Все знают эту книгу — но мало кто ее читал. Хочется сказать, вообще никто.
Кому захочется потратить половину своей жизни — учитывая ее объем — на описание одного дня некоего дублинца Леопольда Блума.
«Улисс» Джеймса Джойса — образец литературы модернизма. Текстовый эксперимент, который создан не для того, чтобы заботиться не о комфорте читателя, а для того, чтобы писатель смог воплотиться в мире через новую форму. Сцены занудные, сцены абсурдные, сцены динамичные, сцены философские, сцены мерзкие и сцены низкие — казалось бы, все собрано в этом романе из нашей с вами жизни, неважно, где мы живем, в Дублине, Монако или Вологде.
Однако, почему мы испытываем отвращение, когда читаем о самых обычных вещах. Правда, о них, случается так, не принято говорить в приличном обществе, но давайте будем честными — все мы одинаковые, все мы люди и всем нам присуще все, что присуще людям. Но, пожалуйста, вот вам еще одна причина, почему роман не читают — снобизм.
Следующей причиной может быть задокументированный Дублин. Сам автор утверждал, что город можно точно восстановить по тексту, если с ним вдруг что-то случится. 16 июня каждого года дублинцы обряжаются в советующие костюмы, проходят маршрут Блума и Дедала, заказывают еду из романа. На домах висят таблички, по дороге попадаются скульптуры — и все это «Улисс».
Но зачем читать о настоящем городе, если можно его просто посетить? Удовольствия и пользы будет куда больше. Зачем читать о настоящем городе, если выходит, что в нем на страницах книги не будет ни капли вымысла? Какая же это тогда литература?
Человек, который когда-то крикнул на древнегреческом: «Никто!». Зачем читать роман о «ником»?
И даже если вы его прочитаете, вам все равно никто не поверит.
Автор рубрики — Катерина Козицына