Профессиональное чтение

История библиотечного дела. Персоналии

1. Варганова, Г. В. Вклад А. Н. Ванеева в институциализацию научной дисциплины «История библиотековедения» // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2015. — № 2. — С. 146–154. В статье рассматривается роль А. Н. Ванеева в разработке теоретических и методологических проблем библиотековедения. Характеризуется вклад отечественных ученых в создании научного направления «история библиотековедения». Анализируется причины формирования научной дисциплины история библиотековедения и определяется вклад А. Н. Ванеева в ее когнитивную и социальную институциализацию.

2. Сальникова, Л. И. А. Н. Ванеев — энциклопедист библиотечной науки // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2015. — № 2. — С. 155–157. В статье рассматривается роль А. Н. Ванеева в разработке теоретических и методологических проблем библиотековедения. Характеризуется вклад отечественных ученых в создании научного направления «история библиотековедения». Анализируется причины формирования научной дисциплины история библиотековедения и определяется вклад А. Н. Ванеева в ее когнитивную и социальную институциализацию.

Профессиональные объединения (библиотечные общества и ассоциации)

1. Лыткина, Е. В. Слет молодых Верхнекамья // Современная библиотека. — 2015. — № 1. — С. 42–44. Организация и реализация Централизованной библиотечной системой г. Соликамска библиотечного проекта «Слет молодых библиотекарей Верхнекамья».

2. Чалова, З. В. «У публичных библиотек есть будущее» / Зоя Чалова, беседовала В. Мещерякова // Университетская книга. — 2015. — № 5. — С. 12–18. В настоящее время важную роль в библиотечном деле играют профессиональные сообщества и ассоциации.

Съезды, конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, совещания по проблемам библиотечного дела и библиотековедения

1. Белякова, Д. А. Музей в библиотеке, библиотека в музее: как, что, зачем и почему? // Современная библиотека. — 2015. — № 3. — С. 68–73. Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. Рудомино и Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная поляна» провели совместную Международную научно-практическую конференцию «Библиотеки, музеи: основные направления взаимодействия и сотрудничества».

2. Земсков, А. И. Компоненты успеха — тщательный анализ библиотечных ресурсов и эффективности работы // Научные и технические библиотеки. — 2014. — № 10. — С. 74–88. Краткий обзор некоторых работ, представленных на 35-й Ежегодной конференции Международной ассоциации библиотек технических университетов, состоявшейся 2–5 июня 2014 г. в г. Эспу, пригороде г. Хельсинки (Финляндия).

3. Рыщанова, У. М. Любовь к родной земле // Современная библиотека. — 2015. — № 1. — С. 86–89. Итоги семинара-фестиваля «Современные аспекты краеведческой деятельности библиотек», прошедшего на базе библиотек Казахстана.

Организация работы библиотеки

1. Аврамова, М. Б. О чем говорят показатели региональных «дорожных карт»? // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. — 2015. — № 73. — С. 24–2.

Анализ целевых показателей региональных «дорожных карт» с использованием данных, размещенных в «Корпоративной полнотекстовой базе данных „Центральные библиотеки субъектов Российской Федерации“», на порталах органов власти субъектов Российской Федерации, системе «Консультант Плюс».

2. Веденяпина, М. А. Новая Концепция библиотечного обслуживания детей в России // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. — 2015. — № 73. — С. 39-41. О разработке проекта «Концепции библиотечного обслуживания детей в России», современном состоянии детских библиотек и новых тенденциях в библиотечном и информационном обслуживания детей.

3. Ведерникова, Л. С. Особенности процессов оптимизации и модернизации муниципальных библиотек в Пермском крае // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. — 2015. — № 73. — С. 46–47. Об оптимизации сети общедоступных библиотек Пермского края, характерная особенность которой — сокращение сети общедоступных библиотек; уделено внимание реализации задач «дорожной карты» в крае по повышению заработной платы библиотечных работников.

4. Изосина, С. И. Эффективный контракт: трудности роста // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2015. — № 1. Критерии для расчета стимулирующих выплат работникам различных подразделений библиотеки.

5. Климкина, О. Б. Зонирование пространства современной библиотеки с целью привлечения читателей разных возрастов и сфер интересов // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2015. — № 5. Разделение помещения библиотеки на зоны, предназначенные для разных видов деятельности. Наблюдения и выводы.

6. Кононенко, И. М. «Дорожные карты» и формирование кадрового потенциала в библиотеках Саратова // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. — 2015. — № 73. — С. 61–64. Рассматривается опыт муниципальных библиотек города Саратова по совершенствованию механизма оплаты труда персонала; вопросы разработки показателей эффективности деятельности библиотеки и её работников; о формировании кадрового потенциала централизованной библиотечной системы города.

7. Ладуренко, Т. Ф. Куда ведет «дорожная карта»? // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. — 2015. — № 73. — С. 41–45. На примере библиотек Красноярского края рассматриваются показатели «дорожных карт», которые на практике не могут в полной мере обеспечивать рост эффективности и качества оказываемых населению библиотечных услуг.

8. Макеева, О. В. Реализация новой культурно-образовательной и социальной политики в контексте региональных условий // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. — 2015. — № 73. — С. 47–52. В докладе рассматривается влияние региональных условий на реализацию «дорожных карт». Дается анализ российских и зарубежных исследований об эффективности и качестве библиотечных услуг, об использовании населением компьютерной и интернет-технологии в библиотеках и домашних хозяйствах.

9. Михайленко, Е. В. Эффективная организация библиотечного обслуживания — ориентир на пользователя // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. — 2015. — № 73. — С. 52–56 . Анализ «дорожных карт», освещение и оценка показателей эффективности работы библиотек Челябинской области.

10. Мутьев, В. А. Целевые программы как средство формирования региональной библиотечно-информационной политики // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. — 2015. — № 73. — С. 67–69. В докладе анализируются региональные целевые программы в сфере библиотечной деятельности, принятые в 2008–2012 гг. в 80 субъектах Российской Федерации; дается их типология, отличительные признаки; выявлены основные проблемы разработки и реализации региональных программ.

11. Сидоренко, В. С. Информационно-библиотечные сети как модель информационной среды образовательного учреждения / В. С. Сидоренко, А. В. Галета // Культурная жизнь Юга России. — 2015. — № 1. — С. 30–32. Сущность информационно-библиотечных процессов, их экономичности, определение методов и средств реализации представляется в виде аналитической модели с использованием теории массового обслуживания. Определены критерии эффективности функционирования модели информационно-библиотечной сети образовательного учреждения.

12. Тарасова, С. А. Экспертные модели публичных библиотек будущего // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. — 2015. — № 73. — С. 18-21. В докладе рассматриваются проекты моделей библиотеки будущего с использованием методов Форсайт-технологии.

13. Чернявская, Н. Л. Реорганизация омских муниципальных библиотек. Эмоций хватило всем... // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. — 2015. — № 73. — С. 28-31. О реорганизации сети бюджетного учреждения «Омские муниципальные библиотеки», анализ размещения сети и ресурсной базы библиотек города Омска, оптимизация сети и штатной численности муниципальных библиотек.

14. Чувашова, Е. О. «Дорожная карта» методической службы областной библиотеки // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. — № 73. — С. 64–67. Освещаются пути методического взаимодействия центральной библиотеки региона с муниципальными библиотеками, выполнение государственного задания по методическому обеспечению развития библиотек Томской области.

Библиотечная профессия. Библиотечное образование

1. Аврамова, Е. В. Изучение мотивации специалистов в повышении квалификации // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2015. — № 205. — С. 103–109. Изучение мнения специалистов публичных библиотек Санкт-Петербурга о знаниях и навыках, необходимых им в информационном обслуживании читателей. Результаты исследования «Повышение квалификации сотрудников публичных библиотек КСОБ СПб, осуществляющих информационно-библиографическое обслуживание», проведенного в сентябре 2013 г. — январе 2014 г. специалистами библиографической службы Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского (ЦГПБ им. В. В. Маяковского).

2. Аскарова, В. Я. Читателеведческая подготовка специалиста библиотечно-информационной деятельности: в преддверии разработки образовательного стандарта четвертого поколения // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2015. — № 205. — С. 52–57. Читатель как ключевое звено библиотечно-информационной деятельности. Необходимость введения в новом стандарте учебных дисциплин, посвященных читателю и управлению чтением.

3. Беркутова, Л. С. Взаимодействие среднего профессионального учебного заведения с работодателем при реализации компетентностного подхода в обучении по специальности «Библиотековедение» / Л. С. Беркутова, Е. В. Панкова // Научные и технические библиотеки. — 2015. — С. 21–24. Рассмотрены пути профессиональной подготовки специалиста-библиотекаря. Освещены вопросы компетентностного подхода, развития библиотекаря, способного к профессиональному самосовершенствованию. Отмечено, что взаимодействие с работодателем в современных условиях должно не ограничиваться согласованием учебных планов, тем выпускных квалификационных работ, присутствием работодателя на защите и экзаменах (квалификационных), а осуществляться уже на уровне организации занятий и производственного обучения.

4. Бернгардт, Т. В. Семинар-погружение как прецедент и форма повышения эффективности образовательного процесса / Т. В. Бернгардт, Ю. В. Хроколо // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2015. — № 205. — С. 155–160. Представлен опыт внедрения в образовательный процесс одного из видов развивающих образовательных технологий — развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

5. Ваганова, М. Ю. Педагог-библиотекарь: проблема и опыт учебно-методического обеспечения // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2015. — № 205. — С. 38–40. Рассматривается проблема подготовки педагогов-библиотекарей в институтах культуры и искусств. Представлен опыт учебно-методического обеспечения нового профиля в Челябинской академии культуры и искусств.

6. Варганова, Г. В. Творческая составляющая образовательных программ подготовки кадров для публичных библиотек // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. — 2015. — № 73. — С. 108–110. О совершенствовании системы высшего профессионального образования библиотечных работников, развитии творческого потенциала в процессе подготовки бакалавров и магистров.

7. Гордукалова, Г. Ф. Современные риски и перспективы библиотечно-информационного образования: размышление над книгой // Вестник Кемеровского гос. ун-та культуры и искусства. — 2015. — № 31. — С. 216–222. В статье приведены результаты анализа коллективной монографии «Библиотечно-информационное образование: новые концепции и технологии развития» (М., 2014). Выделены преимущества анализируемой монографии в исследовании образовательных стандартов. Осуществлен аспектный смысловой анализ текста. Определены ключевые идеи последнего десятилетия, риски и перспективы модернизации библиотечного образования.

8. Грузова, А. А. Технологии электронного обучения в библиотечно-информационном образовании // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2015. — № 205. — С. 131–140. Преимущества электронного обучения в контексте непрерывного образования личности и в современной информационной среде. Технологии электронного обучения. Преодоление барьеров электронного обучения. Возможности организации электронного обучения в библиотечно-информационном образовании.

9. Калегина, О. А. Магистерская подготовка библиотекарей: проблемы и практическая реализация / О. А. Калегина, Г. М. Кормишина // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2015. — № 205. — С. 41–46. Рассмотрены проблемы магистерской подготовки библиотечно-информационных кадров в контексте зарубежного и отечественного опыта. Предлагается вариативный практикоориентированный подход к обучению с учетом конкретной ситуации библиотечной и образовательной среды региона, контингента обучающихся магистрантов при наличии универсального базового блока дисциплин.

10. Кий, М. И. Об опыте использования платформы blogger в учебном процессе // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2015. — № 205. — С. 161–163. Одним из обязательных условий организации эффективного учебного процесса является хорошо продуманная система коммуникации. Информационные технологии дают нам множество инструментов для организации данного процесса. Одним из таких инструментов может быть блог преподавателя, созданный на основе платформы Blogger.

11. Клюев, В. К. Современные подходы к вузовскому обучению библиотечно-информационных кадров // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. — 2015. — № 73. — С. 101–104. В докладе освещаются современные аспекты подготовки кадров библиотечно-информационной деятельности.

12. Кузнецова, Т. Я. Повышение квалификации и переподготовка — базовое звено непрерывного библиотечно-информационного образования // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2015. — № 205. — С. 32–37. Рассматривается современная система дополнительного библиотечно-информационного образования и его роль в профессиональном развитии библиотечных специалистов новой формации.

15. Мазурицкий, А. М. Высшее библиотечное образование. Что дальше? // Научные и технические библиотеки. — 2015. — № 2. — С. 7–11. О подготовке нового образовательного стандарта по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». Обозначены некоторые проблемы, возникшие в процессе работы над действующим образовательным стандартом. Определён ряд задач, которые необходимо решить до начала работы над образовательным стандартом нового поколения.

16. Панкова, Е. В. Среднее профессиональное библиотечное образование в России: современное состояние // Научные и технические библиотеки. — 2015. — № 2. — С. 18–21. Рассмотрена динамика развития системы ссузов с точки зрения подготовки по специальности «Библиотековедение».

17. Панкова, Е. В. Среднее профессиональное образование и бакалавриат: точки соприкосновения // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2015. — № 205. — С. 58–62. — Url:: Рассмотрено место среднего профессионального и высшего (бакалавриат) образования в системе непрерывной подготовки кадров.

18. Протопопова, Е. Э. Тренд на стимулирование: эффективный контракт в библиотеке // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2015. — № 4. Показатели эффективности для работников разных категорий. Примеры локальных актов.

19. Соколов, А. В. Ступени библиотечно-информационного образования: что? где? как? зачем? почему?: сопоставительный анализ ФГОС // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2015. — № 205. — С. 9–23. Проведено сравнение содержания четырех ступеней библиотечно-информационного образования: среднее специальное, бакалавриат, магистратура, аспирантура. Компетенции предлагаются в качестве критериев разделения ступеней образования.

20. Стрелкова, И. Б. Программы дополнительного профессионального образования: запросы практики и возможности эффективного партнёрства учреждения дополнительного образования взрослых с университетской библиотекой // Научные и технические библиотеки. — 2015. — № 2. — С. 11–17. Рассмотрены возможности эффективного партнёрства библиотек Беларуси и России с Республиканским институтом инновационных технологий Белорусского национального технического университета по разработке и реализации образовательных программ повышения квалификации и переподготовки в условиях системы дополнительного профессионального образования взрослых.

21. Степанов, В. К. Библиотекарь эпохи цифры: что должен уметь и знать? Ч. 4 // Современная библиотека. — 2014. — № 10. — С. 22–25. — Продолж. Начало: №№ 7–9. Профессиональные компетенции библиотечных работников в современной цифровой среде.

22. Степанов, В. К. «Библиотечный ЕГЭ» // Современная библиотека. — 2015. — № 1. — С. 10–17. — Продолж. Начало: №№ 7–10, 2014. Новые подходы к проведению аттестации библиотечных работников.

23. Сукиасян, Э. Р. Что делать, если нет квалифицированных каталогизаторов? // Научные и технические библиотеки. — 2015. — № 2. — С. 52–59. Квалифицированный каталогизатор сегодня — «штучный товар». Автор рассуждает о подборе кадров, их «выращивании» в библиотеке, об управлении персоналом каталогизаторов.

24. Профессиональная периодика: стратегии выживания // Университетская книга. — 2015. — № 5. — С. 32–35. — Окончание следует. В настоящее время библиотеки придают большое значение подписке на электронные издания, среди которых и профессиональные СМИ (библиотечное дело, книжное дело).

Продвижение чтения

1. Афанасьева, О. Г. Культурный контекст библиотеки в web-пространстве // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. — 2015. — № 73. — С. 83–84. Доклад посвящен социокультурной работе библиотек в web-пространстве, поиску новых форм выставочной работы библиотеки с использованием новых информационных технологий.

2. Жарникова, Е. Ю. Вслед за белым кроликом // Современная библиотека. — 2014. — № 10. — С. 66–68. Обзор мероприятий библиотек г. Новосибирска, прошедших в рамках Всероссийской социально-культурной акции «Библионочь — 2014».

3. Климова, М. Г. Где водятся читатели? // Современная библиотека. — 2015. — № 3. — С. 8–13. Опыт работы по привлечению читателей Универсальной библиотеки Объединенного института ядерных исследований им. Д. И. Блохинцева г. Дубны.

4. Костина, М. С. День игр // Современная библиотека. — 2015. — № 1. — С. 22-25. Мероприятия для молодежи, прошедшие в Новосибирской областной юношеской библиотеке.

5. Кузакова, Е. В. «Гоголь-Моголь» в «Гоголевке» // Современная библиотека. — 2014. — № 10. — С. 94–95. Открытие кафе в Центральной городской библиотеке им. Н. В. Гоголя г. Новокузнецка.

6. Лисицкий, А. В. «Прочти Москву»: сетевая библиотечная программа // Современная библиотека. — 2014. — № 10. — С. 34–37. Мероприятия московских библиотек, посвященные городской культурной среде, городским историям и москвичам, прошли в рамках сетевой библиотечной программы «Прочти Москву».

7. Маркова, В. А. Модели читательских практик и их трансформация в электронной среде // Научные и технические библиотеки. — 2015. — № 1. — С. 66–80. Рассмотрены в динамике разнообразные модели читательских практик. Их типология дана в рамках социально-коммуникативного подхода.

8. Малахина, Ю. С. Гостиница для цветов в библиотеке // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2015. — № 2. Идея новой услуги в изложении ее автора. Организация, ресурсная база, затраты, перспективы.

9. Михнова, И. Б. Библиотека для молодежи: векторы развития / И. Михнова ; беседовала Е. Бейлина // Университетская книга. — 2015. — № 1/2. — С. 21–25. Российская государственная библиотека для молодежи предлагает новые методы обслуживания читателей и организации досуговых мероприятий.

10. Соединенные Сетью / И. Засурский [и др.] // Университетская книга. — 2015. — № 3. — С. 46–49.

Библиотечные фонды

11. Голендухина, Е. Б. Комплектование электронными документами: поиск оптимальной модели // Университетская книга. — 2015. — № 3. — С. 56–59. Свердловская ОУНБ им. В. Г. Белинского имеет большой опыт комплектования электронных ресурсов, в том числе сетевых удаленных документов.

12. Грибов, В. Т. Новые технологии защиты электронных документов / В. Т. Грибов, И. П. Соловьев // Университетская книга. — 2015. — № 3. — С. 67–69. В автоматизированных информационно-библиотечных системах применяются передовые технологии санкционированного доступа к электронным ресурсам.

14. Столяров, Ю. Н. Системные функции библиотечного фонда // Научные и технические библиотеки. — 2014. — № 12. — С. 29–38. Публикация завершает цикл статей, раскрывающих общие характеристики библиотечного фонда как системы: его признаки, свойства, связи и функции. Освещены функции, выполняемые библиотечным фондом по отношению и к внешней среде, и к самому себе, а также к собственным компонентам — подсистемам и элементам.

15. Шварцман, М. Е. Электронная библиотека нашей мечты / М. Е. Шварцман, Н. В. Козлова // Университетская книга. — 2015. — № 1/2. — С. 72–77. О новых возможностях полнотекстового поиска в электронных библиотеках.

16. Шрайберг, Я. Л. Электронная книга в библиотеках России в условиях меняющегося законодательства // Научные и технические библиотеки. — 2014. — № 12. — С. 5–12. Рассмотрены проблемы и решения в области комплектования фондов и обслуживания читателей электронными книгами в российских библиотеках. Приведены сведения о законодательных ограничениях и исключениях для российских библиотек с учётом текущего состояния и принятых изменений законодательной базы об авторском праве. Проанализировано состояние российского рынка электронных книг, представлен прогноз на будущее.

Каталогизация. Библиотечные каталоги

1. Зайцева, Е. М. Электронные версии классификационных систем: история создания, текущее состояние и технологические особенности / Е. М. Зайцева, В. П. Анисимова // Научные и технические библиотеки. — 2015. — № 1. — С. 29–34. Освещены история выпуска электронных версий классификационных систем, их перспективы и развитие, применение в библиотеках различной специализации. Рассмотрены аспекты технологии создания электронных версий ББК, УДК, ГРНТИ и Общероссийского классификатора специальностей по образованию.

Электронные каталоги

1. Скрипкина, И. С. Типовое положение об электронном каталоге библиотеки. Разработка проекта // Научные и технические библиотеки. — 2014. — № 12. — С. 19–28. Предложен для обсуждения текст проекта Типового положения об электронном каталоге библиотеки, разработанного специалистами РГБ в ходе исследования «Электронный каталог в системе каталогов библиотеки».

Справочно-библиографическое обслуживание

1. Гончарова, В. В. Анализ лексикографических ресурсов, использованных при выполнении запросов в виртуальных справочных службах // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2015. — № 2. — С. 164–168. Выделены основные типы отечественных лексикографических ресурсов, используемых при выполнении запросов социально-гуманитарной направленности на основе анализа архивов выполненных справок. Дается оценка их типового разнообразия. Определяется частотность применения отдельных видов лексикографических ресурсов.

2. Протопопова, Е. Э. Рекомендательная библиография в веб-среде // Современная библиотека. — 2015. — № 1. — С. 30–33. Рекомендательная библиография на сайтах библиотек.

1. Аксаментова, Надежда Павловна (заведующая отделом; руководитель Совета). Развитие лидерских качеств молодых специалистов «Молчановки» [Текст] / Н. П. Аксаментова // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 3. — С. 14-17 : портр., фот. — Библиогр.: с. 17 (5 назв.) .

Об опыте работы Совета молодых специалистов Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. И. И. Молчанова-Сибирского за год с момента его основания по развитию лидерских качеств и воспитание профессиональной команды библиотекарей.

2. Беляева, Надежда Евгеньевна (кандидат педагогических наук; старший преподаватель). Молодёжь и чтение художественной литературы: цифровая среда [Текст] / Н. Е. Беляева // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 2. — С. 57-68 : портр., граф., фот. — Библиогр.: с. 64-65 (15 назв.) . — 2 прил. . О социологическом исследовании чтения среди студенческой молодежи Центрального федерального округа и просветительской миссии библиотек по повышению читательской компетенции в цифровой среде.

3. Гусева, Галина Дмитриевна (директор). Молодёжные объединения в библиотеках Минусинска [Текст] / Г. Д. Гусева // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 3. — С. 46-55 : портр., фот. — Библиогр.: с. 55 (2 назв.) . О совместном проекте молодежи и библиотек — общественном объединении «БАММ», проекте «Блог активной медиа-молодёжи Минусинска», участниками которого стали школьники старших классов и студенты городов Минусинска, Абакана, Красноярска, Томска, Кемерово, Москвы. Другой проект — по созданию пространства творческих молодежных инициатив «Зазеркалье» — принадлежит Библиотеке семейного чтения.

4. Зайцева, Ольга Владимировна (ведущий библиотекарь). Чем можно привлечь молодежь в библиотеку: опыт работы Красноярской краевой молодежной библиотеки [Текст] / О. В. Зайцева // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 2. — С. 39-47 : портр., фот. . Об изменениях работы отдела литературы по искусству Красноярской краевой молодежной библиотеки, начиная с 2011 года. Основным изменениям подверглись интерьер, фонд, массовая работа.

5. Захаренко, Марина Павловна (председатель секции; заместитель директора по научной и методической работе). Дела секционные [Текст] / М. П. Захаренко // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 1. — С. 4-5 : портр. . Об итогах работы Молодежной секции РБА в 2014 году в новом составе Постоянного комитета.

6. Захаренко, Марина Павловна (председатель секции РБА; заместитель директора; кандидат педагогических наук). Молодые профессионалы: почему работа в библиотеке становится престижной [Текст] / М. П. Захаренко // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 3. — С. 35-41 : портр., фот. — Библиогр. в сносках . О кадровой политике Российской государственной библиотеки для молодежи, в том числе о мотивации трудовой деятельности молодого библиотечного персонала.

7. Ивлиев, Г. П. (заместитель министра). Участникам и организаторам VI Форума молодых библиотекарей России [Текст] / Г. П. Ивлиев // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 2. — С. 4 . Приветствие Статс-секретаря — заместителя министра культуры РФ Г. П. Ивлиева участникам VI Форума молодых библиотекарей России.

8. Колгина, Майя Владимировна (заведующая отделом). Молодежные инициативы: технологии культурного проектирования [Текст] : XI Межрегиональная школа молодого библиотекаря / М. В. Колгина // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 1. — С. 47-53 : портр., фот. . О проведении XI Межрегиональной школы молодого библиотекаря «Молодежные инициативы: технология культурного проектирования», занятия которой проходили на базе Центральной городской библиотеки имени М. Горького г. Пятигорска.

9. Кравченко, Е. В. Республика Тыва [Текст] / Е. В. Кравченко // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 1. — С. 6-15 : фот., портр. . Об особенностях Республики Тыва, её природе и национальной культуре.

10. Кравченко, Елена Валентиновна (заместитель директора). Первый республиканский форум «Молодые в библиотечном деле Республики Тыва» [Текст] / Е. В. Кравченко // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 1. — С. 25-33 : портр., фот. . О проведении I Форума молодых библиотекарей «Молодые в библиотечном деле Республики Тыва», организованном Министерством Республики Тыва и Национальной библиотекой имени А.С. Пушкина Республики Тыва, который состоялся 21-22 мая 2014 года в г. Кызыле. Здесь прошло учредительное собрание Совета молодых библиотекарей Республики Тыва.

11. Кузнецова, Мария Александровна (председатель совета; заведующая сектором). Bookвальное Art-пространство — проект молодых [Текст] / М. А. Кузнецова // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 1. — С. 54-60 : портр., фот. . Об инновационном молодежном проекте" Bookвальное Art-пространство«, цель которого — создание на базе отдела литературы по искусству и аудиовизуальным материалам Центральной городской библиотеки им. Н.А. Некрасова Креатив-территории BOOK-ART.

12. Лыткина, Екатерина Валентиновна (методист; руководитель проекта). Слет молодых библиотекарей Верхнекамья: хроника событий с некоторыми методическими отступлениями [Текст] / Е. В. Лыткина // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 1. — С. 39-46 : портр., фот. . О подготовке и проведении Слета молодых библиотекарей Верхнекамья.

13. Митрофанова, Татьяна Васильевна (главный библиотекарь). Особенности профессионального развития молодых специалистов Национальной библиотеки Республики Бурятия [Текст] / Т. В. Митрофанова // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 3. — С. 8-13 : портр., фот. . О кадровой политике Национальной библиотеки Республики Бурятия и молодёжном кадровом ресурсе библиотеки.

14. Напартэ, Наталия Александровна (заведующая отделом). Библиотека и внешняя среда — алгоритмы взаимодействия [Текст] / Н. А. Напартэ // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 3. — С. 42-46 : портр., рис. . О системе взаимодействия библиотеки с социальной средой, начиная с анализа целевой аудитории, формировании её лояльности, стимулирования на первое посещение либо совместную деятельность и кончая закреплением и возвращением в библиотеку. Тема рассматривается на примере деятельности Иркутской областной библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского по заключению соглашений о сотрудничестве и созданию Общественного совета.

15. Невзорова, Ольга Сергеевна (председатель Совета; заведующая сектором). Молодежное библиотечное движение Челябинской области [Текст] / О. С. Невзорова // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 3. — С. 18-23 : портр., фот. . Об опыте работы Совета молодых библиотекарей муниципальных библиотек Челябинской области четырех объединений молодых библиотекарей, которые действуют в городах области.

16. Оюн, Эльвира Викторовна (библиотекарь). В кадре — книга [Текст] / Э. В. Оюн // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 1. — С. 34-37 : портр., фот. . О разработке проекта краеведческой направленности «В кадре — книга». Проект рассчитан на два года и служит целям привлечения внимания к книгам о Туве, на тувинском языке при помощи буктрейлеров.

17. Перфильева, Арина Ивановна (методист). Косплей, фанфикшн, перформанс как формы читательского творчества [Текст] / А. И. Перфильева // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 3. — С. 55-61 : портр., фот. . О популярных современных направлениях молодежного творчества и их применении в работе библиотек для продвижения книги и чтения среди молодежи.

18. Русак, Маргарита Леонидовна (председатель Союза; ведущий специалист). Союз молодых библиотекарей Красноярской краевой молодежной библиотеки [Текст] / М. Л. Русак // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 1. — С. 61-68 : портр., фот. О работе созданного в 2014 году на базе Красноярской краевой молодежной библиотеки Союза молодых библиотекарей и его планах на будущее.

19. Соколова, Елизавета Евгеньевна (главный библиотекарь). Не боимся доказывать власти, что мы нужны обществу [Текст] / Е. Е. Соколова // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 3. — С. 28-34 : портр., фот. . — ISSN XXXX-XXXX Об опыте работы Союза молодых профессионалов ТОУНБ имени А.С. Пушкина.

20. Сошкина, Любовь Александровна (руководитель совета; главный библиотекарь). Лидерские качества как ключевые составляющие деятельности специалиста Сахалинской областной универсальной научной библиотеки [Текст] / Л. А. Сошкина // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 3. — С. 3-7 : портр., фот. . О работе Молодежного совета Сахалинской областной универсальной научной библиотеки и проявлении лидерских качеств молодых сотрудников в реализации творческих проектов, стремлении развиваться самому и развивать библиотеку.

21. Судоплатова, Елена Анатольевна (заведующая отделом). Доступная среда в библиотеке: итоги реализации программы [Текст] / Е. А. Судоплатова // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 3. — С. 61-65 : портр., фот. Об итогах реализации долгосрочной целевой программы «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения», действующей в Иркутской области с 2013 года. В ней участвовали и две областные библиотеки.

22. Судоплатова, Елена Анатольевна (заведующая отделом). Энергию Байкала — в энергию молодых! [Текст] / Е. А. Судоплатова, Т. М. Меснянкина // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 2. — С. 6-30 : 2 портр., фот. . Хроника VI Форума молодых библиотекарей России «Библиотека без границ: развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России», который состоялся в Иркутске 11-12 сентября 2014 года, впечатления участников форума.

23. Тараненко, Татьяна Сергеевна (начальник отдела). Формирование имиджа библиотеки средствами PR-технологий и рекламы на примере МАУК «Муниципальная информационно-библиотечная система» г. Кемерово [Текст] / Т. С. Тараненко // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 2. — С. 31-39 : портр., фот. — Библиогр.: с. 39 (5 назв.) . О связях с общественностью и рекламе в формировании положительного имиджа библиотек Кемерова.

24. Фенцель, Ольга Васильевна (директор; кандидат педагогических наук). Профессиональное общение библиотекарей Тувы: традиции и инновации [Текст] / О. В. Фенцель // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 1. — С. 16-24 : портр., фот. — Библиогр.: с. 24 (10 назв.) . О развитии библиотечного дела в Туве и профессиональном общении библиотекарей Республики.

25. Фирсов, Владимир Руфинович (президент ассоциации; заместитель генерального директора по научной работе; член совета). Приветствие организаторам и участникам VI Форума молодых библиотекарей России «Библиотека без границ: развитие и реализация потенциала молодёжи в интересах России» [Текст] / В. Р. Фирсов // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 2. — С. 5 . Приветствие президента Российской библиотечной ассоциации В. Р. Фирсова участникам VI Форума молодых библиотекарей России.

26. Чооду, Нелля (библиотекарь). Отец — это звучит гордо! [Текст] / Н. Чооду // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 1. — С. 38 : портр., фот. . Праздник «День отца» в библиотеке школы № 12 г. Кызыла отметили вечером ответов и вопросов для учащихся 6-х классов.

27. Шатько, Ольга Игоревна (библиотекарь). Проект продвижения чтения среди автолюбителей и байкеров [Текст] / О. И. Шатько // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 3. — С. 65-67 : портр., фот. . О реализации Компьютерной библиотекой г. Омска проекта по продвижению чтения среди байкеров и автолюбителей с рекламным автопробегом.

28. Щукина, Елена Александровна (главный библиотекарь). Ассоциация молодых библиотекарей Иркутской области в развитии [Текст] / Е. А. Щукина // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 3. — С. 23-27 : портр., фот. . О работе Ассоциации молодых библиотекарей Иркутской области, созданной в декабре 2013 года.

Журнал "Молодые в библиотечном деле" можно взять в методическом отделе ВОЮБ

ПРАВОВАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА

Министерство культуры Российской Федерации

Портал "Культура России"

Федеральная целевая программа "Культура России" (2012 - 2018 гг.). Информационный портал

Сохранение культурного наследия России, формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения доступа различных групп граждан к культурным благам и информационным ресурсам, для сохранения и развития культурного потенциала нации, для адаптации сферы культуры применительно к рыночным условиям существования, интеграция в мировой культурный процесс

Правовой портал в сфере культуры. Информационно-справочная база нормативных документов по культуре

Общероссийская сеть публичных центров правовой информации

АВТОМАТИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕК И ВОПРОСЫ КАТАЛОГИЗАЦИИ

Ассоциация ЭБНИТ

Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий. Система автоматизации библиотек ИРБИС

Национальный информационно-библиотечный центр «Либнет»

Основная цель проекта – создание национальной системы корпоративной каталогизации на основе системы национальных форматов RUSMARC, в целях снижения затрат российских библиотек на машиночитаемую каталогизацию при высоком качестве библиографических записей

Ассоциация региональных библиотечных консорциумов (АРБИКОН)

АРБИКОН является некоммерческим партнерством, объединяющим российские библиотеки и информационные центры. Целью Партнерства является оказание содействия российским библиотекам в предоставлении более качественного информационного обеспечения пользователей на основе внедрения современных библиотечно-информационных технологий, модернизации управления библиотечными ресурсами, в первую очередь, при обработке поступающей литературы, а также при оперативном использовании ресурсов удаленных библиотек страны на основе доступа через Интернет

Интернет в профессиональной информационной деятельности

Интерактивный учебник, который может быть использован в самостоятельном освоении библиотечными работниками новых информационных технологий

Национальная служба системы развития форматов RUSMARC

Отдел обработки и каталогов Российской национальной библиотеки

Российская книжная палата

Национальный центр государственной библиографии, статистического учета и международной нумерации издательской продукции, стандартизации и научных исследований в сфере книжного дела, национальное фондохранилище обязательных экземпляров всех печатных изданий, выходящих в Российской Федерации. Он-лайн подписка на издания, заказ книг. Информация для издателей, возможность добавления описания издания в базу данных Книжной палаты

ВОПРОСЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ

Пушкинская библиотека. Некоммерческий Фонд поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий

Деятельность Фонда направлена на осуществление программ по поддержанию российской науки и культуры, в том числе в сфере книгоиздания, образования и новых информационных технологий. Его основная задача – создание системы комплектования фондов. Информация для издателей и библиотек

Центральный коллектор библиотек "Бибком"

"Бибком" – лидер в области комплектования библиотек. Активно работает с ведущими российскими издательствами, предлагает библиотекам и организациям квалифицированную помощь в комплектовании книжных фондов по схеме обязательного платного экземпляра

Комплектование.ru

Проект «КОМПЛЕКТОВАНИЕ.RU» является дополнением и развитием Сводного каталога библиотек России - основы национальной системы корпоративной каталогизации библиотек (www.nilc.ru)

Основной задачей Проекта является предоставление 130 тысячам российских библиотек и другим пользователям свободного доступа к полному, актуальному, иллюстрированному и аннотированному Интернет - каталогу о наличии в продаже издательской продукции

"Либерия" - профессиональное библиотечное издательство

Издательская группа "Гранд-Фаир" - специальный издательский проект для библиотек

Ассоциация книгоиздателей России

Информационный центр сотрудничества "ЛИТЕРА"

Основным направлением деятельности стало издание книг по современным проблемам развития информационно-библиотечных технологий в нашей стране. Компания возродила серию пособий "Современная библиотека", а также издает журналы "Современная библиотека" и "Игровая библиотека"

ПРОФИЛЬНЫЕ САЙТЫ

Российская библиотечная ассоциация

Цели Ассоциации: «Объединение усилий, поддержка и координация действий библиотек, библиотечных ассоциаций и школ в интересах сохранения и развития библиотечного дела в России, представительство и защита интересов российского библиотечного сообщества, повышение престижа библиотек и социального статуса библиотечной профессии». Новости, официальные документы, информация о ежегодных конференциях РБА, материалы информационного бюллетеня РБА

LIBRARY.RU - информационно-справочный портал

Портал создан в 2003 году группой специалистов, ныне представляющих АНО «Институт информационных инициатив» и Российскую государственную библиотеку для молодёжи.

Четыре основных раздела – «Библиотекам», «Читателям», «Мир библиотек» и «INFOLOOK» – отражают четыре задачи:

  • библиотекарям предложить документы и материалы, которые помогут им в их профессиональной деятельности;
  • пользователям Интернета, и особенно молодежи, предоставить доступ к информации и материалам, активно спрашиваемым, но отсутствующим в Сети;
  • тем, кто, возможно, не пользуется услугами реальных библиотек, но не прочь поближе познакомиться с ними, предлагаются интересные исторические факты, новости, зарисовки, ссылки на ресурсы о библиотеках;
  • пользователям, нуждающимся в информации, но не владеющим в достаточном мере навыками самостоятельного поиска ее в Сети, предлагаются каталог российских и зарубежных виртуальных справочных служб, ссылки на тексты об искусстве поиска информации, а главное, они имеют возможность задать свои вопросы в самую большую в Рунете виртуальную справочно-информационную службу.

Библиоnet – каталог библиотечных сайтов

Каталог сайтов российских библиотек различных типов и ведомственной принадлежности. Особую ценность представляет наличие в каталоге ссылок на сайты муниципальных библиотек, а также на сайты органов местного управления, на которых размещены информационные страницы о городских библиотеках и ЦБС

Публичная библиотека Новоуральского городского округа

Штаб-квартира секции публичных библиотек Российской библиотечной ассоциации

Центральные библиотеки субъектов Российской Федерации. Корпоративная полнотекстовая база данных

База данных содержит тексты неопубликованных документов и малотиражных изданий ЦБ субъектов РФ: региональных и локальных нормативно-правовых документов, отчетов, обзоров деятельности муниципальных библиотек региона, методических рекомендаций и др.

Путеводитель по краеведческим ресурсам на библиотечных сайтах Интернет

Путеводитель представляет собой аннотированный справочник, отражающий все существующие электронные сетевые краеведческие ресурсы российских библиотек. Представляет собой методическое пособие в электронной форме, содержащее анализ развития сетевых краеведческих ресурсов и служащее возможностью для профессионального обмена мнениями о качестве и перспективности представленных материалов

Краеведческий портал Челябинской области

Сайт посвящен истории, культуре, природе – тому, что вкладывается в понятие «родной край». В разделе «Новости» сообщается о культурных мероприятиях, происходящих не только в Челябинской области, но и в России. В «Библиотеке» можно найти полные тексты разнообразных краеведческих изданий, в том числе и новых. На сайте – информация обо всех областных организациях, занимающихся краеведческой работой. Здесь размещены фотографии красивейших памятников уральской природы, культуры и архитектуры. Раздел «Образование» снабжен нормативными документами в области краеведческого образования, методическими материалами в помощь преподаванию краеведения в школе

ЧТЕНИЕ 21

Цель портала – мобилизовать общественное мнение и быть важным информационным каналом для государственных и общественных структур, профессионалов и любителей книги и чтения в России. Этим определяется структура и сервисы портала. Примеры продвижения чтения в России, рекомендации и предложения государственных и общественных организаций, а также доклады и статьи российских и зарубежных специалистов по этому вопросу. Информация о новинках российских издательств, о творчестве и литературных пристрастиях

Библиотечное дело. Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт

Электронная версия журнала: www.nlr.ru/prof/publ/bibliograf/

Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества

Школа библиотечного лидера

Современная библиотека. Сайт журнала

Мышь библиотечная. Блог библиотекаря

Новости Вологды, а также новости Вологодской области