Семинар прозы и критики

 

И каждый удивил

Отчет Галины Щекиной о семинаре прозы и критики, который прошел 2 ноября 2014 года в рамках фестиваля «Плюсовая поэзия»

Фото Александра Дудкина

Семинар прозы и критики 2014 года стал самым крупным по количеству рукописей — их было17. Такой объем невозможно освоить даже за три часа.

Игорь Панасенко (г.Апатиты) — это открытие семинара, его рассказ «Спасатель» поразил всех. Отношение к бомжам известное, но герой этой истории просто взял и стал лечить бомжа, спасать его от болезней, от смерти, от полной безнадеги. И оказалось — какой умный он, случайный слушатель. Со-мышленник. Но где на каждого бомжа взять по Изяславу? Чтобы вручную-то всех поднять… Никто не знает. У меня местами комок в горле — я избалованный текстами человек, но еще реагирую… Хотя есть частичное провисание текста. И натяжечка есть в этом светлоглазом — он слишком идеализирован.

О спасении попадалось, но читать такое о духовном преображении мне не приходилось. Библейские истины в изложении Спасателя оказываются простыми и понятными, если самому что-то делать. И какова бы яма глубока ни была, выбраться можно.

Карина Хачатрян (Вологда) — показала сразу три разных подхода к жизни и к литературе: сказочно-притчевое, эзотерическое, романтическое. Ее истории про деревенских бабок такие щемящие, будто она вовсе не городская девчонка…
Карина молодая, обещающая, ищет себя, по сравнению с прошлым семинаром и то есть сдвиги. Хочется пожелать, чтоб не бросила писать, чтобы росла. Ей не хватает среды, пишет от случая к случаю. А тут надо браться нешуточно.

Михаил Гречанников (Череповец), 26-летний врач, свой стиль уже вроде бы обрел, пишет суховато, но характеры прописаны, твердая сюжетная основа, напряженная психологическая атмосфера. Иногда его читать тяжело, словно череповецкого Томаса Манна. Но это проза настоящая. О психинтернате и о стариках — мощно, с социальным фоном. После обсуждения рассказа «Старики», где больная жена героя сгорает в пожаре, Архипов вне себя крикнул: «Не оставляйте их!». На студии, которую Михаил посещал пару лет назад, он не слушал никаких советов. А ведь уже тогда были странные печальные рассказы, была повесть «Теневой человек». Гречанников открытие семинара −2011 , а уже через три года — в числе сильнейших прозаиков.

Фото Александра Дудкина

Интересное будущее угадывается и за Александром Зачесовым (Вологда) — ему пока 23, но им написаны уже и детский рассказ, и романтическая проза, и социальная сатира. Почему удача? Потому что лирический герой в рассказе «Музыка для Ричарда Питта» добивается своего. Странно, но это позитив. По одержимости герой действительно сравним с капитаном Ахавом. Если не размениваться на побрякушки, писать максимально, то своего читателя точно найдет.

Елена Виноградова (Великий Устюг) пишет и стихи, и прозу. Представила тексты сразу на два семинара. Возможно, ее выигрышные черты в поэзии — эмоциональность, изложение вспышками — отразились и на прозе.

Прекрасные тексты, выразительные и фактурные, достоверные, но абсолютно не выстроенные. А если бы их поставить по хронологии, получилось бы ниточка «Дед-отец-муж», и появилась бы последовательность логическая. Сюжет! Несмотря на то, что тексты идут то от первого, то от третьего лица, им безоглядно веришь: вихревая везде, во всех трех частях, одна и та же героиня. Я их читала раньше на странице автора, критиковала именно по композиции, но прошло много времени, а они так и остались в прежнем виде. Проза из автора лезет, как колючая трава и что с этим делать, автор не знает. Нужен редактор.

Антон Тюкин. Автор путается в своих воспоминаниях. Его послали в лагерь, а он пишет про армию, делает смелые обобщения. Да нельзя так обобщать, это разные вещи. В тексте много низовой лексики. Сюжета нет. Сюжет исчерпывается словами: вот они шли, шли, шли, шли… Некоторые фразы (приводили пример) недостойны русского писателя. Если отбросить демагогию и нытье, то о чем рассказ? О том, что все плохо. Кроме того, он ничего не писал о других участниках семинара, а за это с обсуждения снимают.

Фото Александра Дудкина

Павел Громов — второй раз на семинаре прозы. Он человек веселый и общительный, а как автор всегда неожиданный. Монолог потревоженного духа конечно не про спиритизм, это рассказ о нелепой гибели подростка. Сам по себе случай типичный, но нетипично то, от кого мы все это слышим. И поскольку из рассказа мы узнаем о нетипичной матери, это звучит как приговор. Автор, я считаю, нашел новую форму для такой старой истории. Это конечно не пьеса. Это рассказ, но необычный. Язык автора довольно грамотный, четкий, выразительный. Не думаю, что подросток так мог бы рассуждать. Но это нельзя считать недостатком.

Кристина Корнюшина (Сокол) — самый молодой автор семинар, 18 лет. Дневник 1945 года выглядит недостоверно. Потому что в те годы излагали мысли и чувства несколько иначе. Да и вообще, даты тут не самое главное. Главнее автору выразить сумятицу надежд, бушевание чувств, а они есть всегда, а дату можно не ставить. А вот первый рассказ смутил многозначительностью. Вместо этого длинного текста хорош был бы короткий пример. Автор по крайней мере честно все рассказывает. Если всегда будет смотреть правде в глаза — все получится. Кристина подает надежды!

Александра Клюкина (Емецк Архангельской области). Впервые на семинаре, хотя пишет давно.
Рассказы Клюкиной, основанные на ее воспоминаниях, а рассказах родителей и бабушек, конечно, очень ценный материал. В них есть и живость, и непосредственность, и какой-то задор, даже если грусть. Но нуждаются эти тексты в доработке. Например, «Ночь перед рождеством«— хороший рассказ в народном духе, но гаданий столько, что они все спутались в восприятии. А надо бы одну байку, но выразительную. Трогает за душу рассказ «Отблагодарила», но он зачем-то обвешан этими послесловиями. Надо править. Хотя в целом, повторяю, есть задор, энергия, есть запоминающиеся характеры. Автор талантлив, но не хватает знаний.

Алла Смолина (Вологда). Рассказы Смолиной действительно интересные, не гладкие, а шероховатые, за них можно зацепиться и получить занозу. Они о жизни, настоящей, не приукрашенной, о жизни в глухой провинции, на первый взгляд чудовищной, но по своему таинственной. Таня боролась за крохи любви безуспешно. Но соль в том, что она сама училась любить. Гликерия вообще гоголевский персонаж — она и сама как на ладони и целый паноптикум вокруг. На этих бабок смотришь — и даже не знаешь, тупы они или мудры. И то хорошо, что нет однозначного ответа. Проблема тут в другом — за фактурностью темы не виден сам автор, и это меня огорчает. Стиль заменяется пересказом. Ну наверно, некогда ей стиль формировать, или не хочет. А надо бы.

На семинаре прозы была заявлена и одна критическая работа — это текст Алексея Муратова о военной поэзии. Однако тему автор не вытянул: мало текстовых примеров, много места отдано классификации военных конфликтов, маловато теоретический знаний. Алексей Муратов, без сомнения, пишет хорошую военную прозу, но критика пока ему не подчинилась.

Фото Александра Дудкина

Итак, награждены грамотами и книгами: И. Панасенко, А. Клюкина, П. Громов, А. Зачесов, К. Хачатрян, М. Гречанников. Четверо из них — молодежь. Добавлю, что Зачесов и Гречанников участвовали также в семинаре фантастики в Череповце и там получили одобрение мастера — А. Сидоровича. Подробнее о семинаре фантастики можно прочитать в отчете Сергея Фаустова.

Вывод напрашивается оптимистичный. Семинар по активности участников отличился в лучшую сторону, почти все прочитали работы друг друга. Но выступали не все! Поэтому предварительное обсуждение в интернете на странице Клуба Вологжан «Ступени» сыграло свою важную роль. С грустью отмечаю, что многие просто не явились, то есть люди не понимают ответственности за выдвижение своих работ. Обсуждение имеет смысл только очное!

Особо хочется отметить работу критиков. Если не считать досадных неявок, то корпус критиков был исключительно честный и производительный. Хочется поблагодарить Нину Писарчик, Наталью Мелехину, Елену Юшкову и Елену Титову.

Книги для подарков предоставлены Департаментом культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия Вологодской области — Василий Оботуров, «Сквозь магический кристалл» и Николаем Жаравиным — Михаил Жаравин, «Сердечная рана». Это неслучайно: в 2014 году автору книги «Сердечная рана» исполнилось бы 55 лет.

Галина Щекина, ведущая семинара прозы и критики


Новости Вологды, а также новости Вологодской области