Анастасия Мешалкина. «Друг-апрель» Эдуарда Веркина

meshalkinaКонкурс «Книга. Версия 2.000»

в рамках Межрегионального молодежного
фестиваля книги и чтения
«КлЮкВа: Книга. Юность. Вологодчина»

Автор: Мешалкина Анастасия, 14 лет, Череповец


«Друг-апрель» Эдуарда Веркина

Читать — это еще ничего не значит;
ЧТО читать и КАК понимать читаемое —
вот в чем главное дело.
К.Д. Ушинский

С самого раннего детства меня окружают книги. Вначале мама читала мне сказки, но, постепенно познавая букву за буквой, я научилась складывать слова и понимать содержание. Ранее родители советовали мне, какие произведения нужно изучить, а теперь я уже осознанно делаю выбор сама: по названию, фамилии автора, иллюстрациям, но, чаще всего, по аннотации.

Сейчас современные писатели делают акцент на фэнтези. Конечно, авторы идут от потребностей большинства тинэйджеров. Но, я думаю, что, читая книги только этого жанра, невозможно научиться жить в реальном мире. Нам, подросткам, не хватает реалистической литературы, в которой мы могли бы почерпать опыта других людей, оценить поступки героев, научиться реагировать на первую любовь, делать выбор в жизненных ситуациях. Нам необходимы произведения о действительности, переходном возрасте, становлении личности, о жизни!

Однажды в моих руках оказался роман Эдуарда Веркина «Друг-апрель», который тронул меня до глубины души. Главный герой — Ваня или Аксен — прозвище, которое дал ему старший брат — пятнадцатилетний подросток из неблагополучной семьи, живет в поселке Ломы Костромской области, в доме «с щелями в стенах» с пьющей матерью и двумя братьями.

Старший брат Иннокентий школу не окончил, занимается воровством, страдает алкогольной зависимостью, очень агрессивен. Все называют его — Чугун, видимо, из-за твердого, упертого характера. У меня же он ассоциируется с ржавым металлом, который пронизан коррозией. «Будущий уголовник» называет его участковый. Младший брат Славка не посещает детский сад, предоставлен сам себе, часто бывает голодным. Он получил прозвище Тюлька, так как однажды съел несколько банок с рыбой. Он любит конструировать, хотя игрушек в доме практически нет.

Чугуну, кроме свободы, денег и алкоголя, ничего не нужно. Он всяческими способами пытается достать средств на выпивку. Так, приходя на железнодорожный вокзал, заставляет Тюльку снимать старенькое пальто, футболку и смотреть заискивающим лицом на выходящих из поезда пассажиров. И как же не подать маленькому худому грязному ребенку! Аксен тоже участвует в попрошайничестве, а что делать, других способов заработать в поселке нет.

Три брата, живущие в одних и тех же условиях, но как же по-разному складываются их судьбы. Чугун «три года получил условно, ˂…˃ суд учел трудное детство», но везение не сопутствовало ему: » ˂…˃ под поезд попал. Никто даже не заметил, так и помер под насыпью«. Мне, конечно, жаль Иннокентия, но, с другой стороны, если бы он остался жив?.. Думаю, что, скорее всего, сбылись бы слова участкового: «сядет, выйдет, снова сядет».

Многое пришлось пережить Ивану и Славику: умирает мать, младшего определяют в детский дом. Ваня сильно привязан к брату и ставит перед собой цель — во что бы то ни было выбраться из этой трясины, получить образование и забрать брата к себе. И ведь это у него получается сделать!

Немалую роль в становлении личности молодого человека играет первая любовь. Для этого описания в романе автор выделяет отдельные главы с воспоминаниями, в которых читатель может прочувствовать полноту и искренность чувств мальчика. Эта любовь начинается еще с детского сада, когда семья жила в городе. Ваня уже там дерется из-за Ульяны. Он всегда добивается того, что задумал: «… Ему требовалось просто находиться рядом, поэтому он поступил просто — взял раскладушку Лобина с грузовичком и перетащил на девчачью сторону, ее же раскладушку с малинкой перетащил на мальчишечью. Так продолжалось несколько дней, после чего раскладушки Вани и Ули ставят отдельно от всех остальных, рядом с аквариумом». Позже они идут в одну школу, но в разные классы. Несмотря на это, дружба и чувства их крепнут еще больше. Но в середине девятого класса герой бросает школу: семья уже живет в поселке и катится в пропасть. Одно утешает главного героя — Ульяна должна будет приехать к нему в апреле, ведь в Ломах у ее семьи дача.

На протяжении всего произведения подросток проводит время в ожидании встречи с Улей. Просыпаясь, он всегда смотрит на календарь и считает, сколько же дней остается. Время длится медленно и однообразно: нечего поесть, пьяные старший брат и мать, попрошайничество…. И вот, она приезжает! Но не одна, а с другом: она кормит его с руки, они фотографируют друг друга. Иван «не мог уловить, о чем она говорит, слова не цепляли смысл, ˂…˃ Аксен вдруг догадался, почему он ничего не понимает — потому что она говорила не с ним». Он замечает, что «у нее изменились глаза. Они были незнакомые. Совсем». Этот момент я переживаю вместе в героем. Девушка поступает некрасиво, неправильно, нельзя смеяться над чувствами другого человека, и я понимаю, что никогда бы не сделала такую подлость. Их жизненные пути расходятся, но через четыре года они случайно встречаются в городе: у нее есть муж, и она курит.

А почему же все-таки «друг-апрель»? Я думаю, что апрель — это точка ожидания. Иван ждет, что Ульяна приедет именно к этому месяцу и надеется, что все в его жизни изменится. Да, все изменилось, но только не так, как он предполагал. Мы можем наблюдать, как проявляется характер подростка, ведь он не пристрастился к алкоголю, не пошел на преступления, «не сломался».

Апрель для нашего героя — месяц начала новой жизни, особенно после того, когда понимает, что Ульяна — не его девушка. Он больше не ждет встречи с ней. Теперь ему нужно думать о Тюльке — его забирают в детский дом, из которого брата надо непременно «вытащить». И Иван, дождавшись совершеннолетия, исполняет свой родственный долг. Это какую же нужно иметь подростку целеустремленность, чтобы выбраться из губительного места — Ломов и спасти брата!

Роман «Друг-апрель» захватил меня своей печальной реальностью, с которой сталкиваются многие семьи, и не каждая может найти выход из подобных ситуаций с положительным результатом. Произведение учит самостоятельности, умению делать выбор, ценить чувства других людей. А, самое, наверное, главное, надо помнить, что только от нас самих зависит, оставаться ЧЕЛОВЕКОМ или НЕТ.

Эрнест Хемингуэй писал: «Все хорошие книги сходны в одном, — когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно всегда при вас и останется: хорошее или плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места, и какая была погода».

Круг моего общения широк, но мои друзья больше увлечены виртуальным общением, социальными сетями, у некоторых уже не остается времени для прочтения книг. Но мне повезло с моей семьей. У меня всегда есть возможность поразмышлять о прочитанном произведении с родителями, обсудить поступки героев или какие-то непонятные пока для меня моменты и даже поспорить. Действительно, и книга помогает нам жить и делать правильный выбор!


Список всех работ


Новости Вологды, а также новости Вологодской области