2013 год и задачах на 2014 год, интересном творческом опыте и инновационных методиках работы; представила ежегодный аналитический сборник «Вести из библиотек» о работе муниципальных библиотек Вологодской области с юношеством за 2013 год, а также проекты и мероприятия областного характера, реализуемые ВОЮБ в 2014 году.


Следующая виртуальная встреча с библиотекарями состоялась 17 апреля на тему «Фандрейзинг как неотъемлемая часть деятельности современной библиотеки». В ней приняли участие работники Сокольской и Шекснинской центральных библиотек, всего 13 человек.

Главный библиотекарь инновационно-методического отдела Л.Е. Сергеева-Христова рассказала слушателям о том, что такое фандрейзинг, отличительных особенностях библиотечного фандрейзинга, его правовой основе, этапах, алгоритме, поделилась опытом работы юношеской библиотеки по привлечению спонсорских средств.


В этот же день (17 апреля) методист инновационно-методического отдела Е.В. Пигина провела дистанционный вебинар «Тренинг как инновационная форма работы в библиотеке».

Тематика вебинара определялась задачами улучшения качества обслуживания пользователей, а также качества существования и развития самих библиотек.

Участие в работе вебинара приняли 27 человек из 6 районов области (из Бабушкинской центральной районной библиотеки и Рослятинского сельского филиала Бабушкинской МЦБС, Белозерской межпоселенческой библиотеки, Вожегодской центральной районной библиотеки, Кичменгско-Городецкой центральной межпоселенческой библиотеки, Чагодощенской центральной библиотеки, Шекснинской центральной библиотеки).

Екатерина Валерьевна Пигина рассказала участникам онлайн-встречи о сущности тренинга, его структуре, процедуре подготовки тренинга, познакомила с опытом проведения тренингов со школьниками в юношеской библиотеке.


sem925 апреля 2014 года в Бабаевской центральной межпоселенческой библиотеке прошел семинар «Человек читающий — от книги к нравственности», посвященный проблемам чтения.

В его работе приняли участие 20 специалистов Бабаевской МЦБС. В рамках семинара заслушаны выступления и сообщения по следующим направлениям: теоретические проблемы чтения, исследования чтения и читателей, продвижение книги и чтения в библиотеках.

Заочное участие в работе семинара приняла главный библиотекарь инновационно-методического отдела Л.Е. Сергеева-Христова. Она представила информацию и презентацию по теме «Радостное чтение: новые формы и методы работы по продвижению книги и чтения».


30 мая 2014 года состоялся вебинар «Интернет для общения: социальные сети, общение по интересам».

В онлайн-встрече приняли участие 15 библиотекарей, в том числе из Бабаевской межпоселенческой центральной библиотечной системы, Белозерской межпоселенческой библиотеки, Вожегодской центральной библиотечной системы, Харовской центральной библиотечной системы имени В.И. Белова.

Спектр использования ИКТ в библиотеке широк и многогранен. Если книга и компьютер будут дружить, то у библиотек будут и читатели, и пользователи, и потребители информационных услуг. В первой части вебинара заведующая инновационно-методическим отделом Л.Н. Зайцева рассказала коллегам об информационных технологиях в библиотеке, о популярных сервисах Интернет, которые можно использовать в работе библиотек. Рассказ сопровождался видеорядом.

Затем Людмила Николаевна познакомила библиотечных специалистов с опытом работы областной юношеской библиотеки в виртуальном пространстве и следующими формами работы:
— проектами «Интернет-путешествие с писателем и поэтом по Вологодчине», «Блог как форма информационной и краеведческой работы муниципальной и сельской библиотеки»;
— библиотечной группой «Библиогурман» «ВКонтакте»;
— практикой проведения интернет-мостов в рамках межрегионального и международного культурного сотрудничества;
— практикой применения сервисов Интернет в системе повышения квалификации библиотечных кадров;
— региональным молодежным библиотечно-информационным интернет-порталом «Open Library.35» («Открытая библиотека.35»).
Рекомендована литература по теме вебинара.

Во второй части перед участниками мероприятия выступила специалист по связям с общественностью А.И. Соколова, которая подготовила обзор о социальных сетях (Twitter, Instagram, Odnoklassniki, Facebook, VK), представила инструменты для работы в социальных сетях, правила общения в соцсетях и многое другое.


sem8В рамках Года культуры в Российской Федерации стартовал I Университет молодого библиотекаря «Библиотекарь будущего, библиотека в будущем» (16-18 июня 2014).

Организаторами проекта выступили: Департамент культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия области, Вологодская областная юношеская библиотека имени В.Ф. Тендрякова, Областной научно-методический центр культуры при поддержке Администрации Кирилловского района«.

В мероприятиях Университета приняли участие 27 молодых библиотекарей из 9 районов Вологодской области, а также Московской, Ленинградской и Мурманской областей. Все участники Университета получили сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации.

Профессиональная образовательная программа включала лекционный курс по темам: «Имидж молодого библиотекаря как фактор формирования имиджа современной библиотеки»; «Проекты и программы учреждений культуры (библиотек)»; «ИКТ в библиотеке». Теоретические знания закреплялись мастер-классами, ролевыми играми, тренингами. На протяжении всех дней работы Университета каждый желающий мог поделиться опытом работы, высказать мнение по различным проблемам.

Дискуссионными площадками стали Вологодская областная юношеская библиотека имени В.Ф. Тендрякова, Детский отдел Кирилловской центральной районной библиотеки, Горицкий сельский филиал-библиотека, Кирилловский кинодосуговый центр.

В качестве лекторов выступили: Алексей Чувильский — заведующий отделом Центральной универсальной научной библиотеки имени Н.А. Некрасова, член постоянного комитета секции РБА «Молодые в библиотечном деле» (г. Москва); Ольга Лукинова — специалист по связям с общественностью Московской Высшей школы социальных и экономических наук, член Ассоциации менеджеров культуры (г. Москва); Лариса Кочешкова — и.о. заведующей отделом исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие ФГБУН ИСЭРТ РАН (г. Вологда); Юлия Веретнова — старший научный сотрудник отдела хранения фондов Вологодского музея-заповедника; Наталья Царева и Наталья Ларина — тренеры, коучи Вологодского тренингового центра и другие.

Молодые библиотекари с большим интересом познакомились с презентациями-визитками библиотек-участниц. В рамках Университета прошел конкурс библиотечных проектов по обслуживанию юношества (молодежи) «Молодость-творчество-библиотека», состоялась их демонстрация и защита. Авторы лучших разработок были награждены.

Для участников Университета организовали разнообразную культурную программу — экскурсии в Кирилло-Белозерский музей-заповедник, Горицкий сельский Дом культуры, встречу с молодыми вологодскими поэтами, победителями многочисленных литературных конкурсов Натой Сучковой и Марией Суворовой.

Университет молодого библиотекаря «Библиотекарь будущего, библиотека в будущем» получил высокую оценку коллег. Актуальность тематики, практическая ценность и доступность материалов, инновационные проекты и программы, свободный обмен опытом и мнениями, дискуссии и обсуждения, «живое» общение, новая информация и новые творческие идеи, профессиональные контакты, разнообразие экскурсий, профессионализм лекторов и организаторов, бесплатность — вот неполный перечень достоинств и преимуществ Университета, которые перечислили наши коллеги в итоговых анкетах.

По итогам Университета создано объединение молодых библиотекарей Северо-Запада России.


sem74 июля 2014 года в Белозерской межпоселенческой библиотеке прошли первые Лапинские чтения, посвященные 90-летнему юбилею нашего земляка, краеведа Александра Григорьевича Лапина.

Участниками Чтений стали библиотекари, работники музеев, педагогические работники, учащиеся и студенты образовательных учреждений из Белозерска, Вологды и Тотьмы.

Особое внимание в работе чтений уделено вопросам краеведческого наследия А.Г. Лапина и его использования в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Также заслушаны доклады и сообщения по темам: известные и вновь открытые имена краеведов; роль краеведов-энтузиастов в изучении и сохранении истории и культуры края; сохранение и использование материалов, собранных краеведами в работе учреждений образования и культуры.

sem10Методист инновационно-методического отдела Е.Е. Чекушкина выступила с докладом «’’Моя Вологодчина’’: опыт организации и проведения». Краеведческая деятельность в библиотеке традиционно считается одной из самых нужных, полезных, а главное, любимых. Передать знания об истории, географии, культуре своей малой Родины юному подрастающему поколению, научить уважать и любить ее — важная задача. Каждая библиотека ищет в этой работе свою «изюминку», ведь сфера краеведения неисчерпаема.

С 2010 года Вологодская областная юношеская библиотека имени В.Ф. Тендрякова реализует социокультурный проект «Моя Вологодчина», в основе которого лежит краеведческая интерактивная интеллектуально-познавательная квест-игра. Еще до появления самой идеи проекта, библиотека проводила большую просветительскую работу, повествуя о богатой событиями истории и культуре древней Вологды, о замечательных людях, прославивших Вологодчину на различных поприщах. В то же время пришло понимание, что необходимо придумать какую-то иную форму работы — яркую, современную, увлекательную. Опыт коллег из Республики Коми помог работникам юношеской библиотеки в создании собственной краеведческой игры.

С 2010 по 2013 годы в четырех молодежных краеведческих играх приняли участие более 1000 человек: 836 старшеклассников из 45 школ, колледжей (техникумов); свыше 100 специалистов различных уровней, в том числе педагогов, 68 человек из различных творческих коллективов Вологды. 20 учреждений, фирм из сферы культуры и бизнеса оказали спонсорскую помощь, партнеры из СМИ — информационную поддержку.

В 2013 году впервые одновременно со школьниками и студентами из областного центра в игре приняла участие и сельская молодежь из вологодской глубинки: Бабаево, Никольска, Верховажья, Кичменгского Городка.


sem11С 23 по 25 сентября 2014 года для сотрудников государственных и муниципальных музеев Вологодской области состоялся семинар по теме «Практика разработки и проведения системы мероприятий по патриотическому воспитанию граждан в государственных и муниципальных музеях».

Это совместный проект управления развития туризма и музейной деятельности Департамента культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия области, Областного научно-методического центра культуры и Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

В работе семинара приняли участие 13 человек из Бабушкинского, Белозерского, Вожегодского, Грязовецкого, Кадуйского, Кичменгско-Городецкого, Сокольского, Сямженского, Тарногского, Харовского и Чагодощенского районов области, г. Вологды.

На семинаре обсуждались вопросы работы музея по патриотическому воспитанию в связи с подготовкой к 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Для участников семинара было организовано выездное занятие на базе Сокольского районного музея и Усть-Кубинского районного краеведческого музея, где специалисты представили свою работу по патриотическому воспитанию граждан.

В качестве одного из педагогов выступила главный библиотекарь инновационно-методического отдела Л.Е. Сергеева-Христова. Ее выступление «Моя родина там, где моя библиотека. Практика разработки и проведения системы мероприятий патриотической направленности в Вологодской областной юношеской библиотеке имени В.Ф. Тендрякова» посвящалось проблеме современного российского общества — нравственно-патриотическому воспитанию подрастающих поколений. Библиотека, как учреждение культуры, систематически и целенаправленно участвует в процессе формирования патриотического сознания юных читателей.

Собравшиеся познакомились с тем, как разрабатываются мероприятия патриотической направленности, выбираются формы и способы работы, о новых подходах к решению поставленных задач.

Большой интерес у присутствующих вызвала информация о часах мужества в библиотеке; межрегиональном фотоконкурсе «Лица Победы» (октябрь 2014 г. — май 2015 г.); Интернет-турнире «Флаг державный» и др.; а также ежегодно пополняемом юношеской библиотекой ресурсе электронных презентаций по патриотическому воспитанию: «Их именами названы улицы и школы нашего города», «Вологда, Вологда нет роднее города» о героях-вологжанах, выдающихся земляках С. Преминине, маршале И.С. Коневе, Х.С. Леденцове — великом русском меценате и др.


sem12С 23 по 26 сентября 2014 года для директоров культурно-досуговых учреждений сельских поселений области прошел семинар по теме «Организация и практика культурно-досуговой деятельности», организованный Областным научно-методическим центром культуры.

Он состоял из двух частей: «Нормативно-документационное регулирование деятельности учреждений культуры» и «Основные направления деятельности культурно-досуговых учреждений в современных условиях». Участие в семинаре приняли 25 человек.

В работе семинара в качестве одного из преподавателей курса приняла участие главный библиотекарь инновационно-методического отдела Л.Е. Сергеева-Христова. Людмила Евгеньевна познакомила слушателей с интерактивными формами работы с детьми и молодежью в Год литературы, исходя из практики деятельности областной юношеской библиотеки.

В последние годы библиотеки превратились в многофункциональные культурно-досуговые центры. Культурно-досуговая деятельность библиотеки отличается разнообразием форм и тематики для пользователей разных групп и возрастов. Она способствуют раскрытию нереализованного ранее творческого потенциала многих людей.

Среди наиболее значимых культурно-досуговых мероприятий библиотеки в последние годы: акция «Счастливое число — 20!» (к юбилею филиала ВОЮБ), областной конкурс электронных презентаций «Как пройти в библиотеку?», игровая литературно-музыкальная программа «Мой мир. Моя страна. Мои друзья». Учреждением успешно реализуются социокультурные проекты: краеведческая квест-игра «Моя Вологодчина», МЧС (молодежный читательский совет) и др. Особое внимание Людмила Евгеньевна уделила теме социального партнерства библиотек и музеев.


29 сентября 2014 года состоялся онлайн-семинар «Организация молодежных объединений при библиотеках».

В его работе приняли участие 12 библиотечных специалистов из Белозерской межпоселенческой библиотеки, Вожегодской центральной районной библиотеки, Кичменгско-Городецкой центральной межпоселенческой библиотеки, Чагодощенской центральной библиотеки.

Наряду с основной задачей — информационной, библиотека сегодня становится площадкой открытого интеллектуального общения, содержательного досуга, предоставляя возможности для самореализации и творчества через организацию любительских объединений и клубов по интересам. Объединения способствуют приобщению читателей к книге, а их члены становятся верными помощниками библиотеки во всей ее работе.

Заведующая инновационно-методическим отделом Л.Н. Зайцева познакомила с историей возникновения клубов, рассказала о том, что такое объединение при библиотеке и как его создать, о молодежных библиотечных объединениях при ЦБС области. Выступление сопровождалось электронной презентацией, была рекомендована соответствующая литература.

Методист инновационно-методического отдела Е.Е. Чекушкина представила коллегам отечественный и зарубежный опыт создания молодежных объединений при библиотеках.

Елена Евгеньевна рассказала о деятельности клубов в Санкт-Петербурге, Волгограде, Оренбурге, Томске, Ленинградской, Псковской областях, Приморском крае, Республике Коми; отдельно остановилась на клубных формах работы Российской государственной библиотеки для молодежи. Затем был представлен опыт работы публичных библиотек Великобритании и США.

Главный библиотекарь инновационно-методического отдела Л.Е. Сергеева-Христова поделилась опытом работы Молодежного читательского совета при областной юношеской библиотеке имени В.Ф. Тендрякова.

В состав Читательского совета входят старшеклассники, студенты техникумов и вузов города, работающая молодежь, молодые библиотекари, участники молодежных объединений города, активные читатели и друзья библиотеки. При Читательском Совете организуются специализированные секции (клубы) по направлениям деятельности и интересам: клуб юных журналистов «Цветные мысли», «Литературный дискуссионный клуб» и т.д.

Проект Молодежный читательский совет был представлен на V Форуме молодых библиотекарей России, состоявшемся в г. Рязани в сентябре 2013 года, и вошел в пятерку лучших проектов, посвященных библиотекам и культуре чтения.


Новости Вологды, а также новости Вологодской области