На пороге взрослой жизни
Никольская Евдокия Алексеевна,
обучающаяся 10 класса МОУ «СОШ № 112»,
г. Уфа
Удивительно звучат слова учителей, которые, как и их ученики, подводят итоги прожитых. Вспоминая о том, как юношами, вышедшими из стен школы, они отправились в военкомат, люди, пережившие войну, говорят о том, что дети живут в счастливое время. Учитель физики Решетников желает выпускникам «чтоб они не мёрзли в окопах».
О молодёжи говорят с теплотой и заботой. Наставники любят её каж-дый по-своему: математик, физик, Нина Семёновна, которая считает, что её ученики добры от природы. Слова «они должны быть добрее нас» выражают общее мнение.
Учителя здесь — яркие личности. Их, таких разных, объединяет общая любовь — к школе и детям. Им удалось воспитать неординарных учеников, которые верят, что «научатся жить».
Ребята повзрослели внезапно, ощутив трудность выбора и ответственность за чужую жизнь. Они жалеют о том, что, стремясь поговорить по думам, бросились унижать друг друга. Об их кругозоре и любви к жизни говорят даже прозвища: «Сократ», «Цицерон», «Вещий Олег».
Ольга Олеговна радуется тому, что исключительная натура Юли проявилась так ярко. Рождение личности — необычное событие. Директор и учителя жалеют о том, что не всегда могут «разглядеть в человеке, чем он значителен. Так можно и гения просмотреть». Учителя счастливы тем, что занимаются свом любимым делом. Несчастный человек среди них — Зоя Владимировна. И нам, читателям, её искренне жаль. Не получая радости от работы, она ломает чужие судьбы. Да, она ответственна, добросовестна, бездушна, черства к людям, высокомерна по отношению к молодым энергичным, исполненным энтузиазма коллегам. Страшно иметь такого учителя литературы.
Она не воспитала единомышленников из учеников. Именно в своих семьях, а не на её уроках Сократ Онучин стал поэтом-бардом, Игорь Проухов — художником. Вопреки её равнодушию дети научились остро чувствовать и осознавать хрупкость человеческой жизни. Юноши раскаиваются в том, что хоть на мгновения, только в мыслях, они чуть не стали пособниками убийцы. Проблемы жизни и смерти, проблемы выбора пути волнуют выпускников. Автор постоянно подчёркивает, что они перечитывают фамилии на обелиске и помнят о тех, кто отдал свои жизни за мир.
Юля высказала общую мысль: не хочу жить по- мышиному, не хочу любить как волчонок. В. Тендряков говорит о том, что важно для всех нас. Мы всегда находимся в ситуации выбора, боимся ошибиться. Мы хотим, чтобы наш выбор был правильным.