Ворон, как мы видим, очень модная птица. Он оказывается на обложке и в названии каждой второй книги в жанре young adult. Приходится проявлять чрезвычайную осторожность.
На тетралогию Мэгги Стивотер я наткнулась случайно — то есть, как обычно. Скорее всего меня вдохновила невнятная аннотация и странная тема для современной подростковой литературы — главный герой ищет мертвого кельтского короля.
Мэгги Стивотер пишет приятно. Нетривиально. И эмоции, которые она описывает, не похожи на те, которые мы встречаем в других книгах young adult, — здесь смазанные терзания девочки по поводу двух мальчиков, крепкие отношения внутри семьи главной героини, она не бунтующий подросток, про родителей которого обронено два слова на первых страницах. Взрослые — такие же полноправные герои истории, как и подростки.
Каждый персонаж вырисовывается из дымки, имеет свои характерные черты: король Ганси и его придворные маги: карабкающийся Адам, ломающийся Ронан, рассудительная Блу и Ной с холодными руками.
Неважно, чем эти книги закончатся. В принципе, мне было неважно, как сложатся жизни героев и какие между ними в конце концов будут взаимоотношения и расстояния. Повествование похоже на густой пар, которые висит в воздухе настолько плотно, что иногда приходится почти плыть через него, загребая руками.
Связи между персонажами этих книг объяснять не нужно — Мэгги Стивотер так описывает их взаимодействие, что все становится понятным без слов. Сквозь действия героев видно и судьбу, сформированную еще до создания мира, и боль, через которую им нужно переступить или утонуть, и любовь, которая просто повсюду — и все тут.
Читать «Воронят» грустно — не потому, что там описываются грустные события, а потому, что у всех героев истории личности давным-давно сложились и осознались, мироустройство постигнуто, будущее предопределено и так далее — а мудрость, как правило, придает налет грусти. Хотя лучше бы назвать это покоем.
Так я попыталась передать атмосферу книг. Удалось ли мне? Я не знаю.