Кузнецова Ирина Николаевна "На пороге взрослой жизни: речь на выпускном"

18.05.2018
|
Комментарии отключены
||

НА ПОРОГЕ ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ: РЕЧЬ НА ВЫПУСКНОМ

Кузнецова Ирина Николаевна,
главный библиотекарь
МБУК «Харовская ЦБС им. В. И. Белова»,
Вологодская область.

Период юности — очень важный период в жизни каждого человека. Позади детство, впереди интересная самостоятельная взрослая жизнь. Очень важно, с какими жизненными установками подойдёт молодой человек к порогу взрослой жизни. И именно школа играет наибольшую роль в формировании нравственных качеств, которые определяются понятием «порядочность».
Это как никто другой понимал В. Тендряков, поэтому и отдал на суд читателей свою повесть «Ночь после выпуска», в которой поставил важные вопросы воспитания подрастающего поколения: помогает ли школа детям найти своё место во взрослой жизни, занимается ли школа воспитанием чувств, учит ли любви и добру. Вопросы очень серьёзные. Да и как иначе. Нельзя не согласиться с Тендряковым, считавшим, что «обучать нравственности — это, по сути, обучать умению жить».
Однако на поставленные в повести вопросы автор ответов не даёт, а лишь побуждает читателя к размышлению.
Очень важно, что мысли о необходимости преобразований в школе Тендряков вложил в уста ученицы. Ведь если об этом задумываются и говорят ученики, значит, необходимость перемен назрела.
Ещё раз вчитываюсь в слова героини повести Юли Студёнцевой «… Школа заставляла меня знать всё, кроме одного, — что мне нравится, что я люблю…». А память переносит меня в далёкий 1987 год. Школьный выпускной вечер. Как это было недавно, как это было давно. Мы, выпускники, такие юные, самостоятельные, уверенные в себе, ВДРУГ оказавшиеся на пороге взрослой жизни.
Задумываюсь, что же школа дала лично мне. И волей-неволей возвращаюсь к прочитанному, пытаюсь осмыслить, осознать. В голове два «я»: я — ученица и я — учитель, ведь моя профессия по диплому — педагог. Нужно признать, что вопросы образования и воспитания мне были небезразличны всегда. Моё «я» ученицы на стороне выпускницы Юлии Студёнцевой. Её образ вообще мне близок. Так же, как и она, я была одной из лучших учениц в классе. Никаких интересов не имела. Была нацелена на учёбу. Как и Юля, я не чувствовала себя счастливой, но в отличие от неё, когда передо мной открылись тысячи дорог, мне не было страшно. Страшно стало сейчас, когда половина жизненного пути пройдена. Страшно от того, что я так мало могу и умею, потому что когда-то все свои силы отдавала только учёбе.
Странно, что повесть » Ночь после выпуска«, написанная В. Тендряковым в 1974 году, остается актуальной и по сей день. Школа зажата тисками многих предписаний и стандартов. По-прежнему в ней преобладает авторитарный стиль работы с детьми, что ведёт к деформации личности.
К уже имевшимся проблемам добавились перегруженность школьных программ и необычайно большой «бумагооборот» у учителей. Где тут думать о воспитании чувств. Выдать бы программу, научить. Главное — успешная сдача ЕГЭ. Вопросы воспитания сами собой отходят на второй план.
Но вернёмся к повести. Выступление Юли всколыхнуло «застоявшуюся воду» и в педагогическом коллективе. Педагоги школы вынужденно подключились к дискуссии о том, необходимы ли перемены в школьном образовании, если нужны, то какие.
Как ни странно, моё «я» — учитель хочет примирить завуча школы Ольгу Олеговну, выступающую за необходимость перемен, и Зою Владимировну, старейшую учительницу школы, представляющую собой оплот традиционных представлений о школе.
Каждая из них по-своему любят школу и своих учеников. В суждениях обеих есть рациональные зерна. Как и Зоя Владимировна, я считаю, что введение нового не должно начинаться с нуля. Это должно быть совершенствование уже наработанного педагогического опыта. Но согласна я и с завучем Ольгой Олеговной, что школа нуждается в новых учителях, способных дать ход новому. Также, по моему мнению, Ольга Олеговна права, что необходимо ориентироваться на востребованность данных школой знаний в будущем. Для этого, считаю, необходимо связать обучение с производством, с трудовой деятельностью.
Обязательно относиться к ребёнку с уважением, учитывать в процессе обучения и воспитания индивидуальные особенности каждого ученика. Приветствовать увлечения детей. Через увлечения работать над развитием их творческих способностей. Нужно принять то, как говорил кто-то из педагогов — новаторов, что » ребёнок, обучаясь в школе, не только готовится к жизни, но уже живёт«.
И чтобы не получилось так, как это вышло у героев повести «Ночь после выпуска», когда выяснилось, со слов той же Юлии Студёнцевой, что каждый из героев » думает только о себе… и ни в грош не ставит достоинство другого…«, школа должна дать ребятам не только знания, но и научить любви и добру. Тогда на пороге взрослой жизни им не будет страшно.
Жестокость, подлость, чёрствость происходят от бедности чувств. А бедность чувств происходит, в том числе, и от недостаточного воспитания искусством. Ещё Д. Кабалевский писал: » Прекрасное пробуждает доброе«. Т. е. педагогам нужно шире использовать возможности искусства, тогда человек будет иметь не только «умную голову, но и умное сердце». Это значит, он по — доброму будет относиться к людям, будет способен понимать других и проявлять к ним соучастие, будет признавать свои ошибки, будет иметь способность удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.
И тогда, верю, у детей, стоящих на пороге взрослой жизни, всё получится. Они, как сказал герой повести Игорь Проухов, «научатся жить».

 

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии к этой странице запрещены.


Новости Вологды, а также новости Вологодской области